Гиперактивный ребёнок. Как ему помочь?
консультация на тему

Советы психолога родителям гиперактивных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_giperaktivnost.odt170.83 КБ
Файл buklet_giperaktivnost_2.odt171.48 КБ
Файл giperaktivnost_3.odt179.67 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки.

Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

Что такое дефицит внимания?

К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.

Что такое гиперактивность?

Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.

Что такое импульсивность?

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; в классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

Каковы причины СДВГ?

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы (наследственность), особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т.д.

Каков оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ?

Оптимальный возраст – 4-5 лет, когда уже можно объектизировать наличие расстройства внимания. В более раннем возрасте трудно определить СДВГ, но современные методы позволяют раннюю диагностику.

Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнётся его коррекция – тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребёнку в трудовой и социальной деятельности (в учёбе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Поэтому если вам кажется, что с ребенком что-то не так, доверьтесь своему инстинкту и проконсультируйтесь со специалистом.

СДВГ чаще встречается у мальчиков. Одной из возможных причин считают то, что обычно девочки менее гиперактивны, чем мальчики, а следовательно у них может больше встречаться дефицит внимания без гиперактивности - тип СДВГ, который труднее выявить.

Как определяется СДВГ?

Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские проверки и т.д. Помощь ребёнку разрабатывается на индивидуальной основе и включает психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а при необходимости и лекарственную терапию.

Медикаментозное лечение имеет, как правило, симптоматическое действие, иногда его проводят годами, продолжая и в юношеском периоде, и во взрослом. Подавление симптомов облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка, но не лечит сам СДВГ.

Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком

  • поддерживать дома четкий распорядок дня;
  • выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
  • автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
  • отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
  • сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
  • оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
  • не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
  • не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
  • не приказывать, а просить (но не заискивать);
  • не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

Признаки гиперактивного ребёнка:

  1. Отвлекаемость
  2. Импульсивность
  3. Повышення активность. Такие дети постоянно в движении, теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на одном месте, жуют что-то, растягивают губы, прикусывают язык.
  4. Плаксивость, беспокойство, капризы.
  5. Неусидчивость.
  6. Нарушение концентрации внимания.
  7. Негативизм. То есть ребенок все отрицает.
  8. Агрессивность.
  9. Повышенный тонус мышц.
  10. Беспокойный сон.
  11. Рассеянность.
  12. Повышенная возбудимость.

«ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ №8 «ЭГО»

  «ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?»

Составила: педагог-психолог МБОУ ЦдиК №8 «Эго»

Маслакова Светлана Александровна

Красноярск 2015 г.



Предварительный просмотр:

Как играть с гиперактивными детьми

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

   "Найди отличие" (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивает-ся. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

   

"Разговор с руками" (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина .

     "Ласковые лапки" (Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Изменит ли применение наказаний поведение?

Последним шагом управления поведение является применение негативных последствий за нежелательное поведение. Случаи плохого поведения ребёнка должны уменьшиться, если его за это регулярно наказывать.

И опять же, очень важно чётко объяснить ребёнку, какого именно поведения Вы от него ожидаете. Таким образом Вы достигнете понимания ребёнком Ваших ожиданий.

Начните с пояснения того, как надо себя вести и какое поощрение ожидает ребёнка за такое правильное поведение. Потом объясните ему, какие будут негативные последствия за невыполнение Ваших просьб.

Последовательность очень важна. Если Вы последовательны, ребёнок поймёт, что его плохое поведение не пройдёт незамеченным. Также важно быть умеренно строгим. Чрезмерная строгость может дать обратный эффект. В медицинской сфере неоднозначно относятся к наказаниям за плохое поведение. Медики сходятся в одном мнении – наказание не должно быть жестоким и не должно быть физическим, равно как и не должно применяться с целью отомстить.

   Может ли соблюдение чёткого распорядка дня помочь в предотвращении СДВГ?

Все дети получают только пользу от соблюдения распорядка дня и чёткости поставленных задач, но особенно это важно для детей с СДВГ. Если вы повесите расписание занятий на день на заметном для ребёнка месте, ему будет гораздо проще понять, чего от него ожидают. Такие расписания должны составляться с указанием времени для конкретной деятельности, например:

Пробуждение.

Приём пищи.

Время для игор.

Выполнение домашнего задания.

Выполнение обязанностей по дому.

Просмотр телепередач.

Принятие участия во внеплановой деятельности.

Сон.

Как только расписание составлено, рутинные обязанности должны ежедневно выполняться максимально приближено к расписанию. Если планируются какие-либо отклонения от расписания, Вы должны зарание объяснить их ребёнку. И, хотя вывешивание расписания не предупреждает возникновения СДВГ, оно поможет Вашему ребёнку лучше справляться с повседневными обязанностями.

«ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ №8 «ЭГО»

Тема: «Гиперактивный ребёнок.

 Как ему помочь?»

Составила: педагог-психолог МБОУ ЦдиК №8 «Эго»

Маслакова Светлана Александровна

Красноярск 2015 г.



Предварительный просмотр:

Советы психолога родителям гиперактивных детей

1. Принимайте ребенка таким, каков он есть. Пытаться заставить непоседу чинно себя вести - все равно, что пытаться научить воробья ходить. Двигательная активность - его естественная потребность. И если малыша этого лишить, то замедлится его развитие.

2. Не старайтесь руководить ребенком с помощью крика и силы. В качестве протеста против принуждения малыш может стать неуправляемым.

3. Наблюдая за своим ребенком, вы убедитесь: он сеет вокруг хаос не из любви к разрушениям. Просто ему интересно узнать, с каким звуком падает книжка, слетая с полки, испытать свою силу, ломая пластмассовую машинку, почувствовать, как крошится яичная скорлупа под его крепкими пальчиками. А убегать от вопящей (“Остановись немедленно!”) мамы? Это же увлекательнейшая игра!

4. Для того чтобы от своего крохи чего-то добиться, запаситесь спокойствием и терпением. “Мы идем спать, потому что на дворе темно, ночь, все дети, кошечки, собачки пошли спать. И ты должен идти спать”. Повторите эту фразу десять раз на разный лад, покажите малышу темную улицу за окном, “заснувшую” лампу, телевизор, морскую свинку. И он поймет, что есть такое правило: когда темно и все спят, ему тоже надо ложиться в постель.

5. Помните: гиперактивные дети легко возбудимы. Поэтому истеричные нотки в вашем голосе: “Положи немедленно, кому сказала, такой-сякой!” - лишь подхлестнут их активность. Лучше сказать: “Это нож, он острый, поэтому маленьким детям нож брать нельзя - им можно больно пораниться”. Ребенок усвоит это, как нечто от него и от нас не зависящее. А когда ему о-о-чень захочется стащить нож, он осторожно возьмет его и протянет маме: “На, смотри, я не взял, я просто отдаю тебе, мама”.

6. Будьте готовы к тому, что увлеченный бурной деятельностью ребенок не сразу услышит ваши слова. Терпеливо повторите несколько раз, например, что поварешка - не игрушка, а нужная в хозяйстве вещь, и что телевизор может разбиться, если по нему лупить со всей силы.

7. От “запретного” занятия старайтесь отвлекать ребенка не менее интересным, но более безопасным делом. Из кубиков, кстати, получаются красивые пирамидки, из подушек - отличный домик для зайчика.

8. Непоседы – малыши с легковозбудимой нервной системой. Им особенно необходимы спокойные игры. Не забывайте читать детям книжки и обсуждать их: “Этот мишка большой. А этот какой? У волка острые зубки. А у тебя есть зубки?”

9. Внимательно отнеситесь к режиму дня: психика ребенка нуждается в полноценном отдыхе. Регулярные, изо дня в день повторяющиеся ритуалы дают ему ощущение надежности и спокойствия.

10. Постарайтесь, чтобы малыш как можно меньше смотрел телевизор. Давно доказано: телевизор пагубно влияет на нервную систему детей. Устройте эксперимент. Проведите день, не включая “электронного друга”. И вы заметите, что не только ребенок, но и вы сами в этот день были более уравновешены и спокойны.

11. Постарайтесь научить вашего непоседу заранее анализировать (насколько это может ребенок), какие “акробатические этюды” ему “по плечу”, а какие для него опасны. Ведь если мамины руки всегда рядом, можно, например, спокойно залезть на лестницу, а на самом верху разжать пальчики: мама все равно подхватит. Но что будет, если однажды мама не вовремя отвернется?

12. Смиритесь с разбитыми коленками. Этого не избежать, если ребенок в свое время научился не ходить, а бегать. Не нужно при каждом падении громко вскрикивать и бросаться на помощь. Лучше просто сказать: “Ничего, бывает. Отряхни ручки, и давай посмотрим, за что ты зацепился”. Часто этого вполне достаточно, чтобы переключить внимание ребенка.

      Советы по воспитанию гиперактивного ребенка

1. Чаще хвалите своего ребенка.

Постарайтесь придерживаться такого правила: один раз поругали, семь раз похвалите.

 

2. Если вы начали с ним заниматься, доводите занятие до конца. Пусть даже, если разобьете его на несколько частей. Например, вы начали разукрашивать рисунок, и ребенок вскоре потерял интерес, то вернитесь к этому занятию позже.

 

3. Занятия с ребенком проводите регулярно по 5-10 мин ежедневно или через день. Проводить их в игровой форме и спокойной обстановке.

 

4. Домашние дела делайте вместе с ребенком. Пусть сложит свои вещи, соберет игрушки, приберет в комнате и т.д. Главное делайте вместе с ним.

 

5. Чаще говорит, что вы его любите, обнимайте, выслушивайте. У таких детей часто занижена самооценка. Оценивайте поступок, а не его личность, т.е. не нужно говорить, что он плохой ребенок, разбирайте поступок.

 

6. Поддерживайтесь распорядка дня. И родителям и ребенку от этого только будет лучше. Ребенок запомнит последовательность и каприз станет меньше.

 

7. Не используйте прямые запреты. Говорите то, что хотите получить в результате. Здесь имеет сила внимания: то на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере. Например, вы можете сказать: опять комнате жуткий беспорядок. А следует сказать: сегодня твоя очередь прибираться в комнате. Таким образом, родителям необходимо научиться сосредоточивать внимание на том, что хотят они получить от ребенка и ребенок должен это знать.

 

8. Как можно меньше в речи используйте частицу «не». Если ребенок дерется, вы сосредотачиваетесь на том, чего вы ожидаете от него. Например, вы хотите, чтобы он играл с другими детьми или чтобы он играл с младшим братом. Будьте конкретны и говорите это ребенку.

 

9. Возьмите себе в помощники психолога и невропатолога, чем раньше вы это сделаете, тем больше пользы будут и вам и вашему малышу. Сами изучайте психологию общения. Существует ряд процедур, снижающих нервозность, например, электросон, светотерапия, принятие солевых ванн.

 

10. В общении с ребенком используйте приемы невербального общения. Чтобы расположить к себе собеседника, необходимо показывать за, между прочим ладони, протягивайте к нему руки ладонями кверху, при разговоре руки должны двигать только вертикально и не пересекаться. Контакт «глаза в глаза». Если что-то объясняете ребенку, присядьте, чтобы быть с ним на одном уровне. Другие жесты расположения: прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение. Все жесты действуют на подсознание.

 

11. Искренне радуйтесь успехам ребенка.

 

12. Будьте последовательны. Если запретили по какой-либо причине просмотр мультфильмов, то и не меняйте своего решения.

 

13. Очень хорошо, если вы с ребенком будете посещать кружки, где идет совместная работа ребенка и родителей. Это сближает и помогает ребенку лучше усваивать новый материал. Пример близкого взрослого человека может активировать творческий процесс у ребенка.

 

14. Читайте детям книжки, как бы это банально не звучало. Приучать к чтению нужно с раннего детства. Пока ребенок еще мал, выучите потешки, маленькие стишки на каждое действие, читайте сказки. Начинайте по вечерам перед сном по 10 мин. Даже если ребенок уже умеет читать, все равно не забрасывайте это занятие.

Надеюсь, все эти рекомендации помогут вам в воспитании гиперактивного ребенка.

 

 

«ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ №8 «ЭГО»

   

 «Гиперактивный ребёнок.

Как ему помочь?»

        Составила:  педагог-психолог МБОУ ЦдиК №8

                                          «Эго»

                      Маслакова Светлана Александровна

Красноярск 2015 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Гиперактивный ребёнок"

Консультация для родителей  и воспитателей....

Консультация для родителей: "Гиперактивный ребёнок"

Гиперактивный ребенок: кто виноват, и что делать? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и имп...

"Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?"

Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?  Воспитатель Казакова Лариса Евгеньевна. Московская область , город Егорьевск.  Детский сад общеразвивающего вида №2 «Миш...

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Обычно про такого ребенка говорят, что он с «мотором» или «вечным двигателем», «весь на шарнирах». Особенно непослушными являются руки ги...

Как помочь гиперактивному ребёнку.

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми....

Вечный двигатель, вечный прыгатель... или как растить гиперактивного ребёнка

Советы родителям по воспитанию и обучению ребёнка с синдромом СДВГ...

Ребёнок-непоседа или гиперактивный ребёнок.

Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации. Наша тема  посвящена именно детской гиперактивн...