Консультация для родителей "Мам, почитай мне сказочку..."
консультация на тему

В консультации раскрывается психотерапевтический смысл сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mam_pochitay_mne_skazochku.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мам, почитай мне сказочку….

В детстве мы все любили слушать сказки,  иногда даже придумывали свои. У нас были  любимые персонажи, с которыми мы себя идентифицировали, т.е.  наделяя себя теми качествами, которые были присущи нашему любимому персонажу. При этом мы не задумывались о том влиянии, которое на нас оказывала та или иная сказочная история. А, тем не менее, в сказке завуалирован глубокий внутренний смысл, который вызывая эмоциональный резонанс, обращается к подсознанию слушателя. В  символической форме в сказке содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал;  что происходит с человеком в разные периоды его жизни; как приобретать и ценить дружбу и любовь;    как прощать.

Обладая столь мощным ресурсом, сказка не только развлекает ребенка, развивает его память, внимание, образность мышления, но и, безусловно, несет в себе психотерапевтический эффект.

Ваш ребенок испытывает трудности в общении, его мучают страхи, вы не можете ответить на его прямые недетские вопросы, во всех этих ситуациях вам окажет помощь сказочка. На примере сказочных персонажей мы можем показать пути решения проблем.  

Вы можете придумать сказку самостоятельно или подобрать подходящую среди уже имеющихся сказок на вашей книжной полке.

Ребенок самостоятельно может придумывать сказку и проигрывать ее в игровой деятельности, многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, он будет освобождаться от напряжения и приобретать новые способы реагирования.

Как эффективно   использовать сказку?

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. (Разговора, обмен мнениями, эмоциями, которые вызвала сказочная история….) Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

Особое место в ранге сказок занимают психокоррекционные сказки. Скажите, что родителям это не под силу? Позвольте не согласиться.

 Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1.Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь чуткий взрослый.

3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

     Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

     И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

     Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

     Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

     Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

     Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Создавая свою сказку, взрослый мягко и деликатно влияет на поведение ребенка. Происходит «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный. Сказка помогает объяснить смысл происходящих в его жизни событий.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

Для создания психокоррекционной сказки можно использовать следующий алгоритм.

1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
 4. Поиск героем сказки выхода  из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

  5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

*********

Читайте своим детям разные сказки, сочиняйте вместе, обсуждайте - это сблизит Вас и поможет выйти из трудных жизненных ситуаций. В этом сокрыт «золотой» ресурс отношений, та драгоценная нить взаимопонимания между поколениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Почитаем вместе"

В консультации кратко представлена информация о книгах и чтении, соответствующих различному возрасту ребенка. Также даны рекомендации по приобщению ребенка к процессу чтения....

Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама»

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама»

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА,ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов...

Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама»

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА,ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов...

Консультация для родителей "Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить?"

Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама»

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама!» (к проекту 3)

Учёными установлено, что ребёнок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов.Читая вместе с мамой, малыш не только узнаёт что-то новое, но и активн...