Советы учителя логопеда
консультация (подготовительная группа) на тему

 В консультации даны рекомендации родителям по развитию речевых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_uchitelya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

  1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
  2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
  • посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.).
  • в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.)
  • обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
  • привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.);
  • совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя...», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
  1. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
  2. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.
  3. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
  4. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество- это всегда интерес, влечение и даже страсть. Вот этот интерес к развивающим играм к интеллектуальному напряжению, когда они обязательно требуют и надо развивать у детей. Так, первое условие успеха - улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность. При этом конечно нельзя забывать, что перехваливание - похвала не по заслугам - может и навредить. Но этот интерес легко притупить не только не большим нажимом, принуждением, но даже просто "перебарщиванием", доверием игры до того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует добавить игры до пресыщения, до того, что малышу не хочется играть. Поэтому, как бы не хотелось вам, чтобы малыш занимался игрой, не в коем случае не оказываете на него нажима.

Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать и словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями.

Прежде чем давать задание детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. С какой игры начинать? Это важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного ответа. Пожалуй, папе и маме сначала лучше посмотреть все игры подряд, чтобы иметь представление о каждой из них и сопоставить с возможностями и уровнем развития своего ребенка. Лучше начинать с заведомо более легких. Например; "сложи узор", через неделю можно ввести другую игру, а затем постепенно вводить новые игры.

Увлечения детей приходит "волнами", поэтому, когда у ребенка оставляет интерес к игре, "забываете" об этой игре на месяц-два, а потом "случайно" пусть ребенок вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел.

Если игра доступна детям, то она теряет свою привлекательность. Не ставьте игры по доступности вровень с остальными игрушками, ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их сам. "Не интересоваться игрой" ребенок может по двум причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, и ли... взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть. Поэтому больше хвалите за успехи. Для любой игры необходимо непринужденная обстановка, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы, сесть, как следует.

Некоторые эти советы категорически - этого требуют сами правила игры, без которых она превратится в обычное учебное занятие или развлечение. Другие советы, выполнение которых тоже желательно, но не настолько обязательно, рассчитаны на умственно-творческое применение в играх.

С течением времени каждый взрослый, играя с детьми, может приобрести собственный интересный опыт, сделать свои педагогические открытия и, конечно, при этом свое воспитательское мастерство. Когда связь д./сада и родителей станет на деловую основу, то это даст нам определенные результаты. Не надо искать завод- изготовитель игр, а может совместно /дети с родителями/ изготовить развивающие игры. Такие игры нужны детям для развития всех умственных сторон интеллекта детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителя - логопеда родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые...

Советы учителя - логопеда родителям.

Как родителям правильно заниматься со своим ребёнком с нарушением речи....

Советы учителя-логопеда по развитию речи

Вербальные и невербальные средства коммуникации...

Советы учителя - логопеда родителям детей с нарушениями письма.

Практические советы по исправлению графических нарушений  у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Советы учителя-логопеда родителям

В данной статье логопед дает рекомендации родителям, как нужно в игровой форме заниматься с ребенком дома. Тогда  занятия будут интересны ребенку и не вызовут переутоутомления....

Советы учителя-логопеда

Данные консультации предназначены для родителей, дети которых посещают логопедические занятия в ДОУ....

Советы учителя - логопеда для родителей.

Особое внимание родителей следует обратить на причины патологии детской речи, о которых вы сможете прочитать в данном материале. Вы узнаете как организовать логопедические  занятия  дом...