«Этический диалог – как форма нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
консультация (старшая группа) по теме

Цыганко Наталья Геннадьевна

Проблема нравственного воспитания  детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со  сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tsyganko.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :«Этический диалог – как форма нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

      Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

     Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы, умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

    То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Проблема нравственного воспитания  детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со  сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.

Проанкетировав  родителей дошкольников  на вопрос, каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем, мы получили разные ответы, но преобладало желание родителей видеть своих детей здоровыми, умными, обеспеченными. Немного меньше число родителей заменили последнее на «добрыми, отзывчивыми», «чтобы его любили люди». Часто отвечали – «счастливыми». Действительно, родители и мы, педагоги, всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы маленький ребенок, только, что пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым, милосердным, реализовал свои возможности, приобрел социальный опыт, который послужит ему фундаментом в дальнейшей жизни.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.  С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Поэтому в воспитании любого нравственного качества мы  применяем различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания на мой взгляд важное место занимает группа средств, направленных на формирование суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся и коммуникативное общение, а в частности -  этический диалог или беседа.  Положительные результаты в моей работе достигаются за счет эффективных  средств -  игр ( например: игры  серии Доброе солнышко» Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

Проводится утром с использованием игрушки « Доброе солнышко». Дети

встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

Также можно использовать следующие эмоциональные настрои, которые могут проводиться как утром, так и днем.

Игра «Мирилки»

Цель: научить детей разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед; побуждать их отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

«Мирилку» располагают в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к Солнышку и рассказать ему, как и из – за чего у них произошла ссора. После этого дети прикладывают руки на любую ладошку солнышка и вместе проговаривают мирилку.

Например:

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

 

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

— Ты мне друг!

— И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем.

Следует похвалить за состоявшееся примирение и предложить детям если они станут свидетелями ссоры друзей, помочь им помириться с помощью «мирилки», как сделали это они.

Нужно отметить, что « Доброе солнышко» может «помирить» от 2 до 5 детей сразу!

Игра « Я люблю…»

Цель: сохранение доброжелательного отношения детей друг к другу в течение всего дня.

Игра может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей. Используется обратная сторона солнышка - с сердечком. Дети прикладывают руку к сердечку и произносят слова « Я люблю…» - это может быть всё что угодно: увлечения, еда, мечты и т.п.

Можно предложить детям проговорить, что они любят друг в друге ( Например: «Я люблю, когда Настя улыбается мне» или « Я люблю, когда Кирилл уступает мне место»), игр-инсценировок так как театрализованная деятельность имеет большое значения для развития нравственных качеств (например: Театральный этюд.

Воспитатель:

 (Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдаёт кукольный театр)

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Зайчик и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне мячик нашли.

Ёжик к мячу навстречу шагнул

Заяц мяч к себе потянул

Заяц: «Я первый!»

А Ёжик: «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья.

Заяц обиделся: «Значит ты Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош!»

Обсуждение проблемы, поиск путей её решения.

Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком? (ответы детей)

- Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (ответы детей)

- Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (ответы детей)

- Давайте придумаем с вами другой конец нашей сказки, где ежик с зайчикам не ссорятся (ответы детей).

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Зайчик и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне мячик нашли.

К мячику ежик навстречу  шагнул

Заяц вдруг мячик к себе потянул

Заяц сказал: « Подходи поскорей, мячикам вместе играть веселей!»

Мини-спектакли.

Мини-спектакль по стихотворению Р. Алдониной «Козлик».

   Жила была девочка Мариночка. Однажды она пошла  в лес за грибами. На узенькой тропинке ей повстречался грозный рогатый козел.  Испугалась Мариночка, но вспомнила, как мама учила ее обращаться к людям и животным. Девочка сказала:

Козлик, козлик, отойди,                   Козлик рожками тряхнул,

У тебя есть рожки.                            Показал ей спинку.

Козлик лучше не гляди,                    Козлик в сторону свернул:

А сойди с дорожки.                          «Проходи, Маринка!

Пропусти Мариночку                       Ты такая славная,

И ее корзиночку,                               Ты сказала главное -

Пожалуйста!                                      «Пожалуйста!»

Обсуждение мини-спектакля. Педагог:

- Какое затруднение было у девочки? Что ей помогло?

- Что  было бы, если бы Мариночка не знала волшебного слова?),

 чтения и обсуждения художественной литературы (например: Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Валентина Петровича Катаева «Цветик семицветик», и русские народные сказки, ведь в любой сказке есть мораль. А мораль это основа нравственности.), беседы-обсуждения из личного опыта ( обсуждаем  и разбираем каждую ситуацию, хорошо или плохо поступил герой данной ситуации), психогимнастика очень хорошо помогает в нашей работе над данной темой (например: Жизнь дана на добрые дела. Центр ладошки излучает тепло также как и наше человеческое сердце. В середине моей ладошки лежит маленькое сердечко.

- Передавая сердечко другу, я скажу ему доброе слово.

-Тебе на ладошку положу слово темное, а ты мне верни слово светлое

(злой – добрый, жадный – щедрый, грубый – нежный, ненавижу – люблю, враг – друг, война – мир), сюжетно-ролевые игры (Игра -  ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми). 

 Положительное отношение детей к беседе  достигаем  за счет: постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей; подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь внимание. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам  проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями; Дружба великая сила.

Каждая ссора красна примирением.

Кто помощь оказывает, о тех добрые дела сказывают.

В этических диалогах затрагиваем такие понятия как:  вежливость, семья, дружба, взаимопомощь,  доброжелательность, правда – неправда, трудолюбие, бережливость. Их темы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делался на эмоциональный отклик детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Выбираются темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей, например «Спешите делать добро», беседа по рассказу «Навестили» . Для закрепления материала беседы, диалога детям предлагаем  сделать рисунок, придумать сказ, сказку, дать название произведению и т.п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет вспомнить то или иное правило.

     Особое место в воспитании нравственных качеств детей уделяется организации условий для самостоятельной деятельности по их выбору и интересам. С этой целью создана предметно – развивающая среда, организовано педагогически целесообразное, направлена на личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка. Основные заботы  при построении развивающей среды были связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Это такие центры как: литературный центр, художественно – эстетический центр, игровой центр.

Нами был разработан тематический план по формированию нравственной культуры в сфере нравственного развития дошкольников.  В него вошли такие темы как: «Секрет вежливости»,  «Воспитанность и вежливость», «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам», «Не завидуй другому», «С чего начинается дружба», «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают», «Почему нельзя дразниться» и другие.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Работая с детьми, в первую очередь уделяем большое внимание формированию их поведения на непосредственно – образовательной деятельности. На занятии по формированию нравственной культуры например: «Путешествие в страну Вежливости» знакомим детей  с правилами этикета, формированием навыков культурного поведения в повседневной жизни, формированием любови к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатство.

Эффективным методом являются занятия с использованием музыкального, фольклорного материала «Фея «Добра» у нас в гостях». Такие занятия более интересные, содержательные и познавательные. В устном народном творчестве заложена народная этика, мудрость, которую мы называем житейской мудростью. Фея добра приходит очень часто, она учит хорошим манерам,  поступкам, добрым словам.

Воспитание социально – нравственного поведения дошкольников строится в тесном сотрудничестве с дополнительными специалистами педагогами ДОУ: педагог – психолог( проводит занятие в релаксационной комнате, где происходит снятие эмоционального напряжения, беседы), учитель – логопед (учит детей использовать интонацию, логическое ударение, подбирать необходимые слова для точного выражения своих мыслей, развивает связную речь, активизирует и расширяет словарный запас), музыкальный руководитель (проводим совместные праздники),руководитель по изобразительной деятельности ( выставки, рисунки).

В ходе совершенствования нравственных качеств личности детей дошкольного возраста следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимают участие не только педагоги, но и родители.

Основными задачами двухстороннего взаимодействия педагогов с семьей выделяем:

 -изучение семьи с целью согласованности воспитательных воздействий на ребенка;

- дифференцированного подхода к каждой семье;

 -внедрение в практику работы эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственного воспитания.

 -повышению осознанного отношения родителей к тому, что они являются для ребенка источником моральных представлений.

        Работу в этом направлении нам помогают осуществлять   семинары-практикумы «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка», родительское собрание в форме круглого стола «Воспитание культуры поведения у дошкольников».

        В группе оформлены информационные папки,  где представлен материал о воспитании нравственной культуры дошкольников, интересные статьи из прессы, книги по интересующим вопросам, памятки «Нравственное воспитание детей – нужно ли оно в современном мире».

        Стало традицией проведение совместных праздников и развлечений, экскурсий, творческих семейных конкурсов, проектов и акций, а особенно полюбившимися формами общения являются: тематические встречи, «День матери», «Рождественские посиделки», «Мама, папа, я – спортивная семья». 

К концу дошкольного возраста в ходе этических диалогов у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими умениями:

  • умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
  • умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;
  • правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;
  • могут правильно выбирать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;
  • при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);
  • объясняют смысл знакомых пословиц;
  • могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.

В основе нашей работы  - Любовь и Доброта, ибо жизнь детей не балует, а «уменьшение любви и доброты есть уменьшение жизни» И. Бунин. Наш педагогический принцип – помочь раскрыться каждому ребенку, вселить в него уверенность, дать почувствовать самоценность детства.  Ведь дети к нам приходят маленькими, с широко распахнутыми глазами, с желание понять нечто новое неизведанное. Главное чтобы этот интерес не угасал.  Наш коллектив стремится, чтобы детский сад был островком радости, где каждый ребенок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний.

«В каждом  человеке –солнце, только дайте ему светить» (Сократ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение - одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрывается работа по краеведению, как одна из форм духовно-нравственного воспитания дтей дошкольного возраста, а также описывается опыт работы в этом направлении....

Презентация проекта «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА»

Данный материал к проекту "Духовно- нравственное воспитангие детей дошкольного возраста через формы фольклора" Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дет...

Краеведение - одна из форм духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Краеведение в настоящее время играет большую роль для формирования у дошкольников духовно -нравстенных качеств, любви к Родине, к "малой" родине, приобщению дошкольникам к истокам народной культуры. Д...

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игровых этических бесед»

«Нравственное воспитание детей дошкольного возрастапосредством игровых этических бесед»...

«Виртуальные экскурсии в мир профессий–как форма нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

 Одной из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является проблема поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Я считаю, что одной из вари...