«Как работать с букварем»
консультация (подготовительная группа) на тему
Я - Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 г. Агрыз». Представляю вашему вниманию консультацию для родителей в подготовительной группе на тему:«Как работать с букварем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pechat_2015_god.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Я - Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 г. Агрыз». Представляю вашему вниманию консультацию для родителей в подготовительной группе на тему:
«Как работать с букварем»
Как помочь ребенку запомнить букву?
- Педагогическая поговорка: «Буквы читаем и пишем, а звуки произносим » - отражает одну из важных задач обучения грамоты: ребенку нужно научиться устанавливать взаимосвязь между звуком и буквой. Называя букву, нужно произносить звук, а не название буквы. Каждой букве (кроме мягкого и твердого знака) соответствует определенный звук: БУКВЕ А – звук [а], БУКВЕ М – звук [м]. Изучая с ребенком новую букву, произнесите не [бэ], а [б] ,не [пэ], а [п] и т.д.
- Обратите внимание ребенка на то, что буквы связаны определенным произношением ( положениями и движениями органов артикуляции). Когда мы читаем буквы, меняется положение губ, нижней челюсти, языка. При произношении звонких согласных и гласных в работу включаются голосовые связки, при произношении носовых [м] и [н] – опускается мягкое нёбо. Такие сложные подробности ребенку не понять, но мы можем объяснить ему, как произносить звуки, используя понятные, доступные сравнения.
Буква – это символ, знак, который не несет информацию о том, как она читается. Используя ассоциативные сравнения, которые помогут ребенку запомнить, как прочесть ту или иную букву.
Многим малышам знакомство с буквами дается нелегко, зачастую, читая, они путают буквы. Обращаясь к разным видам памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной) и используя яркие ассоциативные образы, вы поможете ребенку избежать подобных ошибок.
Изучая с ребенком очередную букву, расскажите о ней:
Буква А – широко открываем рот и широко разводим руки в стороны.
Подойдите с ребенком к зеркалу и покажите ему, что при произнесении звука [а] рот открывается очень широко.
Радуемся: «А! Это ты? Привет!»
Буква О – губы «округляем», руки соединяем над головой, изображая букву О.
Удивляемся: «О! Что это у тебя?»
Буква У – вытягиваем губы трубочкой, руки протягиваем вперед.
Сравниваем: « У – у – у! Паровозик едет и гудит ».
Буква И – губы растягиваются в улыбку.
Звук [и] мы произносим более высоким голосом, поэтому поднимаем указательный палец вверх.
Сравниваем: буква И – самая дружелюбная, всем улыбается.
Буква Ы - нижняя челюсть опускается.
Буква Ы – сердитый пузатый старичок с палочкой. Сжимаем кулачки и двигаем руками вверх-вниз.
Старичок - сердится: «Ы – ы – ы!» Вот я вам покажу, проказники!
Буква Э – открываем рот и высовываем язык. Руку вытягиваем вперед ладошкой вверх.
Буква дразнится: « Э – э – э! »
Буква М – « М – м – мамина буква». Положив руку на щеку, произносим носовой звук [м] и чувствуем, как она вибрирует.
Буква П – «Папина буква!» смыкаем и размыкаем перышко с ладошки.
Буква Б – громкая буква! Надуваем щеки, а руками имитируем удары по барабану: « Б – б – б! »
Буква Н – живет в носу ( звук [н] - носовой). Кладем палец на нос, чтобы почувствовать его вибрацию во время произнесения звука.
Буква Т – напоминает короткие удары молоточка. Зажимаем в руке воображаемый молоток и «стучим»: « Т – т – т!»
Буква В – прикусываем нижнюю губу верхними зубами.
Сравниваем: самолет летит и гудит: « В – в – в!»
Двигаем рукой вперед и вверх, показывая, как самолет взмывает в небо.
Буква Я – хвастунишка! Ткнув в себя пальцем, несколько раз повторяем: « Я – я – я!»
Буква Д – дрова рубим! Делаем рубящие движения ребром ладони и одновременно громко и отчетливо произносим: « Д – д – д!»
Буква Ф – фыркнул ежик. Прикусываем нижнюю губу верхними зубами, а затем, на выдохе, выталкиваем её потоком воздуха. В отличие от парного звонкого [в] , звук [ф] произносится без участия голоса.
Буква С – « С – с – студеная» холодная. Губы растянуты, между зубами небольшая щель. Язык прячется за нижними зубами. Держим ладонь параллельно рту и дуем холодным потоком воздуха: « С – с – с!»
Буква Е – ель рисуем указательными пальчиками – от макушки к основанию.
Звук [е] – последовательное чередование звуков [йэ], поэтому возникает ощущение, что основание (корень) языка сначала поднимается, а затем опускается.
Буква К – курочку кормим!
Соединяем указательный и большой пальцы правой руки, имитируя клюв курочки, и несколько раз подряд произносим: « К – к – к!»
Буква Г – гусь гогочет.
« Грозим » указательным пальчиком, наклоняя его вниз: « Г – г – г!»
Буква Х – х – х – холодно, ручки погреем! Выдыхаем горячий поток воздух на ладонь и произносим без участия голоса: « Х – х – х!»
Буква З – звенит злой комар. Потрясите указательным пальчиком над головой, а затем пощекочите бочок ребенка: « З – з – з!»
Малыш обязательно рассмеется и начнет щекотать вас. Благодаря такому сравнению, буква З очень быстро запоминается.
Буква Ш – шипит змея. Сгибаем руку в локте и двигаем ей из стороны в сторону, имитируя качание кобры: « Ш – ш – ш!»
Буква Ж – жужжит жук. Сжимаем кулачки и энергично трясем им из стороны в сторону.
В отличие от парного глухого [ш] , звук [ж] произносится без участии голоса, с более сильным выдохом.
Буква Л – бол – л – л – лтушка! Энергично потряхивая поднятыми ладонями и двигая языком из стороны в сторону, произносим: « Л – л –л!»
Буква Р – рокочет мотор мотоцикла. Вращаем кулаками перед собой, имитируя звук работающего мотора: « Р – р – р!»
Буква Ё – при произнесении [ё] последовательно чередуем звуки [йо].
Буква Й – « аЙ! Укололся! » Резко отдергиваем вытянутый указательный палец.
Буква Ч – прижимаем указательный палец к губам: « Ч – ч – ч! Не шуми!»
Буква Щ – резко взмахиваем руками. Движение напоминает взмах волшебной палочки. Чтобы заинтересовать малыша, спрячьте под платочком конфетку и наколдуйте: « Щ – щ – щ! Получай сокровищ – щ – ща! »
Буква Ц – цыц! Резко опускаем указательный палец: « Ц – ц – ц!»
Буква Ю – вытягиваем указательный палец и имитируем вращение волчка, пропевая: « Ю – ю – ю!»
Буква Ь – молчит, когда одна! Делает впереди стоящие буквы добрее, эаставляя их звучать « мягче ».
Покажите малышу: « Было [б], стало [бь], было [т], стало [ть] ».
Буква Ъ – тверда как стена! Спотыкаемся о Ъ, когда читаем, останавливаемся и объ – езжаем.
Как научить ребенка складывать
буквы в слоги и слова?
После знакомства с гласными и чтения слоговых конструкций «согласный - гласный» ( например, МА, МУ), «гласный - согласный » (например, АМ, УМ ) и соответствующих слов. Водя пальчиком малыша по строчке, прочитайте ему: МА, МО, МУ, МИ, МЫ, МЭ. Попросите его повторить слоговой ряд по аналогии. Некоторые дети не сразу усваивают правило слияния букв. Помогите малышу услышать слог, пропойте его, слитно протягивая – « М – м – м – а » - и не делая паузы между звуками. Слоги со взрывными согласными также читайте «залпом»: «ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ, ПЭ».
В букварь включены слоги и слова «повышенной» сложности. Это слоговые конструкции «согласный – гласный – согласный» (например, БОМ, БИМ) и слоги со стечением нескольких согласных (например, ТВА, ТВО). Они рассчитаны на тех детей, которым обучение чтению дается легко.
Для удобства в слоговых таблицах используются прерывистая линия (БА М). Хотя прерывистая линия нарушает слоговой принцип чтения, она помогает малышу читать слова сложной структуры (например, БА Н КА).
Занимаясь с малышом по букварю, вы обратите внимание на некоторую однотипность предложений и на то, что слова в предложениях повторяются. Вспомните, как, изучая иностранный язык, вы радовались, встречая в тексте знакомые слова? Вашему малышу тоже необходимо испытать радость узнавания на ранних этапах обучения чтению.
Не торопитесь переходить от одной буквы к другой, пока ребенок не усвоил материал.
Желаем успехов!