В кругу семьи. Поговорим о согласованности требований к ребенку в семье.
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возрастав семье. Статья раскрывает вопросы согласованности требований к ребенку в семье, закрепление нравственных норм поведения, подддержания родительского авторитета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В кругу семьи.

Поговорим о согласованности требований к ребенку в семье.

Двойственность в поведении ребенка может возникнуть, если отсутствует единая линия воспитания в семье и в детском саду. В детском саду ребенок вежлив, аккуратен, трудолюбив, послушен, а дома дерзит взрослым, не хочет убирать за собой, самостоятельно одеваться и т.п. Воспитатель, раскрывая родителям причины такого поведения, подчеркивает, что отсутствие единства в подходе к детям не только не может содействовать формированию у них активного послушания, но, более того, рождает умение приспосабливаться: дошкольник привыкает вести себя соответственно тем требованиям, которые предъявляются в каждом конкретном случае.

Конечно, в вопросах воспитания не обходится без разногласий, однако это не может быть поводом для споров при детях. Ребенок не должен ощущать, что является предметом семейных распрей. Лишь в его отсутствие следует договариваться о единстве требований, иначе маленький человек непременно на запрет матери попытается прикрыться «а папа позволил…»

Только согласованность требований создает условия для упражнений и закрепления правильных норм поведения, вырабатывает в ребенке веру в законность родительского слова. А от этого в значительной степени зависит и незыблемость родительского авторитета.

Для того чтобы требования вызывали у ребенка желание их выполнять, далеко не безразлично, в какой форме они высказаны. Ведь одно и то же указание может выглядеть по-разному, в зависимости от того, как его преподнести. «Кому сказано: сейчас же марш в постель!». В таком распоряжении чувствуется раздражение. Ребенок может подчиниться, но может и ответить упрямством, упорным отказом. Или: «Быстрее собирайся, ляжешь в постель, я тебе сказку расскажу». Заинтересованный малыш, конечно, торопится в постель. Но, оказывается, что обещание рассказать сказку – это лишь прием, злоупотребление его доверчивостью. В следующий раз он не поверит родительскому слову. Некоторые родители прибегают к обману как к средству, усиливающему весомость распоряжения. Это говорит о том, что они не надеются на послушание ребенка без дополнительного усилителя. В таком распоряжении скрыта слабость взрослых. И если ребенок это почувствует, то впоследствии не будет реагировать на их требования.

Следует избегать распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание: «Сколько раз еще говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушаешь!»

Недопустимо подменять требовательность упрашиванием: «Ну, будь умником. Ты же обещал слушаться». В таком распоряжении нет твердости, оно располагает к препирательству, к спору.

Иногда взрослые, сами того не замечая и не желая, создают почву для капризов и непослушания. Пытаются стыдить, подтрунивать над ребенком: «Такой большой, а плачешь, и не стыдно?». «Ну что гудишь, как паровоз!». «Ну, поплачь, поплачь, а я послушаю» и т.д. Это раздражает, обижает, задевает самолюбие дошкольника, и он начинает упрямиться еще больше.

Ребенок также будет капризничать, если он чувствует, что с ним обращаются «как с маленьким»: ведь маленькому не зазорно и поплакать, и прикинуться беспомощным!

Некоторые родители, не выдерживая капризных притязаний детей, как бы расписываются в собственной беспомощности. Например, жена обращается к мужу: «Скажи ему, чтобы он слушал меня». И сын, конечно, сразу улавливает, что слушаться надо тогда, когда скажет веское слово отец.

Любое распоряжение взрослых не должно вызывать у ребенка сомнений, подчиняться или нет.

Например, воспитатель говорит детям: «Пора заканчивать игру. Собирайте игрушки, идем в группу. Дежурные пойдут первыми, чтобы вовремя подготовить все необходимое к обеду».

Иногда требование может быть выражено в виде просьбы: этот способ обращения вполне доступен старшему дошкольнику, так как рассчитан на его развивающееся самосознание и чувство собственного достоинства. Например, воспитатель, отлучаясь на некоторое время из группы и оставляя ребят на попечение няни, говорит: «Прошу сидеть тихо, пожалуйста, не подведите меня».

Требование может иметь форму договора о предстоящих взаимоотношениях в предполагаемой ситуации. Например, вполне возможно сказать шестилетнему дошкольнику: «Хорошо, мы берем тебя на экскурсию, но все ребята и я надеются, что ты будешь вести себя так, как надо. За тебя не придется краснеть». Такое требование выражает доверие к ребенку, побуждает в нем стремление оправдать его.

От того, каким тоном будет отдано распоряжение, зависит ответная реакция дошкольника. Воспитателю необходимо владеть всеми оттенками интонации, знать, когда и при каких обстоятельствах лучше действует тот или иной тон.

Расшалившегося малыша быстрее остановит не оклик, а спокойный тон. Лишь в самых исключительных случаях допустимо повысить голос, тогда и ребенок воспринимает это как нечто из ряда вон выходящее.

Мать постоянно обращается к Виталику несколько раздраженным тоном, и у него образовалась привычка реагировать только на ее крик. Отец же никогда не повышает голоса, не повторяет своих распоряжений, а Виталик его слушается беспрекословно. Лишь в редких случаях, когда мальчик медлит с выполнением указания, отец напоминает сыну спокойным тоном, не допускающим возражений: «Ты слышал? Пожалуйста, быстрее, тебя ждут».

Плохо, если крик становится нормой общения с ребенком, он раздражает и изнуряет детей и взрослых.

Не оправдывает себя и тон бесстрастный, так как ребенок в этом случае не может понять, что от него хотят, порицают его или одобряют. Это особенно важно в обращении с самыми маленькими. Ведь малыши не всегда могут вникнуть в смысл распоряжения, зато по тону догадываются, что от них требуют. Иногда важным является не только тон, но и мимика, жест, улыбка, даже просто кивок головой. Если ребенок понимает многозначительное молчание, жест, взгляд, то лучше обходиться без замечаний: чем их меньше, тем весомее слова воспитателя.

Доверительный тон, распоряжение, отданное тихим голосом, почти шепотом, в отдельных случаях воспринимается ребенком особо, так как создает ощущение близости. Даже шалун, привыкший к окрикам, скорее прореагирует на ласковый, доброжелательный тон, чем на резкий, потому что окрик – это обычный для него сигнал, к которому у ребенка уже выработалось сопротивляемость, а против ласкового тона он безоружен.

Таким образом, нужно стараться создать у ребенка умение реагировать не на крик, а на спокойный тон, вникать в смысловое значение слова. Если у детей не накопился опыт непослушания, если вы не позволили детям смотреть на ваши распоряжения как на нечто необязательное, то вам никогда не придется впоследствии прибегать к наказаниям.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для родителей "Количество и качество требований к ребенку в семье"

Небольшие рекомендации, которые помогут родителям в воспитании дошкольника....

В кругу семьи. Поговорим о капризах и упрямстве.

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста....

В кругу семьи. Поговорим об уважении к детям.

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Статья затрагивает вопросы условия формирования осознанного послушания, правильного, уважитель...

В кругу семьи. Поговорим о требовательности к детям.

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Статья раскрываются подходы к ребенку меры требовательности её формы и необходимость считаться...

Мастер- класс ( для родителей) Тема: «В чем состоит единство действий родителей и педагогов в воспитание ребенка?» (Единство требований в ДОУ и семье)

Воспитание детей детского возраста неразрывно связано с укреплением и развитием совместной работы детского сада и семьи. В процессе целенаправленного воспитания в условиях детского сада и семьи происх...