Главные вкладки

    Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгрупповое занятие, 7 детей, у которых поставлено логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 2 - 3 уровня.  Полиморфное нарушение звукопроизношения. Приоритетная образовательная область «речевое развитие».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл postnikova._v._yu._rabota.docx27.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    Логопедического занятия в подготовительной к школе группе

    по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте

     «Звук и буква Ж»

    Постникова Валентина Юрьевна

    Учитель-логопед

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    города Иркутска детский сад № 75

    г. Иркутска

    Иркутская область

    Аннотация: Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгрупповое занятие, 7 детей, у которых поставлено логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 2 - 3 уровня.  Полиморфное нарушение звукопроизношения. Приоритетная образовательная область «речевое развитие».

    Используемые технологии, методики: Игровые технологии; коррекционно-развивающие технологии; технологии развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии

    Используемые методы и приёмы обучения и воспитания

    1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

     - словесные: беседа, рассказ;

     - наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ;

     - практические: упражнения, дидактические игры.

    - методы самостоятельной работы и работы под руководством взрослого.

    2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование, организация, поощрение.

    3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный контроль и самоконтроль, взаимоконтроль.

    Тема: «Звук и буква Ж»

    Цель: Формирование предпосылок грамотности через ознакомление со звуком Ж и буквой Ж.

    Задачи:

    1. Коррекционно-образовательные: Познакомить детей с согласным звуком Ж, закреплять его правильное произношение, характеристику.  Познакомить  детей с буквой Ж, закрепить ее зрительный образ. Упражнять детей в печатании буквы Ж,  в чтении и печатании слов с новой буквой, с ранее изученными буквами.
    2. Коррекционно-развивающие: Развивать фонематическое восприятие, формируя умения:  узнавать заданный звук среди других звуков и в речевом потоке, определять место звука в слове, добавлять недостающий звук «ж» в начало слова;*преобразовывать слова, путем замены первого звука в слове; *проводить звуковой анализ и синтез слов. (* Ограничено для детей с заключением ОНР 2 уровня); Развивать мышление детей через формирование умения проводить звуко-слоговой анализ слов. Закрепить у детей умение совмещать движения артикуляционного аппарата и кистей рук, развивать мелкую моторику. Формировать у детей координацию речи с движениями, работать над темпом и ритмом речи.
    3. Воспитательные: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Оборудование и материал: зеркала, профиль звука Ж, графические обозначения звуков, карточка буква Ж, на что похожа буква,  индивидуальные тетради (В. Н. Нищева, 2 часть), карандаши, письмо от буквы Ж.

    Предварительная работа:

    • повторение терминов: «согласный», «твердый», «звонкий»;
    • игра «Подними флажок»  (поднять синий флажок, если услышишь звук Ж»).

    Предполагаемый результат: Дети знакомы с образом буквы Ж, формируется навык слогового чтения, узнают заданный звук среди других звуков и в речевом потоке, определяют место звука в слове, добавляют недостающий звук «Ж» в начало слова. Совершенствуется умение преобразовывать слова, путем замены первого звука в слове и *проводить звуковой анализ слов. (* Ограничено для детей с заключением ОНР 2 уровня)  

    Этапы деятельности, продолжительность

    Задачи этапа

    Деятельность педагога

    Деятельность воспитанников

    Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

    Результат

    Психологический настрой, 1мин

    Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатийное принятие, эмоциональная поддержка ребёнка.

    Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного контакта.

    Педагог создает атмосферу заинтересованности и психологического комфорта.

    Приветствуют логопеда. проявляют заинтересованность к занятию

    Игровой момент

    «Письмо от похищенной буквы». 

    Психологическая готовность

    Организационный момент,

    1-2мин

    Организация направленного внимания

    Предлагает детям прослушать на письмо, повторное чтение с обсуждением содержания написанного. Логопед  уточняет, какая буква была похищена, изучали ли эту букву, и предлагает, выполнив задания от Жука, вернуть букву, вписав ее в письмо.

    Акцентные вопросы:

    Хотите прочитать содержание письма полностью?  Сможете помочь букве выбраться из плена? Выполните задания жука?

    Участие в беседе, задают и отвечают на вопросы.

    Дети подключаются к совместной деятельности на основе положительного эмоционального фона. Каждый ребенок участвует в обсуждении письма и высказывает предположения о его содержании. Дети воспринимают предлагаемую логопедом  задачу, помочь  букве вернуться из плена

    Беседа «Письмо от похищенной буквы». 

    Игровой момент

    Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование, организация

    Письмо от буквы  рассмотрено,  обсуждено его содержание. Сделан вывод, что в словах пропущен звук «Ж», следовательно, похищена буква Ж.

    У детей сформировано желание выполнить задания, как необходимое условие возвращения буквы.

    Мотивационно-ориентировочный этап,

    1-2 мин

    Актуализация, 3 мин

    Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах

    Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

    совершенствуется фонематическое восприятие, внимание и память, развивая мышление детей.

    Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения

    Артикуляционная и акустическая характеристика звука. Логопед  предлагает детям произнести звук и сделать выводы о наличие во рту преграды (какие стражники участвуют в произношении звука?), работе голоса, звучании звука в разных словах. Затем проводит речевые игры, совершенствуя фонематическое восприятие, внимание и память, развивая мышление детей.

    Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

    Фонетическая зарядка и развитие речевого дыхания.

    Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами

    Осознают и принимают поставленную задачу

    Каждый ребенок проговаривает звук, обращая внимание на положение органов артикуляции, работу голоса, звучание звука по мягкости - твердости. На основании этого делает выводы о характеристике звука.

    Игры: «Услышишь – хлопни»

    «Запомни – повтори»,

    «Пропал звук»,

    «Замени звук – измени слово»,

    «Скажи наоборот»,

    Дети активно участвуют в предлагаемых играх, выполняя задания «злого жука».

    Двигательно-артикуляционные упражнения, фонетическая зарядка. Выполнение каждым ребенком артикуляционных упражнений в сочетании с кистями рук: развитие двигательной памяти, чередование напряжения и расслабления.

    Создание проблемной ситуации. Беседа по игровому сюжету

    Беседа, игровой сюжет «Приключение ветерка»;

    Технологии развивающего обучения;

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные: беседа, рассказ;

    -наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ;

    - практические: упражнения, дидактические игры;

    Коррекционно-развивающие технологии

    Компоненты здоровьесберегающих технологий

    Внутренняя мотивация к деятельности

    Сформулирована и обоснована характеристика звука.

    Созданы условия для формирования умений: выделять заданный звук из речевого потока; договаривать и преобразовывать слова; подбирать антонимы к словам, составлять предложения по заданным словам.

    Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений   активизирует  артикуляционную моторику, мыслительные и психические функции, и, следовательно, создаются предпосылки для коррекции имеющихся нарушений и  дальнейшего развития детей.

    Поисковый этап, 5-8 мин

    Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определённого объёма знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразованиях связях, способах действий и т.д.

    Пробное» действие» Осуществление попытки восстановить письмо. Акцентные вопросы: Смогли?

    Почему не смогли? Кто может помочь?

    Логопед предлагает вставить изученный звук в письмо.

    Обсуждение со всеми детьми, почему нельзя вставить звук в письмо.

    Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении.  Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы, выполняют упражнения по образцу

    Технологии развивающего обучения

    Приёмы активизации самостоятельного мышления детей. Решение проблемной ситуации. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Повторение правила чем звук отличается от буквы.

    Созданы условия для формирования выводов: о различие между буквой и звуком, о причине, по которой невозможно восстановить письмо. Сформулирована детская задача: научиться  писать букву. Определен круг лиц, которые могут научить писать букву.

    Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.

    Динамическая пауза, 1 мин.

    Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости

    Координация речи и движения, динамическая пауза

    Выполняют физические упражнения, проговаривая стихотворение

    Игровые приёмы

    Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.

    Практический этап, 5-10 мин

    Познакомить детей с буквой Ж, закрепить ее зрительный образ; научить печатать букву Ж; закрепить умение составлять слоги из букв, слова из слогов

    Педагог предлагает детям определить, на что похожа буква, найти место буквы в Алфавите, показ буквы с помощью кистей рук и граненого карандаша, письмо буквы в воздухе выбрать правильное написание буквы, посчитать количество элементов в букве;  дописать  недостающие элементы буквы. (Выполнение каждым ребенком нейро-физиологических упражнений: профилактика и коррекция зрительных нарушений, развитие мелкой моторики рук (упражнения с граненым карандашом)

    Выполняют практическую работу.

    Упражнение конструктивного, творческого характера. Выполнение практических работ. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности.

    Дети знают последовательность написания буквы, могут написать букву, слова с буквой Ж в тетради.

    .

    Рефлексивно-оценочный этап, 3 мин

    Формирование умения печатания и чтения слов с новой буквой  буквы в тетради. проводить звуковой анализ слова.

    Восстановление письма.  Печатание в тетрадях буквы и слов с буквой Ж.

    Совместно с логопедом проводят звуковой анализ слова..

    Индивидуальная работа

    Созданы условия для: восстановления письма; формирования умения печатать и читать слова с буквой «Ж» и обучения проведении. Звукового анализа.

    Заключительный этап, 3 мин

    Подведение итогов, обобщение полученного ребёнком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки.

    Беседа:

    - Что мы делали? - Что мы сначала не знали? - Какой способ нам помог справиться с затруднением?

    - Что было самым интересным? - Что было самым трудным?

    - О чем сегодня расскажете маме и папе?

    Совместно с логопедом дети осмысливают процесс изучения нового материала.

    Рефлексивная.  Делают выводы о звуковых и артикуляционные характеристиках изученного звука

    Коррекционно-развивающие технологии

    Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный контроль и самоконтроль, взаимоконтроль

    Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная.

    В результате дети смогут сформулировать  тему занятия, вспомнить и рассказать о выполняемых заданиях и содержании изученного материала. А также сформулировать условия, выполнение которых позволило достичь цели. (узнали у взрослых, как пишется буква, научились писать букву.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта музыкального занятия в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО

    Использование методов музыкальной логоритмики в процессе формирования предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников для успешного обучения в школе....

    Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей среднего возраста

    Рабочая программа «Звукоград» по организации работы по звуковой культуре речи и подготовке  к обучению грамоте детей среднего возраста предназначена  для воспитателей дошкольных ...

    Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста

    Рабочая программа ЗВУКОГРАД» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста предназначена для воспитателей дошкольных образовательных ...

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе по формированию фонетической стороны речи

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе по формированию фонетической стороны речиЦель. Обучение слухопроизносительной дифференциации звуков “а – ja”, “о &ndash...