Статья на тему: «Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»
статья (старшая группа)
Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Даны методические рекомендации по организации данной деятельности в детском дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №34 Кировского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Составила:
Воспитатель
Абрамова О.С.
г. Санкт – Петербург
2019 год
Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Даны методические рекомендации по организации данной деятельности в детском дошкольном учреждении.
Ключевые слова. Айрис - фолдинг, дошкольник, математические представления, развитие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДОО (Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного общего образования) в настоящее время определены приоритеты образования. Среди них эмоционально-личностное становление ребёнка, реализация его потенциала, развитие способностей и забота об эмоциональном благополучии.
Дошкольное детство является сензитивным периодом развития творческих способностей ребенка и становления его индивидуальности.
Одновременно с этим согласно ст. 64 Федерального закона «Об образовании РФ» дошкольное образование направлено не только на формирование общей культуры, эстетических и нравственных качеств, но и на формирование учебных предпосылок, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Предполагается, что ребенок, переходя в школу должен обладать элементарными математиками представлениями.
В соответствии с ФГОС ДОО дети старшего дошкольного возраста должны уметь элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи. У них развиты знания о конкретных величинах, числовом ряде, геометрических фигурах, математических закономерностях. Овладение детьми математических законов подразумевает в конечном итоге знание счета, измерения, простейших вычислений.
Развитие элементарных математических представлений является целенаправленным процессом передачи знаний, приемов, способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная цель в данном случае - подготовка к успешному овладению математикой в школе и всестороннее развитие детей.
Таким образом, встает вопрос о поиске новых нетрадиционных методов, которые позволят дошкольникам изучать элементарные математические правила в процессе творческой деятельности, что, несомненно, является более привлекательным для детей, и, следовательно, в конечном итоге повышает усвояемость знаний.
Айрис - фолдинг – одна из новых техник, которая способствует тому, что ребенок не только знакомится с математическими понятиями, но и получает возможность проявить свою индивидуальность в творческом процессе. В дословном переводе Iris Folding означает «радужное складывание». Страна происхождения методики - Голландия.
Еще известный детский психолог Л.А. Венгер в свое время подчеркивал, что от того, какая будет заложена основа математических представлений в дошкольном возрасте, в дальнейшем зависит путь математического развития, и успешность продвижения ребенка в данной области знаний.
Развитие математических способностей в дошкольном возрасте имеет огромное значение, так как в процессе изучения математики развивается ум, мышление, память, внимание, способность логически мыслить, что необходимо абсолютно во всех сферах жизнедеятельности человека.
При помощи техники Айрис - фолдинг расширение математических представлений может быть для детей легким, понятным и привлекательным процессом.
Данная техника способствует не только творческому развитию, развитию мелкой моторики, но и тому, что дети в увлекательной форме получают элементарные математические представления. Работа по изготовлению поделок при помощи Айрис - фолдинг развивает внимание, пространственное воображение, наблюдательность, аккуратность, глазомер, усидчивость. Дети получают элементарные представлений о форме, величине предмета.
Суть данной техники заключается в том, что полосы бумаги разного цвета строго под определенным углом при помощи специальных шаблонов накладываются друг на друга. При этом получается готовый продукт – поделка, которая выглядит ярко, привлекательно и необычно.
Вместе с тем техника Айрис - фолдинг достаточно проста для того, чтобы применять ее в работе с детьми дошкольного возраста.
Изготавливая поделки в технике Айрис - фолдинг, старшие дошкольники закрепляют такие математические представления, как образ, цифра, количество, счет, пространственная ориентировка, длина, отрезок. При этом они обучаются читать схемы, работать по шаблону. Происходит знакомство с математическими названиями (прямоугольник, круг, квадрат и т.д.), признаками простых геометрических форм. Детям дается представление о пространственном положении и целых предметов, и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше).
Все это многообразие математических понятий усваивается в творческом увлекательном процессе создания декоративного узора. Таким образом, обучение становится занимательным.
Первоначально можно создавать несложные поделки в технике Айрис – фолдинг, например, Пирамиду. Дети получают представление о длине, складывая полоски разного размера.
Складывая фигуру по заданию педагога, дети также могут закреплять порядковый счет.
Далее более сложная работа. Картон с нанесением шаблона- изображения в основе которого положена какая-либо геометрическая фигура: треугольника, квадрата, прямоугольника, трапеции и т.д. Двигаясь по часовой стрелке, откладывают на каждой стороне от вершины одинаковый отрезок-шаг. В итоге построенные линии создают интересный эффект, закручивающийся спирали. В помощь детям дается числовая линейка, что позволяет лучше работать со схемой, ориентироваться в числах. Самостоятельное заполнение схемы произвольного порядка развивает у детей пространственное воображение, учит сопоставлять размер.
На основе геометрической фигуры могут быть созданы разнообразные изображения, например, на основе треугольника - ёлочка, на основе пятиугольника - цветок и т.д.
Педагог предварительно нумерует полоски, что позволяет, познакомить детей с числами второго десятка, а также формирует навыки прямого счёта в пределах 20. Таким образом, полос должно быть не больше 20. В зависимости от индивидуальных показателей позже число полос увеличивается.
Наличие общих математических представлений предполагает, что дети дошкольного возраста умеют определять величину, форму, положение предметов в пространстве. Форма для дошкольника - носитель определенного содержания, которое он раскрывают при ее восприятии. Таким образом, техника Айрис - фолдинг эффективна в качестве одного из средств закрепления тех или иных геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе такой деятельности формируется целый комплекс математических представлений о пространстве, форме, величине, количестве, свойствах, отношениях и т.д. Дети учатся обобщать и систематизировать. Такой процесс обучения одновременно интересный и творческий, соответственно у дошкольников появляется желание в последствие самостоятельно изучать какие-либо математические категории.
Данная техника расширяет возможности педагога в реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач; совершенствует процесс обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/04/picture-846034-1675521813.jpg)
Развивающая игра «Геоконт», как средство развития математических представлений старших дошкольников.
Педагогические условия внедрения развивающей игры "Геоконт" в образовательный процесс....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1166078-1572103542.jpg)
Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Сборник дидактических игр по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников...
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников». Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522644-1415632340.jpg)
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1304444-1610942585.jpg)
Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Создание сборника дидактических игр по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, и правильно организованная игровая деятельность, будет пробуждать у дет...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/13/picture-1426626-1670936012.jpg)
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-654431-1517597342.jpg)
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников
Организуя работу с детьми с использованием палочек Кюизенера, мы способствуем развитию умений сравнивать, считать, отсчитывать, знакомим с цифрами, закрепляем умение ориентироваться на плоскости, разв...