Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Постникова Валентина Юрьевна

Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгрупповое занятие, 7 детей, у которых поставлено логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 2 - 3 уровня.  Полиморфное нарушение звукопроизношения. Приоритетная образовательная область «речевое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postnikova._v._yu._rabota.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Логопедического занятия в подготовительной к школе группе

по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте

 «Звук и буква Ж»

Постникова Валентина Юрьевна

Учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 75

г. Иркутска

Иркутская область

Аннотация: Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгрупповое занятие, 7 детей, у которых поставлено логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 2 - 3 уровня.  Полиморфное нарушение звукопроизношения. Приоритетная образовательная область «речевое развитие».

Используемые технологии, методики: Игровые технологии; коррекционно-развивающие технологии; технологии развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии

Используемые методы и приёмы обучения и воспитания

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

 - словесные: беседа, рассказ;

 - наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ;

 - практические: упражнения, дидактические игры.

- методы самостоятельной работы и работы под руководством взрослого.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование, организация, поощрение.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный контроль и самоконтроль, взаимоконтроль.

Тема: «Звук и буква Ж»

Цель: Формирование предпосылок грамотности через ознакомление со звуком Ж и буквой Ж.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: Познакомить детей с согласным звуком Ж, закреплять его правильное произношение, характеристику.  Познакомить  детей с буквой Ж, закрепить ее зрительный образ. Упражнять детей в печатании буквы Ж,  в чтении и печатании слов с новой буквой, с ранее изученными буквами.
  2. Коррекционно-развивающие: Развивать фонематическое восприятие, формируя умения:  узнавать заданный звук среди других звуков и в речевом потоке, определять место звука в слове, добавлять недостающий звук «ж» в начало слова;*преобразовывать слова, путем замены первого звука в слове; *проводить звуковой анализ и синтез слов. (* Ограничено для детей с заключением ОНР 2 уровня); Развивать мышление детей через формирование умения проводить звуко-слоговой анализ слов. Закрепить у детей умение совмещать движения артикуляционного аппарата и кистей рук, развивать мелкую моторику. Формировать у детей координацию речи с движениями, работать над темпом и ритмом речи.
  3. Воспитательные: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование и материал: зеркала, профиль звука Ж, графические обозначения звуков, карточка буква Ж, на что похожа буква,  индивидуальные тетради (В. Н. Нищева, 2 часть), карандаши, письмо от буквы Ж.

Предварительная работа:

  • повторение терминов: «согласный», «твердый», «звонкий»;
  • игра «Подними флажок»  (поднять синий флажок, если услышишь звук Ж»).

Предполагаемый результат: Дети знакомы с образом буквы Ж, формируется навык слогового чтения, узнают заданный звук среди других звуков и в речевом потоке, определяют место звука в слове, добавляют недостающий звук «Ж» в начало слова. Совершенствуется умение преобразовывать слова, путем замены первого звука в слове и *проводить звуковой анализ слов. (* Ограничено для детей с заключением ОНР 2 уровня)  

Этапы деятельности, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой, 1мин

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатийное принятие, эмоциональная поддержка ребёнка.

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного контакта.

Педагог создает атмосферу заинтересованности и психологического комфорта.

Приветствуют логопеда. проявляют заинтересованность к занятию

Игровой момент

«Письмо от похищенной буквы». 

Психологическая готовность

Организационный момент,

1-2мин

Организация направленного внимания

Предлагает детям прослушать на письмо, повторное чтение с обсуждением содержания написанного. Логопед  уточняет, какая буква была похищена, изучали ли эту букву, и предлагает, выполнив задания от Жука, вернуть букву, вписав ее в письмо.

Акцентные вопросы:

Хотите прочитать содержание письма полностью?  Сможете помочь букве выбраться из плена? Выполните задания жука?

Участие в беседе, задают и отвечают на вопросы.

Дети подключаются к совместной деятельности на основе положительного эмоционального фона. Каждый ребенок участвует в обсуждении письма и высказывает предположения о его содержании. Дети воспринимают предлагаемую логопедом  задачу, помочь  букве вернуться из плена

Беседа «Письмо от похищенной буквы». 

Игровой момент

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование, организация

Письмо от буквы  рассмотрено,  обсуждено его содержание. Сделан вывод, что в словах пропущен звук «Ж», следовательно, похищена буква Ж.

У детей сформировано желание выполнить задания, как необходимое условие возвращения буквы.

Мотивационно-ориентировочный этап,

1-2 мин

Актуализация, 3 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах

Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

совершенствуется фонематическое восприятие, внимание и память, развивая мышление детей.

Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения

Артикуляционная и акустическая характеристика звука. Логопед  предлагает детям произнести звук и сделать выводы о наличие во рту преграды (какие стражники участвуют в произношении звука?), работе голоса, звучании звука в разных словах. Затем проводит речевые игры, совершенствуя фонематическое восприятие, внимание и память, развивая мышление детей.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Фонетическая зарядка и развитие речевого дыхания.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами

Осознают и принимают поставленную задачу

Каждый ребенок проговаривает звук, обращая внимание на положение органов артикуляции, работу голоса, звучание звука по мягкости - твердости. На основании этого делает выводы о характеристике звука.

Игры: «Услышишь – хлопни»

«Запомни – повтори»,

«Пропал звук»,

«Замени звук – измени слово»,

«Скажи наоборот»,

Дети активно участвуют в предлагаемых играх, выполняя задания «злого жука».

Двигательно-артикуляционные упражнения, фонетическая зарядка. Выполнение каждым ребенком артикуляционных упражнений в сочетании с кистями рук: развитие двигательной памяти, чередование напряжения и расслабления.

Создание проблемной ситуации. Беседа по игровому сюжету

Беседа, игровой сюжет «Приключение ветерка»;

Технологии развивающего обучения;

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные: беседа, рассказ;

-наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ;

- практические: упражнения, дидактические игры;

Коррекционно-развивающие технологии

Компоненты здоровьесберегающих технологий

Внутренняя мотивация к деятельности

Сформулирована и обоснована характеристика звука.

Созданы условия для формирования умений: выделять заданный звук из речевого потока; договаривать и преобразовывать слова; подбирать антонимы к словам, составлять предложения по заданным словам.

Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений   активизирует  артикуляционную моторику, мыслительные и психические функции, и, следовательно, создаются предпосылки для коррекции имеющихся нарушений и  дальнейшего развития детей.

Поисковый этап, 5-8 мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определённого объёма знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразованиях связях, способах действий и т.д.

Пробное» действие» Осуществление попытки восстановить письмо. Акцентные вопросы: Смогли?

Почему не смогли? Кто может помочь?

Логопед предлагает вставить изученный звук в письмо.

Обсуждение со всеми детьми, почему нельзя вставить звук в письмо.

Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении.  Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы, выполняют упражнения по образцу

Технологии развивающего обучения

Приёмы активизации самостоятельного мышления детей. Решение проблемной ситуации. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Повторение правила чем звук отличается от буквы.

Созданы условия для формирования выводов: о различие между буквой и звуком, о причине, по которой невозможно восстановить письмо. Сформулирована детская задача: научиться  писать букву. Определен круг лиц, которые могут научить писать букву.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.

Динамическая пауза, 1 мин.

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости

Координация речи и движения, динамическая пауза

Выполняют физические упражнения, проговаривая стихотворение

Игровые приёмы

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.

Практический этап, 5-10 мин

Познакомить детей с буквой Ж, закрепить ее зрительный образ; научить печатать букву Ж; закрепить умение составлять слоги из букв, слова из слогов

Педагог предлагает детям определить, на что похожа буква, найти место буквы в Алфавите, показ буквы с помощью кистей рук и граненого карандаша, письмо буквы в воздухе выбрать правильное написание буквы, посчитать количество элементов в букве;  дописать  недостающие элементы буквы. (Выполнение каждым ребенком нейро-физиологических упражнений: профилактика и коррекция зрительных нарушений, развитие мелкой моторики рук (упражнения с граненым карандашом)

Выполняют практическую работу.

Упражнение конструктивного, творческого характера. Выполнение практических работ. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности.

Дети знают последовательность написания буквы, могут написать букву, слова с буквой Ж в тетради.

.

Рефлексивно-оценочный этап, 3 мин

Формирование умения печатания и чтения слов с новой буквой  буквы в тетради. проводить звуковой анализ слова.

Восстановление письма.  Печатание в тетрадях буквы и слов с буквой Ж.

Совместно с логопедом проводят звуковой анализ слова..

Индивидуальная работа

Созданы условия для: восстановления письма; формирования умения печатать и читать слова с буквой «Ж» и обучения проведении. Звукового анализа.

Заключительный этап, 3 мин

Подведение итогов, обобщение полученного ребёнком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки.

Беседа:

- Что мы делали? - Что мы сначала не знали? - Какой способ нам помог справиться с затруднением?

- Что было самым интересным? - Что было самым трудным?

- О чем сегодня расскажете маме и папе?

Совместно с логопедом дети осмысливают процесс изучения нового материала.

Рефлексивная.  Делают выводы о звуковых и артикуляционные характеристиках изученного звука

Коррекционно-развивающие технологии

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный контроль и самоконтроль, взаимоконтроль

Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная.

В результате дети смогут сформулировать  тему занятия, вспомнить и рассказать о выполняемых заданиях и содержании изученного материала. А также сформулировать условия, выполнение которых позволило достичь цели. (узнали у взрослых, как пишется буква, научились писать букву.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта музыкального занятия в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО

Использование методов музыкальной логоритмики в процессе формирования предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников для успешного обучения в школе....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по формированию фонетической стороны речи

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по формированию фонетической стороны речиЦель. Обучение слухопроизносительной дифференциации звуков “а – ja”, “о &ndash...

Технологическая карта интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Знакомство с хлопком на тему: Путешествие в «ситцевое царство».

Интегрированное занятие с детьми подготовительной к школе группы, по ознакомлению с хлопком на тему: Путешествие в «ситцевое царство». В ходе занятия дети знакомятся с хлопком, узнают о ег...

Технологическая карта интегрированного занятия в подготовительной к школе группы

Технологическая карта занятияОбразовательная область: речевое развитие, познавательное развитиеТема занятия: Драгунский В.Ю. «Друг детства»Возрастная группа: подготовительная к школе...

Технологическая карта коррекционного занятия в подготовительной к школе группе ТНР "В гостях у Королевы Знаний"

Создать условия для закрепления полученных знаний по обучению грамоте и звуковой культуре речи...