Школа для родителей "Дети экрана"
материал на тему

Дуденкова Наталья Владимировна

Когда телевизор заменяет маленькому ребёнку общение с близкими взрослыми, он оказывает мощное деформирующее влияние на становлении личности и психику. Полноценное развитие ребёнка возможно только в интенсивном и непрерывном общении со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_ekrana.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ ЭКРАНА.

Занятие с родителями организуется в форме диалога за круглым столом.

Задача: превратить родителей в партнёров, участников педагогического процесса.

Ход:

Родители садятся за отдельные столы, стоящие полукругом, по 4 – 5 человек.

Подводятся итоги анкетирования детей и родителей.

На каждом столе лежат карточки с написанным утверждением, вызывающим противоречивые точки зрения или требующим продолжения фразы:

  • Часто ребёнка невозможно оторвать от телевизора, потому что…;
  • Ребёнку – дошкольнику положено смотреть телевизор не более…часов ежедневно;
  • Телеэкран опасен для физического здоровья ребёнка тем, что…;
  • Детям – дошкольникам лучше вообще не смотреть телевизор.

Родителям первых трёх столов читают вслух содержание карточки и высказывают своё мнение. Слово предоставляется всем желающим. После чтения и обсуждения слово берёт педагог и информирует родителей: по данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3 – 5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю (4 часа в день), что имеет отрицательные последствия для здоровья.

Во-первых, ухудшается зрение, нарушается осанка, организм испытывает дефицит движений.

Во-вторых, происходит изменения в психическом здоровье.

  1. Отставание в развитии речи. С телевизором невозможно вести диалог. Чтобы ребёнок заговорил, речь должна быть включена в его конкретные практические действия. Реальные впечатления, а главное – в общении со взрослыми.
  2. Ухудшение мышления, так называемой внутренней речи. Если внутренняя речь не сформирована, человек остаётся крайне зависимым от внешних воздействий.
  3. Неспособность к самоуглублению, концентрации на коллективном занятии, отсутствие заинтересованности делом. В последнее время психотерапевты говорят от новом заболевании – «дефиците концентрации», которое характеризуется следующими основными симптомами: спонтанностью, гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью.
  4. Трудное восприятие информации на слух. Дети не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные представления. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений, поэтому им трудно, неинтересно и скучно читать.
  5. Резкое снижение фантазии и творческой активности. Дети теряют способность и желание чем-либо занять себя. Они не прилагают усилия для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира, поэтому им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.
  6. Обеднение общения со сверстниками.
  7. Повышение жестокости и агрессивности. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным, привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий.

Когда телевизор заменяет маленькому ребёнку общение с близкими взрослыми, он оказывает мощное деформирующее влияние на становлении личности и психику. Полноценное развитие ребёнка возможно только в интенсивном и непрерывном общении со взрослыми.

По мнению специалистов, ежедневного 30-минутного просмотра боевика или фильма ужасов достаточно, чтобы у детей сформировалась тяга к переживаниям, возникающим в момент физического уничтожения и насилия.

Сейчас почти пропал возраст «почемучек». Дети не задают вопросов, так как не получают на них ответов. Ведь чтобы дать ответ ребёнку, нужно подумать, порассуждать, а у взрослых нет времени. Они с удовольствием перепоручают эту функцию телевизору.

Далее слово предоставляется родителям, сидящим за четвёртым столом. Они читают карточку и высказывают своё мнение.

Педагог предлагает родителям задание. На все столы выкладываются 10 карточек. Каждой группе предлагается разложить эти карточки в два столбика: в одном с положительным влиянием телевизора, в другом – с отрицательным.

Карточки

Определить круг передач для просмотра ребёнком

Запретить ребёнку смотреть телевизор

Определить круг передач для просмотра родителями

Позволить ребёнку смотреть всё подряд, так как это повышает интеллект

Обсуждать (пересказывать, беседовать) с ребёнком просмотренные передачи, в том числе мультфильмы

Мультфильмы – страшилки не влияют на формирование психики ребёнка, а только расширяют его кругозор

Определить круг передач для семейного просмотра

Знакомство ребёнка с произведениями художественной литературы эффективнее с помощью телевидения, чем чтения

Детям полезен просмотр телепередач вместе с родителями

Телевидение – хороший воспитатель нравственных качеств ребёнка

После выполнения задания результаты сравниваются, обсуждаются, родители приходят к общему выводу.

АНКЕТА «Ребёнок и телевидение»

(Для детей)

  1. Что больше всего любишь делать вечером после прихода из детского сада?
  • Играть.
  • Смотреть телевизор.
  • Кушать.
  • Читать вместе с родителями книги.
  • Играть вместе с родителями.
  • Гулять.
  • Что то другое.___________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Как часто ты смотришь телевизор?
  • Каждый день.
  • Иногда.
  • Редко.
  • Почти не смотрю.
  • Не смотрю.
  • Сколько хочу.

  1. Какие передачи, мультфильмы тебе нравятся больше всего?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие герои мультфильмов тебе больше всего нравятся?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Если этот герой (указываются герой или герои, названные ребёнком) тебе нравится, то почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Если какой – то герой тебе не нравится, то почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. С какими героями мультфильмов ты стал бы дружить и почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каких героев сказок (из книг) ты знаешь?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Кто из них тебе нравится и почему?

_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Представь себе, что вечером перед сном папа или мама предлагают тебе на выбор – почитать вместе с ними сказку или посмотреть мультик. Что бы ты выбрал?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему ты выбрал именно это?________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ФИО ребенка.______________________________________________
  2. Пол_______________________________________________________
  3. Возраст____________________________________________________

АНКЕТА «Ребёнок и телевидение»

(Для родителей)

  1. Что делает Ваш ребёнок после прихода домой из детского сада?

(Отметьте три наиболее частых занятия.)

  • Играет самостоятельно.
  • Смотрит телевизор.
  • Гуляет.
  • Играет вместе со мной.
  • Слушает чтение книги.
  • Играет с братьями, сёстрами, друзьями.
  • Ходит по дому, не в силах ничем себя занять.
  • Другое._________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Как часто Ваш ребёнок смотрит телевизор?
  • Каждый день.
  • 1 – 2 раза в неделю.
  • Только по выходным.
  • В исключительных случаях.
  • Никогда.
  • Другое.____________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Какие передачи он смотрит чаще всего?___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие герои больше всего нравятся вашему ребёнку?________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, какое влияние (негативное или позитивное) они оказывают? Почему?___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Обсуждаете ли Вы с ребёнком просмотренные передачи?
  • Всегда.
  • Иногда.
  • Очень редко.
  • Никогда, нет времени.
  • Другое.____________________________________________________

_____________________________________________________________

  1.  Ограничиваете ли Вы просмотр ребёнком телепередач?
  • Да, безусловно.
  • Иногда это бывает.
  • У меня это не получается.
  • Считаю, что этого делать не надо.
  • Другое.____________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы телевизор стал другом, а не врагом Вашего ребёнка?_____________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как часто работает телевизор в Вашем дома?
  • Включён всегда с утра до вечера.
  • Чаще всего включён.
  • Включается только для просмотра определённых передач.
  • Включается в исключительных случаях.
  • Никогда.
  • Другое.____________________________________________________

      _______________________________________________________________

  1. ФИО родителей (можно не указывать)___________________________
  2.  Пол________________________________________________________
  3. Возраст______________________________________________________
  4. Образование__________________________________________________
  5. Число детей в семье____________________________________________
  6. Состав семьи__________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок у экрана

В данной рекомендации для родителей предлагаются советы о том, как относиться к пристрастным отношениям детей-дошкольни ков  к телевизору, компьютеру, сотовому телефону....

Консультация для родителей «Ребенок у экрана».

Консультация для родителей «Ребенок у экрана».В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, ...

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста на тему: «О правилах дорожного движения»

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге"....

РЕБЁНОК ОКОЛО ЭКРАНА ТЕЛЕВИЗОРА. Анкета для родителей «Ребёнок у экрана».

В наши дни, телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Экран телевизора заменяет мамины сказки, бабушкины колыбельные.Экран становится главным воспитателем ребенка. Однако, такое безопасное за...

"У голубого экрана" утренник, посвященный 8 Марта, для детей подготовительной к школе группы

Мы пригласили вас на праздник, чтобы вы сегодня    отдохнули, отвлеклись от повседневных забот и порадовались вместе с нами приходу весны. А скажите нам, дорогие мамы и бабушки, как вы ...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как то...