Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_differenciaciya_sh-zh.docx741.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           МДОУ д/с № 50

                                                                                     комбинированного вида

                                                                     «Дефектолог»

Конспект открытого занятия для  воситателей

по обучению грамоте в подготовительной группе ФФНР

Тема: «Путешествие в Букварию. Дифференциация звуков Ш-Ж».

                         

                                                                                                Составила и провела

                                                               учитель-логопед

                                                         Белова Т.Ю.

18 января 2012г

Г. Люберцы

Цель:

  1. Научить детей правильно произносить и различать на слух  звуки Ш-Ж.
  2. Продолжать учить детей определять первый звук в словах.
  3. Закреплять умение делить слова на слоги.
  4. Закреплять навыки чтения слогов и слов со звуками Ш-Ж.
  5.  Закреплять умение заменять звук Ш на Ж в словах.
  6. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
  7. Закреплять представления о правиле написания ЖИ-ШИ.
  8. Учить составлять предложения по заданной схеме.
  9. Развивать фонематический слух, мышление.
  10. Воспитывать интерес  к занятиям.

Оборудование: буквы Ш-Ж, пособие «Весёлый поезд», картинки-билеты на звук Ш-Ж по количеству детей,  таблица для чтения «Волшебная дорожка»,  мяч,  картинка «Невиданное животное»,  2 карточки с зашифрованными именами (Жанна и Шура), буквы для составления слов, схематичное изображение предложения, предметные картинки на звуки Ш-Ж (жук, жираф, ножи, жёлуди, мороженное, ёжик; машина, мышка, шишка, лягушка, шапка, шуба), 4  мольберта, аудио запись, тетради, простые карандаши, указка.

                                       

Ход занятия

  1. Организационный момент: Дети заходят в зал и приветствуют гостей.
  2. Введение в тему  занятия:

Логопед загадывает загадки и просит назвать первый звук в словах-отгадках.

Логопед:                                          Чёрен, да не ворон

                                                          Рогат, да не бык

     Шесть ног без копыт.

  Ребёнок: Это Жук. Первый звук Ж.

Логопед:                                         Сижу верхом

                                                         Не ведаю на ком

                                                         Знакомца встречу

                                                        Соскочу привечу.

Ребёнок: Это шапка. Первый звук Ш.

Логопед: О каких звуках и буквах будем говорить на занятии?

Дети: О «Ш» и «Ж». Находят символы звуков.

Логопед:  Чем похожи эти звуки?

Дети: Они согласные, всегда твёрдые.

Логопед: выставляются буквы. Чем отличатся друг от друга?

Дети: «Ш» -глухой, «Ж» - звонкий, по-разному произносятся, буквы пишутся по –разному.

  1. Основная часть.

  1. Игра: «Весёлый поезд».

Логопед: «Сегодня мы с вами отправимся в страну Буквария, где  живут эти звуки и буквы. Вас ждёт «Весёлый поезд». Возьмите картинки-билеты, отхлопайте название слова и займите свой вагон. (Количество слогов соответствует количеству окошек на вагоне). Звучит музыка, дети отправляются в путешествие.

  1. Игра: «Запомни и повтори»

 Вот мы и добрались до места назначения. Посмотрите, здесь необычные ворота. Пройти сможет тот, кто повторит цепочку слогов:

Ша-ша-жа         жа-жа-ша                уш-уш-уж                    аша-аша-ажа

Ша-жа-жа         жа-ша-жа                иш-иж-иш                    ажа-ажа-аша

Ша-жа-ша         ож-ош-ож               жо-жо-шо                     ажи-аши-ажи

  1. Игра « Волшебная дорожка».

Логопед загадывает загадку.

 Хоть и бархатные лапки

   Но зовут меня царапкой.

Мышек ловко я ловлю

Молоко из блюдца пью.

Дети: Это кошка.

Логопед: Какой звук в этом слове? Дети: « Ш»

Логопед: Кого ловко кошка ловит? Дети «Мышку».

Логопед: Помогите мышке убежать от кошки. Прочитайте слоги и слова на «Волшебной дорожке».

(Дети по цепочке читают слоги и слова по таблице).

  1. Игра «Замени звук Ш на Ж» с мячом.

Логопед: мышка вам очень благодарна и предлагает поиграть.

    Становитесь быстро в круг

                                                    Дружно  будем мы  играть

                                                    В словах звук «Ш»

                                                    На «Ж» заменять.

Логопед -  ребёнок                               логопед  -  ребёнок

Шар     -    жар                                          Луша    -   лужа

                        Шить   -    жить                                                Саша    -    сажа

 Шаль   -    жаль                                          машет  -   мажет

Шила   -    жила                                         скошу   -  скажу

     Шест    -    жест                                         нашивка – наживка

Шарить -  жарить                                       тушить – тужить

  1. Игра: «Чей, чья чьи?»

Дети проходят к мольберту, где выставлено невиданное животное.

Логопед:  Что за чудо, что за зверь

                  И не мышка, не лягушка,

                  Здесь  невиданна зверюшка.

                   

Чья голова? –

Чей хвост? –

Чьё  тело? –

Чьё ухо? –

Чьи лапы? –

 

  1. Игра: «Разгадай слово по первым буквам».

В Букварии живут очень любознательные дети. Хотите сними познакомиться, и узнать как их зовут? Разделитесь на 2 команды. Подойдите к мольбертам и разгадайте слово по первым буквам.

 

                                   

                                                                               

 Как зовут девочку?  - Жанна.                                   Как  зовут мальчика? – Шура.

Дети проходят и садятся за столы.

  1. Работа над предложением.

Логопед: Рассмотрите картинки, произнесите название определите, какой звук в вашем слове звук «Ш» или «Ж».

Дети: В слове жираф, звук «Ж».

            В слове   машина, звук «Ш»т.д.    

Логопед: Составьте  предложение  о Жанне  или  Шуре по схеме, используя  ваши картинки.

Дети: Жанна  рисует  жирафа.  Шура  лепит  мишку.  Т.д.

  1. Подарим картинки Жанне и Шуре.

Дети выставляют картинки на звук Ж – Жанне, на звук Ш – Шуре.

  1. Физкультминутка «Кошка»

Полюбуемся немножко                                        Дети ходят на цыпочках

Как ступает мягко  кошка

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый                         Лёгкие прыжки на месте

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.                                 Важно идут, высоко подняв голову.

  1.  Работа в тетрадях. Преобразование  слов.

Логопед: Давайте вспомним правило. Какая буква пишется после Ш или Ж.

Дети: И

Логопед: Повторите хором правило.

Дети: ШИ –ЖИ  пиши с буквой И.

Преобразование слов: УШИ –УЖИ –ЛУЖИ - ЛУЖА

Итог: Молодцы ребята. Со всеми заданиями вы справились удачно. Но нам пора отправляться обратно в д,с. В Букварию мы ехали на поезде, а обратно вернёмся с помощью волшебного зонтика. Подойдите все ко мне, закройте глазки. Зонтик быстро раскручу, в детский сад ребят верну. Вот мы и вернулись.  Понравилось вам наше путешествие? Детям вручаются небольшие сюрпризы.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Гласный звук  Ы, буква Ы.Место звука  в двух позициях - в середине слова и в конце.Цель: изучение гласной буквы Ы, формировать работу по трем единицам речи: звуку, слогу, предложению, ...

Конспект НОД обучение грамоте в подготовительной группе

: 1.Анализ предложения и составление его из букв.2.Знакомство с буквой «Ч». 3.Совершенствовать навык чтения. 4.Правописание  Ча и Чу.  5. Игра-загадка по модели....

Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».      ...

Конспект по обучение грамоте в подготовительной группе "Мама для мамонтёнка" (Знакомство с буквой М)

                                  Речевое развитие (обучение грамоте).Тема: «Мама для Мамонтенка».( Знакомст...

Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе (по букварю Жуковой)

Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....