Использование методики мнемотехника для развития связной речи у дошкольников
презентация к уроку по развитию речи по теме

Степанова Светлана Анатольевна

 

 

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.    

Цель обучения – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, т.к. они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Основа обучения – развитие творческого познания.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mnemotekhnika._prezentatsiya_stepanovoy_s.a._2012_g.zip289.98 КБ

Подписи к слайдам:

МДОУ компенсирующего вида детский сад №34 «Надежда»Учитель – логопедСтепанова Светлана Анатольевна
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее времястановится более актуальным. Цель обучения – развитие памяти, мышления, воображения,внимания, а именно психических процессов, т.к. они тесносвязаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания.У детей с речевой патологией особенно важно развивать нагляднообразное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основеобразования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание иувеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, их используют для: *обогащения словарного запаса, *при обучении составлению рассказов, *при пересказах художественной литературы, *при отгадывании и загадывании загадок, *при заучивании стихов.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частичнографическое изображение персонажей сказки, явлений природы,некоторых действий и др. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразитьтак, чтобы нарисованное было понятно детям.
Работа строится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов,потом переходим к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.
При ознакомлении с художественной литературой или при обучении составлению рассказов широко используют мнемотехнику. Работа состоит из нескольких этапов:
Этап №1  -  Рассматривание таблицы иразбор того, что на ней изображено.Этап №2  -  Перекодирование информации,т.е. преобразование из абстрактных символовв образы.Этап №3 -  Осуществляется пересказинформации (сказки, рассказа) с опорой насимволы (образы),т.е происходит отработкаметода запоминанияЭтап №4  - Делается графическая зарисовкамнемотаблицы.Этап №5  - Каждая таблица может бытьвоспроизведена ребенком при ее показе ему.
Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”(чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок)Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
«Весна»Наступила весна. У весны тримесяца: март, апрель, май.Весной ярко светит солнце исильно пригревает. Тает снег,кругом лужи, бегут ручьи. Идеттеплый весенний дождь. Надеревьях набухают почки ираспускаются клейкие листочки.Появляется первая травка.Прямо из-под снега расцветаютподснежники – первые вестникивесны. Просыпаются насекомые.Из тёплых мест возвращаютсяперелётные птицы.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.Этапы работы над стихотворением:Выразительное чтение стихотворения.Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
«Подарки Осени» «Зима»
«Весна» «Лето»
Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и воспроизведение рифмованных текстов. Занятия проходят намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.
У Егора огород, Там морковка и горох. Справа  огород Федоры, Там растут помидоры Рано утром взяв корзинуВ огород пошла Алина В огороде у забора, Сорвала два помидора, А в теплице у крыльцаДва зелёных огурца. А ещё хозяйка ловко С грядки сорвала морковку.
Список литературы
Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.Большова Т. В. Учимся по сказке// СПб.,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников»

Представлен материал по использованию метода моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Работа с мнемотехникой, как и все остальное , строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младше...

Консультация «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:-Односложная, состояща...

презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

в презентации даны цели и задачи , решаемые с помощью мнемотехники, где её можно применять....

Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников

В статье говорится об использовании в  работе с дошкольниками наглядного моделирования. Мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутре...

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....