«Как работать с букварем»
консультация (подготовительная группа) на тему

Башарова Светлана Явдатовна

 

Я - Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 г. Агрыз». Представляю вашему вниманию консультацию для родителей в подготовительной группе на тему:«Как работать с букварем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_pechat_2015_god.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я - Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6 г. Агрыз». Представляю вашему вниманию консультацию для родителей в подготовительной группе на тему:

«Как работать с букварем»

Как  помочь ребенку запомнить букву?

  1.      Педагогическая поговорка: «Буквы читаем и пишем, а звуки произносим » - отражает одну из важных задач обучения грамоты: ребенку нужно научиться устанавливать взаимосвязь между звуком и буквой. Называя букву, нужно произносить звук, а не название буквы. Каждой букве (кроме мягкого и твердого знака) соответствует определенный звук: БУКВЕ А – звук [а], БУКВЕ М – звук [м]. Изучая с ребенком новую букву, произнесите не [бэ], а [б] ,не [пэ], а [п] и т.д. 
  2.    Обратите внимание ребенка на то, что буквы связаны  определенным произношением ( положениями и движениями органов артикуляции). Когда мы читаем буквы, меняется положение губ, нижней челюсти, языка. При произношении звонких согласных  и гласных в работу включаются голосовые связки, при произношении носовых [м] и [н] – опускается мягкое нёбо. Такие сложные подробности ребенку не понять, но мы можем объяснить ему, как произносить звуки, используя понятные, доступные сравнения.

   Буква – это символ, знак, который не несет информацию о том, как она читается. Используя ассоциативные сравнения, которые помогут ребенку запомнить, как прочесть  ту или иную букву.

   Многим малышам знакомство с буквами дается нелегко, зачастую, читая, они путают буквы. Обращаясь к разным видам памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной) и используя яркие     ассоциативные образы, вы поможете ребенку избежать подобных ошибок.

   Изучая с ребенком очередную букву, расскажите о ней:

   Буква А – широко открываем рот и широко разводим руки в стороны.

   Подойдите с ребенком к зеркалу и покажите ему, что при произнесении звука [а] рот открывается очень широко.

    Радуемся: «А! Это ты? Привет!»

    Буква О – губы «округляем», руки соединяем над головой, изображая букву О.

    Удивляемся: «О! Что это у тебя?»

     Буква У – вытягиваем губы трубочкой, руки протягиваем вперед.

     Сравниваем: « У – у – у! Паровозик едет и гудит ».

     Буква И – губы растягиваются в улыбку.

    Звук [и] мы произносим более высоким голосом, поэтому поднимаем указательный палец вверх.

    Сравниваем: буква И – самая дружелюбная, всем улыбается.

     Буква Ы - нижняя челюсть опускается.

     Буква Ы – сердитый пузатый старичок с палочкой. Сжимаем кулачки и двигаем руками вверх-вниз.

     Старичок  - сердится: «Ы – ы – ы!» Вот я вам покажу, проказники!

     Буква Э – открываем рот и высовываем язык. Руку вытягиваем вперед ладошкой вверх.

     Буква дразнится: « Э – э – э! »

     Буква М – « М – м – мамина буква». Положив руку на щеку, произносим носовой звук [м] и чувствуем, как она вибрирует.

    Буква П – «Папина буква!» смыкаем и размыкаем перышко с ладошки.

    Буква Б – громкая буква! Надуваем щеки, а руками имитируем удары по барабану: « Б – б – б! »

    Буква Н – живет в носу ( звук [н] - носовой). Кладем палец на нос, чтобы почувствовать его вибрацию во время произнесения звука.

    Буква Т – напоминает короткие удары молоточка. Зажимаем в руке воображаемый молоток и «стучим»: « Т – т – т!»

    Буква В – прикусываем нижнюю губу верхними зубами.

    Сравниваем: самолет летит и гудит: « В – в – в!»

    Двигаем рукой вперед и вверх, показывая, как самолет взмывает в небо.

     Буква Я – хвастунишка! Ткнув в себя пальцем, несколько раз повторяем: « Я – я – я!»

     Буква Д – дрова рубим! Делаем рубящие движения ребром ладони и одновременно громко и отчетливо произносим: « Д – д – д!»

     Буква Ф – фыркнул ежик. Прикусываем нижнюю губу верхними зубами, а затем, на выдохе, выталкиваем её потоком воздуха. В отличие от парного звонкого [в] , звук [ф] произносится без участия голоса.

    Буква С – « С – с – студеная» холодная. Губы растянуты, между зубами небольшая щель. Язык прячется за нижними зубами. Держим ладонь параллельно рту и дуем холодным потоком воздуха: « С – с – с!»

   Буква Е – ель рисуем указательными пальчиками – от макушки к основанию.

   Звук [е] – последовательное чередование звуков [йэ], поэтому возникает ощущение, что основание (корень) языка сначала поднимается, а затем опускается.

   Буква К – курочку кормим!

   Соединяем указательный и большой пальцы правой руки, имитируя клюв курочки, и несколько раз подряд произносим: « К – к – к!»

   Буква Г – гусь гогочет.

   « Грозим »  указательным пальчиком, наклоняя его вниз: « Г – г – г!»

   Буква Х – х – х – холодно, ручки погреем! Выдыхаем горячий поток воздух на ладонь и произносим без участия голоса: « Х – х – х!»

   Буква З – звенит злой комар. Потрясите указательным пальчиком над головой, а затем пощекочите бочок ребенка: « З – з – з!»

  Малыш обязательно рассмеется и начнет щекотать вас. Благодаря такому сравнению,  буква З очень быстро запоминается.

  Буква Ш – шипит змея. Сгибаем руку в локте и двигаем ей из стороны в сторону, имитируя качание кобры: « Ш – ш – ш!»

   Буква Ж – жужжит жук. Сжимаем кулачки и энергично трясем им из стороны в сторону.

   В отличие от парного глухого [ш] , звук [ж] произносится без участии голоса, с более сильным выдохом.

  Буква Л – бол – л – л – лтушка! Энергично потряхивая поднятыми ладонями и двигая языком из стороны в сторону, произносим: « Л – л –л!»

  Буква Р – рокочет мотор мотоцикла. Вращаем кулаками перед собой, имитируя звук работающего мотора: « Р – р – р!»

  Буква Ё – при произнесении [ё] последовательно чередуем звуки [йо].

  Буква Й – « аЙ! Укололся! » Резко отдергиваем вытянутый указательный палец.

 Буква Ч – прижимаем указательный палец к губам: « Ч – ч – ч! Не шуми!»

 Буква Щ – резко взмахиваем руками. Движение напоминает взмах волшебной палочки. Чтобы заинтересовать малыша, спрячьте под платочком конфетку и наколдуйте: « Щ – щ – щ! Получай сокровищ – щ – ща! »  

Буква Ц – цыц! Резко опускаем указательный палец: « Ц – ц – ц!»

  Буква Ю – вытягиваем указательный палец и имитируем вращение волчка, пропевая: « Ю – ю – ю!»   

 Буква Ь – молчит, когда одна! Делает впереди стоящие буквы добрее, эаставляя их звучать « мягче ».

 Покажите малышу: « Было [б], стало [бь], было [т], стало [ть] ».

 Буква Ъ – тверда как стена! Спотыкаемся о Ъ, когда читаем, останавливаемся и объ – езжаем.

                           Как научить ребенка складывать

                                    буквы в слоги и слова?        

          После знакомства с гласными и чтения слоговых конструкций «согласный - гласный» ( например, МА, МУ), «гласный - согласный » (например, АМ, УМ ) и соответствующих слов. Водя пальчиком малыша по строчке, прочитайте ему: МА, МО, МУ, МИ, МЫ, МЭ. Попросите его повторить слоговой ряд по аналогии. Некоторые дети не сразу усваивают правило слияния  букв. Помогите малышу услышать слог, пропойте его, слитно протягивая – « М – м – м – а » - и не делая паузы между звуками. Слоги со взрывными согласными также читайте «залпом»: «ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ, ПЭ».

      В букварь включены слоги и слова «повышенной» сложности. Это слоговые конструкции  «согласный – гласный – согласный» (например, БОМ, БИМ) и слоги со стечением нескольких согласных (например, ТВА, ТВО). Они рассчитаны на тех детей, которым обучение чтению дается легко.

       Для удобства в слоговых таблицах используются прерывистая линия (БА  М). Хотя прерывистая линия нарушает слоговой принцип чтения, она помогает малышу читать слова сложной структуры (например, БА  Н  КА).

       Занимаясь с малышом по букварю, вы обратите внимание на некоторую однотипность предложений и на то, что слова в предложениях повторяются. Вспомните, как, изучая иностранный язык, вы радовались, встречая в тексте знакомые слова? Вашему малышу тоже необходимо испытать радость узнавания на ранних этапах обучения чтению.

       Не торопитесь переходить от одной буквы к другой, пока ребенок не усвоил материал.

                                      Желаем успехов!      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"

Данное открытое  логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

Приключения принца Букваря или сон Коли.

Поучительная сказка для детей....

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

« ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ БУКВАРЯ». Методическое пособие

конспект занятия "Путешествие в страну букваря". Методическое пособие...

Этапы работы по букварю.

Букварный период в специальной (коррекционной) школе подразделяется на четыре этапа. На каждом этапе после изучения материала предусматривается время для закрепления пройденного, для дифференциации сх...