Консультация для воспитателей "Игра как средство развития математических представлений у дошкольников"
методическая разработка по теме

Еськова Светлана Геннадьевна

Автором представлены игры для  дошкольников, направленные на развитие их элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_sredstvo_femp.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста.

В дошкольном образовании математика – это развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В данном возрасте ведущий вид деятельности – игра, поэтому весь образовательный процесс в ДОУ строится на основе игр.

Характеристика игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве:

  • Игра как ведущий вид деятельности вызывает качественные изменения у дошкольников.
  • Дети в игре отражают окружающее их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней.
  • Игровая деятельность дошкольников влияет на формирование произвольности психических процессов.
  • Игровая ситуация и  действие в ней оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности детей.
  • Игра в дошкольном детстве влияет на развитие личности ребенка, его чувств и воли, формирует основные навыки общения.
  • Игра решает такие задачи, как развитие мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

Сюжетно-ролевая игра в математическом развитии дошкольников:

  • Средство углубления интереса и потребности в математических знаниях.
  • Средство зоны ближайшего развития ребенка.
  • Выполнение действий в воображаемой ситуации.
  • Способ побуждения к творчеству и самостоятельности.
  • Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счета, сравнение смежных чисел.
  • Средство формирования простейших геометрических представлений о геометрических фигурах; взаимном расположении предметов в пространстве, значении порядковых чисел.

Дидактическая игра имеет познавательную направленность:

  • Развивает индивидуальные способности к математике.
  • Воспитывает познавательную активность.
  • Вызывает интерес у детей к математике.
  • Способствует обогащению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста.
  • Обеспечивает динамичность и продуктивность мышления.
  • Развивает память, внимание, логику мышления.

Примеры игровых занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Игровое занятие «Построй домик». Из приготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя, где какая фигура находится.

Задачи: сравнивать геометрические формы, называть их отличительные признаки; развивать воображение.

Варианты: построй парусную лодку из геометрических фигур (данных); морской катер; вагон их фигур; поезд из фигур.

Игровое занятие «Бабочки». 

Задачи: закреплять навыки счета, закреплять понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», «над», «под», развивать внимание.

Каждому ребенку раздается по одной коробочке с бабочками желтого и красного цвета. Педагог показывает им карточки с разными цифрами и просит такое же количество бабочек достать из коробочки.

Игра сопровождается вопросами:

- каких бабочек больше, а каких меньше;

- что нужно сделать, чтобы их стало поровну?

Можно использовать такие понятия, как «рядом», «выше», «ниже» и др.

Игровое занятие «Хлопки». 

Задачи: закреплять понятия «большой», «короткий», «маленький», «длинный».

Материалы: три карандаша разного цвета и размера, три книги разные по толщине, три картинки слон, зайчик и бабочка.

Игра сопровождается вопросами:

- какого цвета карандаш самый длинный;

- какой карандаш короткий;

- книга толстая;

- какие звери одинакового размера;

- какой зверь больше, а какой меньше и др.

Если фраза, произносимая воспитателем, неправильная – дети хлопают один раз, если же правильная – дети не хлопают.

Игровое занятие «Сравни и запомни». 

Задачи: формировать умение осуществлять анализ способа расположения фигур на наглядной основе, закреплять представления о геометрических фигурах.

Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Старший воспитатель: Еськова С.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая игра «Геоконт», как средство развития математических представлений старших дошкольников.

Педагогические условия внедрения развивающей игры "Геоконт" в образовательный процесс....

Статья на тему: «Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»

Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.  Даны методические ...

Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»

Сборник дидактических игр по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».   Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...

Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»

Создание сборника дидактических игр по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, и правильно организованная игровая деятельность, будет пробуждать у дет...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...