"Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"
консультация (старшая группа) на тему

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekovosp.-eto.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Д  О  К  Л  А  Д  : «Экологическое  воспитание  -  это  воспитание  нравственности, духовности и  интеллекта.»

Камаева Наталья Николаевна

Воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» комбинированного вида

Г.Ардатов, Республика Мордовия

          Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, ибо у же сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им «производство» губительных процессов для природы, причём в таком масштабе, что грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая самого человека.

           Всем известно в какой экологической обстановке мы сейчас живём. Наличие парникового эффекта, уменьшение азонового слоя, высокая концентрация в атмосфере токсических  и радиационных веществ, загрязнение водоёмов, истощение водных запасов, эрозия почв, сокращение площадей лесов, безжалостное истребление животного и растительного мира. С лозунгом: « Мы самая большая и богатая страна в мире, у нас всего много» мы действовали по принципу: «Лишь бы мне было хорошо, а после меня хоть трава не расти» Сегодня же обнаружилось, что наша планета не так велика и не настолько богата, что бы можно было не считаться и не беречь её запасы. Сбываются пророческие слова Ф.Энгельса, который ещё в прошлом веке пытался предостеречь: «Не будем, однако слишком обольщаться    нашими победами над природой! За каждую такую победу она нам мстит»

           Человек сейчас только начинает понимать , что большинство болезней возникает в результате разрушения им же окружающей среды. Ученые доказали, что ныне до 80% заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды.

            Пришла пора осознать, что человек не властелин природы, а её часть и выходец, Человек – единственный зоологический вид, наделённый разумом и нарушает и нарушает законы экологии. Уничтожая, собственную среду обитания, люди задумываются над простыми вопросами « Что съесть?, Чем обогреться?» и над сложными «Как сохранить природу?»

             Как же сохранить природу? Как взамен «природопокравительства» обрести истинную культуру мышления и сознания по отношению к природе? Выход один – взрослый должны «прозреть», а детей надо воспитывать в духе экологической культуры и грамотности.

              Экологическая проблема встаёт ныне не только и не просто как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологической грамотности и сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. А избранные экологи-профессионалы не решат экологических проблем общества, ибо с природой постоянно контактируют все люди Земли, и среду от таких контактов не уберечь. Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием. На иной путь не остается времени.

                Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека.

                 Что же понимать под экологическим воспитанием дошкольников?

                 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе ( т.е. нравственное воспитание)

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

- развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхотиться ею,желание  сохранить её)

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными (трудовое воспитание)

                  Начиная свою работу с детьми 2 младшей группы, я часто наблюдала такую картину. Малыши могли свободно зайти на клумбу и сорвать понравившийся цветок, без всякой цели поймать красивую бабочку или убить, наступив ногой, черного некрасивого жука. Как не

горько, но приходится осознавать, что у детей раннего дошкольного возраста развивается такая логика  - «если красиво, значит должно быть моим», или «этот жучок мне не нравится, значит его надо убить». Что это, откуда такая вседозволинность, Я отношу это в вину родителям, кото-

рые научили этому своих детей. Примеров достаточно, малыш увидел ромашку, тянется к ней, а мама уже спешит сорвать цветок и вложить его в руки ребенка. Или взять семейные походы в лес, когда совершаются набеги на раннецветущие весенние цветы, родители и сами рвут охап-

ками цветы, подавая тем самым пример для подражания ( причем делают это сознательно,пони-

мая, что те же ландыши занесены в Красную книгу) и детям разрешают, вот и соревнуются кто больше сорвёт. .А потом все удивляемся, откуда у детей небрежное, жестокое отношение к природе, а затем и такое же неуважение в последствии к близким (родственникам),друзьям и т.д

            С этим примером хочется привести слова В.Белинского: « Животное, родившись от льва и львицы делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств. Но человек, родившись не только львом или тигром, но даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком, и ослом и чем угодно». Поэтому именно от нас, взрослых, зависит какими вырастут наши дети. Мы, родители и воспитатели   должны научить наших детей не только брать от природы ,но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства!

              Такое поведение детей объясняется отсутствием у них необходимых знаний . С этого и начиналась моя работа.

              Прежде всего я составила годовые перспективные планы по экологическому воспита-

нию , включающие в себя и фронтальные занятия по ознакомлению с окружающей природой, комплексные занятия с другими видами деятельности ( ИЗО, музыкальной, трудовой и т.д.) Я не буду заниматься перечислением тем, и конкретных знаний, полученных на занятиях, т.к. они отрывочны и не дадут полной системы экологического воспитания.

                Важнейшей образовательной задачей этих занятий считаю является систематическое формирование у детей представлений и понятий о предметах, процессах, явлениях живой и неживой природы, т.е. знаний природоведения, в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает :

- представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей.

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, т.е.приспособлен-

ность растений и животных к условиям существования.

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает биологическое равновесие в природе)

                Остановлюсь на взаимосвязях, т.к. считаю без знания экологических связей попросту невозможно полноценное экологическое воспитание. Приведу пример, Вернусь к тому, что дети рвут цветы, составляю экологическую цепочку: цветок – семя, объясняя, если сорвать цветок, то без него растение не принесет семян и не оставит после себя потомства. Токае растение может исчезнуть в природе навсегда. Или, пример с жуком, тот же не красивый жук служит пищей для определенного вида птиц, птица для хищника и т.д. Для краткости составляю единую пищевую цепочку :

Трава – насекомое – насекомоядное животное(ёж) – хищник (лиса)

               Так формируется гуманное отношение ребенка к природе, вводится понятие «Не убей» и формируется главная заповедь в экологическом воспитании – не вмешательство. Чем раньше и нагляднее ребенок убедится в самоценности и независимости от него миллионов жизней на самых разных уровнях, тем раньше и вернее он станет ЧЕЛОВЕКОМ. При таком понимании экологическое воспитание становится средством пробуждения основополагающих общечеловеческих нравственных качеств – чести, совести, доброты, милосердии, сострадании и т.п. Наша задача помочь ребенку понять себя (развить его стремление к красоте, истине,

благородству, чести, пробуждающие в душе стыд, гнев, мужество в преодолении пошлости, хамства, бесстыдства.

                  Природа - великий учитель. Мы , взрослые, учимся у неё всему – красоте, доброте, справедливости. Воспитывая гуманное бережное отношение к природе, учим обращать внимание на красоту окружающего мира. Этому способствуют в полной мере ежедневные прогулки. Ребёнок всегда откликается на красивое, в силу своих возрастных особенностей.

                  Природа является и могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, через формирование определенных знаний организовываем поисковую деятельность через наблюдения на прогулках, где систематически наблюдаем за объектами живой природы (насекомыми, птицами и т.д.), неживой природы (снег,дождь,песок и т.д.), за сезонными явлениями, я стараюсь в доступной форме рассказать обо всём, что их окружает. Это способствует накоплению у детей конкретных представлений об окружающем мире, расширяет кругозор и воздействует на интеллектуальную сферу. Так, например,в занятии «Путешествие в зеленое царство Природы» для закрепления знаний примет ранней весны и осени, я намеренно шла на обман, ставя признаки времен года в проблемно-поисковые ситуации перед детьми. Схожая картина – поздняя осень, когда нет листьев на деревьях, птицы улетели, насекомые спрятались, и ранняя весна, когда сошел снег, на деревьях ещё нет листьев, птицы ещё не прилетели и т.п. Дети выстроили логическую цепочку примет весны: растаял снег (идет потепление в неживой природе) деревья стоят голые, но набухли почки ( осенью деревья голые после листопада),появление первых весенних цветущих цветов(т.е. пищи для насекомых) и затем появляются насекомые – далее прилет птиц с юга. Дети проявляя свои интеллектуальные способности, могут ответить на вопросы : почему нет снега летом, почему тает снег на ладошке зимой. И т.д.

                   В заключении хочу сказать, что систематическая, целенаправленная работа дала положительные результаты : дети приобрели осознанное отношение к природе, ответственны и выполняют любую работу по уходу за растениями и животными. Когда не на словах, а на деле дети занимались посевом семян на клумбу, посадкой саженца Березы, это радует и вселяет надежду, что они всегда будут жить в дружбе с природой и сделают всё, чтобы ни одно живое существо ( будь то растение или животное) не исчезло.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань э...

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

Главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, ...

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза эколог...

«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

«Экологическое воспитание – это воспитание   нравственности, духовности и интеллекта»...

Консультация для воспитателей детского сада "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

Консультация посвященна экологическому воспитанию. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта...