План-конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Трифонова Татьяна Владимировна


Тема: Гласный звук  Ы, буква Ы.Место звука  в двух позициях - в середине слова и в конце.

Цель: изучение гласной буквы Ы, формировать работу по трем единицам речи: звуку, слогу, предложению, упражнять детей в составлении и чтение слогов.

Оборудование: картинка с изображением парохода и лодки, плывущих по реке, разрезные азбуки, буквы большого размера, рисунок с изображением берега моря.

                                                       Ход занятия

1. Воспитатель: - Наступило лето, и дети поехали на прогулку на пороходе. прежде чем отплыть, пароход дает сигнал : «ы-ы-ы» Как загудел пароход?
                   
                     Дети произносят: «ы-ы-ы..»

     Поплыли по реке, а навстречу пароходу плывет лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход дает сигнал: «ы-ы-ы» Как пароход дает сигнал?

                    Дети произносят: «ы-ы-ы»
  
   Причалил пароход к берегу, и дети пошли в лес на прогулку...

2.Воспитатель: Вышел дым из трубы,
                        Встал над крышей на дыбы.
                        Вырос выше облаков -
                        И упал, и был таков.

    Ребята, звук Ы имеет место в двух позициях - в середине слова и  в конце. Звук гласный, произносится длительно. Рот широко не раскрывается, губы в улыбку не растягиваются. Запомните: в русском языке нет слов, которые начинались бы с буквы Ы. 
      Пожалуйста, вспомните в каких словах этот звук слышится в середине слова? (Ответы детей: лыжи, мыши, рыба, дым, сын, мыло и др.)
        В каких словах это звук слышится в конце слова? (Ответы детей: часы, сады, диваны, квартиры и др.)

3. Воспитатель: Рассмотрим элементы буквы и пропишем его в воздухе. (Дети прописывают букву в воздухе).
                                      А бедняжка буква Ы
                                      Ходит с палочкой, увы!
                                      Вот топор, Полено рядом.
                                      Получилось то, что надо.

А на какой инструмент похожа эта буква? (Ответы детей)

                                                Загадки

Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое - скорей догадайтесь.
И знайте: большая была бы беда,
Когда бы не я да вода:
На грязной, немытой шее
У нас жили бы гадкие змеи
И ядовитыми жалами
Кололи бы вас, как кинжалами.
И в каждом невымытом ухе
Засели бы злые лягухи,
И если бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда
Была бы, когда бы не я да вода.
Берите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое - скорей догадайтесь. (Мыло)


Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

4.Воспитатель: Отгадали загадки, молодцы. Буква Ы у нас в слове «мыло»  встречается в середине слова. Слово «мыло» состоит из четырех букв: две согласные буквы - это М и Л, и две гласные буквы - это Ы и О. Если у нас в слове две гласные буквы, значит слово у нас состоит из двух слогов. Составим небольшое предложение со словом мыло. (Дети составляют предложения).


                                   физкультминутка

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз - наклон
И два- наклон,
Зашумел листвою клен.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз- сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз -присели, два привстали.
Руки к верху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!


5. Воспитатель: Отдохнули? Теперь мы с вами поработаем с разрезной азбукой. Из букв разрезной азбуки составим слова: ОСА - ОСЫ, СОМ - СОМЫ. (Дети работают с разрезной азбукой)


6. Воспитатель: Сейчас проведем с вами игру «Капитаны», по упражняемся в составлении слогов. На «Берегу моря» устанавливаются гласные буквы - порты. Дети-капитаны, держа в руках кораблики с прикрепленными согласными буквами (начальными буквами названий кораблей), подводят кораблики, каждый к своему порту - гласной букве, и читают получившийся прямой слог. Например: МА..., МЫ... и тд.


7. Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Узнали еще один звук и  букву - это Ы.  Знаете теперь, что она у нас гласная, произносится длительно, встречается в середине и в конце слова. Так же мы составляли с этой буквой слоги и слова.

                                 
                                           


       

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"

Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы  условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...