«Как работать с букварем»
консультация (подготовительная группа) на тему

Башарова Светлана Явдатовна

 

Я - Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 г. Агрыз». Представляю вашему вниманию консультацию для родителей в подготовительной группе на тему:«Как работать с букварем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_pechat_2015_god.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я - Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 г. Агрыз». Представляю вашему вниманию консультацию для родителей в подготовительной группе на тему:

«Как работать с букварем»

Как  помочь ребенку запомнить букву?

  1.      Педагогическая поговорка: «Буквы читаем и пишем, а звуки произносим » - отражает одну из важных задач обучения грамоты: ребенку нужно научиться устанавливать взаимосвязь между звуком и буквой. Называя букву, нужно произносить звук, а не название буквы. Каждой букве (кроме мягкого и твердого знака) соответствует определенный звук: БУКВЕ А – звук [а], БУКВЕ М – звук [м]. Изучая с ребенком новую букву, произнесите не [бэ], а [б] ,не [пэ], а [п] и т.д. 
  2.    Обратите внимание ребенка на то, что буквы связаны  определенным произношением ( положениями и движениями органов артикуляции). Когда мы читаем буквы, меняется положение губ, нижней челюсти, языка. При произношении звонких согласных  и гласных в работу включаются голосовые связки, при произношении носовых [м] и [н] – опускается мягкое нёбо. Такие сложные подробности ребенку не понять, но мы можем объяснить ему, как произносить звуки, используя понятные, доступные сравнения.

   Буква – это символ, знак, который не несет информацию о том, как она читается. Используя ассоциативные сравнения, которые помогут ребенку запомнить, как прочесть  ту или иную букву.

   Многим малышам знакомство с буквами дается нелегко, зачастую, читая, они путают буквы. Обращаясь к разным видам памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной) и используя яркие     ассоциативные образы, вы поможете ребенку избежать подобных ошибок.

   Изучая с ребенком очередную букву, расскажите о ней:

   Буква А – широко открываем рот и широко разводим руки в стороны.

   Подойдите с ребенком к зеркалу и покажите ему, что при произнесении звука [а] рот открывается очень широко.

    Радуемся: «А! Это ты? Привет!»

    Буква О – губы «округляем», руки соединяем над головой, изображая букву О.

    Удивляемся: «О! Что это у тебя?»

     Буква У – вытягиваем губы трубочкой, руки протягиваем вперед.

     Сравниваем: « У – у – у! Паровозик едет и гудит ».

     Буква И – губы растягиваются в улыбку.

    Звук [и] мы произносим более высоким голосом, поэтому поднимаем указательный палец вверх.

    Сравниваем: буква И – самая дружелюбная, всем улыбается.

     Буква Ы - нижняя челюсть опускается.

     Буква Ы – сердитый пузатый старичок с палочкой. Сжимаем кулачки и двигаем руками вверх-вниз.

     Старичок  - сердится: «Ы – ы – ы!» Вот я вам покажу, проказники!

     Буква Э – открываем рот и высовываем язык. Руку вытягиваем вперед ладошкой вверх.

     Буква дразнится: « Э – э – э! »

     Буква М – « М – м – мамина буква». Положив руку на щеку, произносим носовой звук [м] и чувствуем, как она вибрирует.

    Буква П – «Папина буква!» смыкаем и размыкаем перышко с ладошки.

    Буква Б – громкая буква! Надуваем щеки, а руками имитируем удары по барабану: « Б – б – б! »

    Буква Н – живет в носу ( звук [н] - носовой). Кладем палец на нос, чтобы почувствовать его вибрацию во время произнесения звука.

    Буква Т – напоминает короткие удары молоточка. Зажимаем в руке воображаемый молоток и «стучим»: « Т – т – т!»

    Буква В – прикусываем нижнюю губу верхними зубами.

    Сравниваем: самолет летит и гудит: « В – в – в!»

    Двигаем рукой вперед и вверх, показывая, как самолет взмывает в небо.

     Буква Я – хвастунишка! Ткнув в себя пальцем, несколько раз повторяем: « Я – я – я!»

     Буква Д – дрова рубим! Делаем рубящие движения ребром ладони и одновременно громко и отчетливо произносим: « Д – д – д!»

     Буква Ф – фыркнул ежик. Прикусываем нижнюю губу верхними зубами, а затем, на выдохе, выталкиваем её потоком воздуха. В отличие от парного звонкого [в] , звук [ф] произносится без участия голоса.

    Буква С – « С – с – студеная» холодная. Губы растянуты, между зубами небольшая щель. Язык прячется за нижними зубами. Держим ладонь параллельно рту и дуем холодным потоком воздуха: « С – с – с!»

   Буква Е – ель рисуем указательными пальчиками – от макушки к основанию.

   Звук [е] – последовательное чередование звуков [йэ], поэтому возникает ощущение, что основание (корень) языка сначала поднимается, а затем опускается.

   Буква К – курочку кормим!

   Соединяем указательный и большой пальцы правой руки, имитируя клюв курочки, и несколько раз подряд произносим: « К – к – к!»

   Буква Г – гусь гогочет.

   « Грозим »  указательным пальчиком, наклоняя его вниз: « Г – г – г!»

   Буква Х – х – х – холодно, ручки погреем! Выдыхаем горячий поток воздух на ладонь и произносим без участия голоса: « Х – х – х!»

   Буква З – звенит злой комар. Потрясите указательным пальчиком над головой, а затем пощекочите бочок ребенка: « З – з – з!»

  Малыш обязательно рассмеется и начнет щекотать вас. Благодаря такому сравнению,  буква З очень быстро запоминается.

  Буква Ш – шипит змея. Сгибаем руку в локте и двигаем ей из стороны в сторону, имитируя качание кобры: « Ш – ш – ш!»

   Буква Ж – жужжит жук. Сжимаем кулачки и энергично трясем им из стороны в сторону.

   В отличие от парного глухого [ш] , звук [ж] произносится без участии голоса, с более сильным выдохом.

  Буква Л – бол – л – л – лтушка! Энергично потряхивая поднятыми ладонями и двигая языком из стороны в сторону, произносим: « Л – л –л!»

  Буква Р – рокочет мотор мотоцикла. Вращаем кулаками перед собой, имитируя звук работающего мотора: « Р – р – р!»

  Буква Ё – при произнесении [ё] последовательно чередуем звуки [йо].

  Буква Й – « аЙ! Укололся! » Резко отдергиваем вытянутый указательный палец.

 Буква Ч – прижимаем указательный палец к губам: « Ч – ч – ч! Не шуми!»

 Буква Щ – резко взмахиваем руками. Движение напоминает взмах волшебной палочки. Чтобы заинтересовать малыша, спрячьте под платочком конфетку и наколдуйте: « Щ – щ – щ! Получай сокровищ – щ – ща! »  

Буква Ц – цыц! Резко опускаем указательный палец: « Ц – ц – ц!»

  Буква Ю – вытягиваем указательный палец и имитируем вращение волчка, пропевая: « Ю – ю – ю!»   

 Буква Ь – молчит, когда одна! Делает впереди стоящие буквы добрее, эаставляя их звучать « мягче ».

 Покажите малышу: « Было [б], стало [бь], было [т], стало [ть] ».

 Буква Ъ – тверда как стена! Спотыкаемся о Ъ, когда читаем, останавливаемся и объ – езжаем.

                           Как научить ребенка складывать

                                    буквы в слоги и слова?        

          После знакомства с гласными и чтения слоговых конструкций «согласный - гласный» ( например, МА, МУ), «гласный - согласный » (например, АМ, УМ ) и соответствующих слов. Водя пальчиком малыша по строчке, прочитайте ему: МА, МО, МУ, МИ, МЫ, МЭ. Попросите его повторить слоговой ряд по аналогии. Некоторые дети не сразу усваивают правило слияния  букв. Помогите малышу услышать слог, пропойте его, слитно протягивая – « М – м – м – а » - и не делая паузы между звуками. Слоги со взрывными согласными также читайте «залпом»: «ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ, ПЭ».

      В букварь включены слоги и слова «повышенной» сложности. Это слоговые конструкции  «согласный – гласный – согласный» (например, БОМ, БИМ) и слоги со стечением нескольких согласных (например, ТВА, ТВО). Они рассчитаны на тех детей, которым обучение чтению дается легко.

       Для удобства в слоговых таблицах используются прерывистая линия (БА  М). Хотя прерывистая линия нарушает слоговой принцип чтения, она помогает малышу читать слова сложной структуры (например, БА  Н  КА).

       Занимаясь с малышом по букварю, вы обратите внимание на некоторую однотипность предложений и на то, что слова в предложениях повторяются. Вспомните, как, изучая иностранный язык, вы радовались, встречая в тексте знакомые слова? Вашему малышу тоже необходимо испытать радость узнавания на ранних этапах обучения чтению.

       Не торопитесь переходить от одной буквы к другой, пока ребенок не усвоил материал.

                                      Желаем успехов!