Конспект по обучение грамоте в подготовительной группе "Мама для мамонтёнка" (Знакомство с буквой М)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

                                    Речевое развитие (обучение грамоте).

Тема: «Мама для Мамонтенка».

( Знакомство с буквой «М м»). (Чтение слогов с буквой »М»).

Интеграция образовательных областей:  «Физическое  развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 

Образовательная задача:

1.     Познакомить детей с буквой «М» и тем, что она обозначает звуки «М» и «Мь».

2.     Закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

3.Учить читать слоги и слова с буквой «М».

Развивающая задача: развивать логическое мышление, речевую активность, память. Развивать умение выкладывать из счетных палочек букву «М».

Воспитательная задача: воспитывать любознательность, интерес ,доброжелательное отношение к животным, осознанное отношение к пониманию роли мамы в семье .

Здоровьесберегающая задача: создать в группе благоприятную эмоциональную обстановку. Профилактика нарушений осанки.  

 

 Материал:

Демонстрационный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными буквами; » окошечко» и полоски с гласными и согласными буквами; буквы «М» (две), «м» (четыре); указка,льдины- цифры от 11до 20.

Раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными буквами; »окошечки» и полоски с гласными и согласными буквами; указка; счетные палочки.

Часть занятия

Методы и приемы работы

Содержание работы

Вводная

часть

 

 

 

 

Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая часть

 

Свободное общение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть. (выкладывание схем -слов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, сегодня нас с вами ожидает интересная и загадочная встреча.  Посмотрите с кем? Включаю видеозапись мультфильма «Мама для Мамонтенка». Ребята, давайте поможем мамонтенку отыскать его маму. Согласны?

Для этого необходимо преодолеть все препятствия и задания, которые будут встречаться на нашем пути. Отправимся в путешествие по морю на волшебных льдинах вместе с нашим Мамонтенком. По льдинам, на которых изображены цифры нужно  пройти  по порядку от 11 до 15.

Звучит песня «Мамонтенка».

Дети плывут на льдинах- цифрах(от 11до 15) в город « Буквоград» .

 

-Ребята, мы свами попали в город «Буквоград».

1.Посмотрите,  появился морж. Слайд №1

Он нам может подсказать, где можно найти маму мамонтенка, но нам с вами необходимо выполнить задание (дети садятся за столы).

Нужно  провести звуковой анализ слов «Мама» и «Мимо».

Вызываю детей по одному выкладывать схему слова «мама».

-найдите и обозначьте ударение в слове «мама». Теперь замените фишки, обозначающие гласные  звуки на  буквы.

 Далее разбираем слово «Мимо».

 Находим и обозначаем ударение.

-Замените фишки, обозначающие гласные звуки на буквы.

- Ребята,  обратите внимание на то, что в слове «мимо» слышится безударный  звук «а», но пишется (выкладывается) буква «О»

 

-Объясните значение слова «мимо»? кто как понимает? Мимо-это, когда мы проходим, пробегаем, проезжаем мимо чего-то или кого-то, какого-то предмета, объекта, человека.

-Какие согласные звуки в слове «Мама» ? («м», «м»).

-Какие согласные звуки в слове «Мимо»? («мь», «м»).

-Ребята, звуки «м» и «мь» обозначаются буквой «ЭМ». Посмотрите (показываю  ее в алфавите). О внешнем виде этой буквы придумано много стихотворений. Вот некоторые из них :

»Палочка и палочка. Между ними галочка. И понятно сразу всем получилась буква «ЭМ».

Приглашаю двух детей .

-ребята, возьмитесь за руки и встаньте перед всеми.

»Взявшись за руки,  мы встали.

И на «ЭМ» похожи стали.  (показ)

Из каких частей она состоит?(из двух прямых линий и двух наклонных линий, которые соединяются в середине).

-Где вы видели эту букву? ( в названии магазина, в книгах, обозначении метро.

-Теперь, давайте заменим синюю и зеленые фишки буквами «ЭМ».

-Сейчас прочитаем слова  с выделением ударных гласных звуков. Дети читают по очереди.

Показываю детям  заглавную букву «М» и говорю, что она пишется так, как и маленькая буква «эм», но ставится только в начале слов, обозначающих имена, фамилии, названии городов, рек.

-Отправляемся дальше искать маму мамонтенка на другой остров.

2.Слайд №2 .

Посмотрите, а здесь нас ждет обезьянка, которая нам тоже может подсказать где можно найти маму Мамонтенка. Но прежде испытание-сможете придумать и  назвать слова со звуком «М» и «МЬ».

(беглый опрос- 8-10 слов).

3.Плывем на другой остров. Слайд №3. Тетушка Бегемотиха.

 Она  подскажет  дальнейший путь, но сейчас нам с вами  нужно прочитать  слоги с буквой «ЭМ».

Возьмите «Окошечки» и положите перед собой. В  правом окошечке у вас вставлена полоска с гласными буквами, в левом окошечке –согласная буква «ЭМ». Будем передвигать полоску с гласными вверх и называть  буквы, появляющиеся в окошечке.

Молодцы, все справились с заданием.

4 .Слайд № 4 .Мамонтенок один.

Продуктивная деятельность. «Выкладывание  буквы «М» из счетных палочек.

Ребята, а теперь мы с вами попали на остров любви и дружбы. Здесь всегда происходит волшебство и чтобы оно совершилось, давайте выложим из счетных палочек букву «ЭМ».

Ребята, давайте вначале покажем букву »ЭМ» на пальчиках.  А теперь выложите букву из счетных палочек. Может кто-то из вас сможет выложить любимое для всех слово «МАМА».

- Взялись за руки друзья и  сказали:

Ты да я – это мы

А между тем- получилась буква «ЭМ».

5.Слайд №5 Мамонтенок с мамой.

-Ребята, посмотрите, а вот  и волшебство произошло! Наш Мамонтенок нашел свою маму! Они вдвоем теперь счастливы! Они вас благодарят за помощь. Вы такие молодцы, и очень- очень  добрые.

 V. Итог занятия

 - Ребята, какие задания были трудными?

- Какое задание по вашему мнению было самым интересным?

- Ребята, оцените свою работу при помощи  картинок. Если вы справились со всеми заданиями покажите солнышко; если были трудности – облачко; если вы чувствовали себя неуютно – тучку.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mamontenok.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Речевое развитие (обучение грамоте).

Тема: «Мама для Мамонтенка».

( Знакомство с буквой «М м»). (Чтение слогов с буквой »М»).

Интеграция образовательных областей:  «Физическое  развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная задача:

  1. Познакомить детей с буквой «М» и тем, что она обозначает звуки «М» и «Мь».
  2. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

3.Учить читать слоги и слова с буквой «М».

Развивающая задача: развивать логическое мышление, речевую активность, память. Развивать умение выкладывать из счетных палочек букву «М».

Воспитательная задача: воспитывать любознательность, интерес ,доброжелательное отношение к животным, осознанное отношение к пониманию роли мамы в семье .

Здоровьесберегающая задача: создать в группе благоприятную эмоциональную обстановку. Профилактика нарушений осанки.  

 Материал:

Демонстрационный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными буквами; » окошечко» и полоски с гласными и согласными буквами; буквы «М» (две), «м» (четыре); указка,льдины- цифры от 11до 20.

Раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными буквами; »окошечки» и полоски с гласными и согласными буквами; указка; счетные палочки.

Часть занятия

Методы и приемы работы

Содержание работы

Вводная

часть

Основная часть

Итоговая часть

Свободное общение

Практическая часть. (выкладывание схем -слов)

Практическая часть:

 

 

Ребята, сегодня нас с вами ожидает интересная и загадочная встреча.  Посмотрите с кем? Включаю видеозапись мультфильма «Мама для Мамонтенка». Ребята, давайте поможем мамонтенку отыскать его маму. Согласны?

Для этого необходимо преодолеть все препятствия и задания, которые будут встречаться на нашем пути. Отправимся в путешествие по морю на волшебных льдинах вместе с нашим Мамонтенком. По льдинам, на которых изображены цифры нужно  пройти  по порядку от 11 до 15.

Звучит песня «Мамонтенка».

Дети плывут на льдинах- цифрах(от 11до 15) в город « Буквоград» .

 

-Ребята, мы свами попали в город «Буквоград».

1.Посмотрите,  появился морж. Слайд №1

Он нам может подсказать, где можно найти маму мамонтенка, но нам с вами необходимо выполнить задание (дети садятся за столы).

Нужно  провести звуковой анализ слов «Мама» и «Мимо».

Вызываю детей по одному выкладывать схему слова «мама».

-найдите и обозначьте ударение в слове «мама». Теперь замените фишки, обозначающие гласные  звуки на  буквы.

 Далее разбираем слово «Мимо». 

 Находим и обозначаем ударение.

-Замените фишки, обозначающие гласные звуки на буквы.

- Ребята,  обратите внимание на то, что в слове «мимо» слышится безударный  звук «а», но пишется (выкладывается) буква «О»

-Объясните значение слова «мимо»? кто как понимает? Мимо-это, когда мы проходим, пробегаем, проезжаем мимо чего-то или кого-то, какого-то предмета, объекта, человека.

-Какие согласные звуки в слове «Мама» ? («м», «м»).

-Какие согласные звуки в слове «Мимо»? («мь», «м»).

-Ребята, звуки «м» и «мь» обозначаются буквой «ЭМ». Посмотрите (показываю  ее в алфавите). О внешнем виде этой буквы придумано много стихотворений. Вот некоторые из них :

»Палочка и палочка. Между ними галочка. И понятно сразу всем получилась буква «ЭМ».

Приглашаю двух детей .

-ребята, возьмитесь за руки и встаньте перед всеми.

»Взявшись за руки,  мы встали.

И на «ЭМ» похожи стали.  (показ)

Из каких частей она состоит?(из двух прямых линий и двух наклонных линий, которые соединяются в середине).

-Где вы видели эту букву? ( в названии магазина, в книгах, обозначении метро.

-Теперь, давайте заменим синюю и зеленые фишки буквами «ЭМ».

-Сейчас прочитаем слова  с выделением ударных гласных звуков. Дети читают по очереди.

Показываю детям  заглавную букву «М» и говорю, что она пишется так, как и маленькая буква «эм», но ставится только в начале слов, обозначающих имена, фамилии, названии городов, рек.

-Отправляемся дальше искать маму мамонтенка на другой остров.

2.Слайд №2 .

Посмотрите, а здесь нас ждет обезьянка, которая нам тоже может подсказать где можно найти маму Мамонтенка. Но прежде испытание-сможете придумать и  назвать слова со звуком «М» и «МЬ».

(беглый опрос- 8-10 слов).

3.Плывем на другой остров. Слайд №3. Тетушка Бегемотиха.

 Она  подскажет  дальнейший путь, но сейчас нам с вами  нужно прочитать  слоги с буквой «ЭМ».

Возьмите «Окошечки» и положите перед собой. В  правом окошечке у вас вставлена полоска с гласными буквами, в левом окошечке –согласная буква «ЭМ». Будем передвигать полоску с гласными вверх и называть  буквы, появляющиеся в окошечке.

Молодцы, все справились с заданием.

4 .Слайд № 4 .Мамонтенок один.

Продуктивная деятельность. «Выкладывание  буквы «М» из счетных палочек.

Ребята, а теперь мы с вами попали на остров любви и дружбы. Здесь всегда происходит волшебство и чтобы оно совершилось, давайте выложим из счетных палочек букву «ЭМ».

Ребята, давайте вначале покажем букву »ЭМ» на пальчиках.  А теперь выложите букву из счетных палочек. Может кто-то из вас сможет выложить любимое для всех слово «МАМА».

- Взялись за руки друзья и  сказали:

Ты да я – это мы

А между тем- получилась буква «ЭМ».

5.Слайд №5 Мамонтенок с мамой.

-Ребята, посмотрите, а вот  и волшебство произошло! Наш Мамонтенок нашел свою маму! Они вдвоем теперь счастливы! Они вас благодарят за помощь. Вы такие молодцы, и очень- очень  добрые.

 V. Итог занятия

 - Ребята, какие задания были трудными?

- Какое задание по вашему мнению было самым интересным?

- Ребята, оцените свою работу при помощи  картинок. Если вы справились со всеми заданиями покажите солнышко; если были трудности – облачко; если вы чувствовали себя неуютно – тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».      ...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы"...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Знакомство с буквой и звуком Х.

Представлен конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте по программе "Предшкола Нового поколения"...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуки В, Вь. Буква В.

Цель упражнять дифференцировать звуки В, Вь, по твердости и мягкости.Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие.Закрепить обобщающие слова по видам транспорта....