Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы  условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением речи посредством технологии ТРИЗ  и элементов  технологии раннего  обучения грамоте Н.А. Зайцева. Материал подобран так, чтобы был задействован каждый ребенок, что способствует повышению познавательного интереса и стимулирует их активность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_obuch.gram_.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД  в подготовительной группе

(технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Тема: «Звуковой анализ слова».

Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Культурно-смысловой контекст: подготовка к обучению грамоте, игры со звуками и словами.

Образовательная область: речевое развитие, подготовка к обучению грамоте.

Цель: совершенствование умения проводить звуковой анализ слова, читать слоги, слова в процессе подготовки к обучению грамоте в игровой деятельности.

Задачи: показать умение в дифференциации гласных и согласных звуков, самостоятельно и в совместной деятельности проводить звуковой анализ слова, определить позицию звука в словах,  определить количество слогов в слове;

внимательно слушать и выполнять задания в работе с дидактическими и словесными играми;

 проявлять интерес к работе со словами и звуками, уметь дополнять ответы товарищей при необходимости.

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность взрослого и ребёнка: непосредственно образовательная деятельность.                                                                                                                                                                                           

Предполагаемый результат: имеют представление о понятиях звук, буква, слог, слово, определяют позицию звука в слове, делят слова на слоги, читают слоги и короткие слова, предложения.

Методические приемы:

Словесные: беседа, вопросы, объяснения.

Наглядные: картинки с заданиями, плакат с таблицей Н.А. Зайцева. 

Игровые: дидактические и словесные игры.

Практические: упражнения в печатных карточках.

Оборудование: картинки с изображениями предметов, корзинка, кубик с буквами на сторонах, таблица по обучению грамоте Н.А. Зайцева, печатные карточки, интерактивная игра «Измерь слово» (по времени).

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты              

1.Вводная часть

Мотивационный этап.

Организационный момент

Приглашение к деятельности.

- Вы хотели бы научиться читать? Зачем это нужно? Что для этого нужно?

Коммуникативная

Дети рассуждают, предполагают.

Отвечают полными предложениями.

Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание на корзинку.

В корзинке мягкий кубик с буквами на его сторонах:  а, б, м, р, к, ш  и книга.

- Что общего у этих предметов?

Предлагается придумать и назвать слова на букву, которая выпала при бросании кубика детьми.

- Зачем нужны книги?

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Коммуникативная.

Обнаруживают в корзинке  

кубик, на сторонах которого буквы. Осматривают, отвечают на вопросы.

Проявляют интерес с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента.

Называют слова на заданный звук в начале слова.

Постановка детской цели.

С помощью вопросов выясняется у детей, чем будем заниматься.

Коммуникативная.

Отвечают на вопросы. Понимают цель занятия.

2. Основной этап

Применение знаний и умений в условиях выполнения игр, упражнений и заданий.

 «Мозговой штурм»

- Сначала мы должны вспомнить:

- Какие бывают звуки?

- Почему звуки называются гласные?

- Чем они отличаются от согласных?

- Каким цветом обозначаются гласные? Согласные?

- Назовите мне гласные звуки! Сколько их?

- Какой звук я назвала? Дайте характеристику.

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Молодцы! Хотите поиграть и выполнять разные задания?

Дидактическая игра «Назови отличия».

На столе карточки, на которых буквы, слоги, слова.

Чем отличаются? Разделите на 3 группы. Что обозначают слова?

Игровое упражнение «Пишем имена».

1.Дети озвучивают столбики с первой буквой своего имени, составляют свои имена по таблице Зайцева Н.А.

2.Дети составляют свои имена карточками со слогами.

 На столе карточки со слогами имен всех детей.

Обратить внимание на количество гласных в словах, на количество слогов. Подвести к выводу: сколько гласных – столько слогов.

П/игра «1, 2, 3 – букву найди».

На ковре в обручах напечатанные буквы. Предлагается по сигналу найти и встать у заданной буквы. Задание: дать характеристику букве.

 

Игровое упражнение «Изобрази слово знаками».

На столе картинки кот, кит, лиса, юла и напечатанные слова, фишки для звукового анализа слов. Задание: соотнести картинку со словом. В совместной деятельности производится звуковой анализ слов (одного или двух).

Игровое упражнение «Читаем».

Индивидуально для каждого ребенка карточки для чтения.

Слоги: Вова, Юля, Алиса, Егор.

Слова: Ринат, Биймырза.

Предложения: Илья, София.

Дети делают вывод, кто что читал?

Интерактивная игра «Измерь слово» (по времени и желанию детей).

Дети работают с ноутбуком. Задание: закрепить понятие «слог»; упражнять в делении слов на слоги, определении количества слогов в слове.

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Познавательная.

Игровая.

Познавательная.

Двигательная.

Игровая.

Познавательная.

Познавательная.

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная.

Коммуникативная.

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная.

Умеют  называть и узнавать гласные и согласные звуки. Называют признаки отличия.

Дают полные, точные ответы на вопросы педагога.

Озвучивают карточки с буквами, читают  слоги, слова; делят карточки на 3 группы: буквы, слоги, слова. Называют отличия.

Составляют (пишут) свои имена по таблице пальчиком показывая каждый слог (склад).

Находят среди множества карточек слоги для своего имени.

Составляют имя, называют гласные и их количество.

Находят заданную букву, дают характеристику.

Называют картинки, определяют количество слогов в слове. Читающие читают слова, соотносят с картинкой.

Дают характеристику звука,  обозначая соответствующей фишкой.

Читают, озвучивают слоги, слова, предложения.

Называют что читали.

Называют картинки, определяют количество слогов. Проверяют нажатием курсива на картинку.

3. Заключительный этап.

(рефлексия)

- Какое задание вам больше всего понравилось?

Молодцы! Вы хорошо поработали и заслужили награду, которая  в этой шкатулке и начинается на звук «К».

(Книги).

Коммуникативная.

Рассуждают, объясняют.

Дети называют несколько слов.

Рассматривают книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта занятия по обучению грамоте в старшей группе

целью занятия учить детей проводить звуковой анализ слов. развивать фонематический слух....

Технологическая карта занятия по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий

Занятие по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий  "Звук и буква Б" представлено в виде технологической карты....

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в старшей группе «В гости в город Грамотейкино» с использованием пособий В.Воскобовича

Материал пригодится воспитателям при организации занятий по обучению грамоте в старшей группе детского сада Конспект разработан с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича....

Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»

Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгруппо...

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Ы».

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:...

Технологическая карта занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»

Технологическая карта занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...