Что такое характер?
статья на тему

Альфимова Наталия Викторовна

Мы хотим, чтоб у наших детей был хороший характер. Из чего он складывается? Греческий философ Аристотель определял хороший характер как склонность к добропорядочному поведению – как  по отношению к другим людям, так и по отношению к себе. Разберёмся из чего складывается характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_harakter.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое характер?

Мы хотим, чтоб у наших детей был хороший характер. Из чего он складывается? Греческий философ Аристотель определял хороший характер как склонность к добропорядочному поведению – как  по отношению к другим людям, так и по отношению к себе. Добродетельная жизнь включает достоинства, обращенные на себя (такие, как самоконтроль и умеренность), и достоинства, обращенные к другим людям (такие, как великодушие и сочувствие).

Характер состоит из трех взаимосвязанных составляющих: нравственного знания, нравственного чувства и нравственного поведения.

Составляющие хорошего характера

Нравственное знание

1.Нравственное осознание

2.Знание нравственных ценностей

3.Оценка последствий

4.Нравственное мышление

5.Принятие решений

6.Самопознание

Нравственное чувство

1.Совесть

2.Самооценка

3.Эмпатия

4.Любовь к добру

5.Самоконтроль

6.Смирение

Нравственное поведение

1.Компетентность

2.Воля

3.Привычка

1.Нравственное осознание

Нравственная ответственность заключается в том, чтобы обдумывать любые обстоятельства с моральной точки зрения и только потом принимать тщательно взвешенные решения. Другая сторона нравственного знания - владеть точной информацией. Обладая  знаниями о нравственных ценностях, необходимо осознать факты (например, половина земного шара охвачена голодом) и затем сделать выводы и принять решения с позиций нравственности (поддержать социальную политику, направленную на решение социальных проблем).

2.Знание нравственных ценностей.

 Нравственные ценности: уважение к жизни и свободе, ответственность перед окружающими, честность, порядочность, терпимость, вежливость, самодисциплина, доброта, сострадание и мужество лежат в основе всех нравственных поступков.

Но одного знания недостаточно. Нужно знания применять в реальной действительности.

3.Широта взглядов.

Эта способность означает умение встать на чужую точку зрения, увидеть ситуацию чужими глазами, представить себе, как другие люди могут думать, реагировать и чувствовать. Это необходимо для нравственного суждения. Мы не можем уважать других людей и справедливо поступать по отношению к ним, если мы не понимаем их.

4.Нравственные рассуждения

Нравственное мышление включает поиск ответов на вопросы - что значит быть нравственным и почему следует быть нравственным. Почему так важно сдержать обещание? Работать как можно лучше? Делиться тем, что у меня есть, с людьми нуждающимися? Развитие нравственного мышления детей происходит постепенно.

При высоком уровне развития нравственное мышление предполагает и осознание классических нравственных принципов: «уважай чужую индивидуальность», «Поступай так, чтобы сделать, возможно, больше добра многим людям», «Поступай так, как бы ты хотел, поступали другие  при подобных обстоятельствах».

5. Принятие решений

В момент принятия решения необходимо думать, размышлять: «Каким может быть мой выбор?», «Каковы будут возможные последствия принятого мной решения для тех людей, на кого это может повлиять?».

6.Самопознание

6.1Это самый сложный вид нравственного знания, но для формирования характера он совершенно необходим. Мы должны знать свои слабые и сильные стороны, уметь справляться со своими недостатками. Часто мы поступаем в соответствии со своими желаниями и потом оправдываем свои поступки. Насколько они нравственны?

Понимание нравственных ценностей, знание человеческого характера, нравственное мышление, умение принимать решения, самопознание - это те свойства разума, которые определяют нравственное знание и формируют характер личности.

Нравственное чувство

В обсуждении проблем нравственного воспитания часто незаслуженно пренебрегают эмоциональной стороной характера, забывая о том, что она также играет очень важную роль. Простое знание того, что правильно, еще не является гарантией правильного поведения. Люди могут прекрасно ориентироваться в нравственных ценностях, но поступать безнравственно.

Совесть

Совесть имеет два аспекта: сознательный - понимание того, что правильно, и эмоциональный - ощущение необходимости поступать в соответствии с пониманием правильного.

Совесть зрелого человека, помимо нравственного долга, предполагает способность ощущать свою вину. Если совесть подсказывает вам поступить так, а не иначе, вы будете ощущать себя виноватым, если не сделаете того, что нужно. Необходимо видеть разницу между таким зрелым ощущением вины и совершенно бесполезным самобичеванием. «Я плохой человек». Зрелый человек скажет: « Я не собираюсь с этим мириться. Я чувствую, что не прав, но теперь стану поступать лучше».

Для принципиальных людей мораль имеет большое значение. Они чувствуют себя обязанными жить согласно своим нравственным ценностям, и их поступки доказывают, что нравственные ценности глубоко укоренились в их характерах. Эти люди не станут лгать или уходить от ответственности; они чувствуют себя некомфортно, если им приходится идти против своих убеждений. Становление зрелой личности – длительный процесс и самая важная задача воспитания.

6.2Самоуважение

Самоуважение помогает нам ценить себя. Обладая самоуважением, мы меньше зависим от чужого мнения. Исследования показали, что дети с высоким уровнем самоуважения легче противостоят давлению большинства, охотнее принимают собственное решение, чем те, у кого самоуважение недостаточно развито.

Хорошо относясь к себе, мы хорошо станем относиться к другим. Если мы не уважаем себя, вряд ли можно ожидать  от нас доброго отношения к другим людям.

Самоуважение еще не означает, что человек обладает хорошим характером. Можно многое возомнить о себе, если высокая самооценка основана на отношении к своей внешности, популярности или власти.  Однако это не  имеет  ничего общего с  нравственным поведением. Поэтому важно сделать так, чтобы самоуважение наших детей было основано на таких ценностях, как ответственность, честность, доброта, и на вере в то, что они способны делать добро.

6.3 Эмпатия - сочувствие, сопереживание, сострадание дает возможность почувствовать состояние другого человека и прийти на помощь.

Способность к эмпатии проявляется уже у самых маленьких детей. Исследователи наблюдали, как малыши в возрасте между годом и двумя относятся к своим плачущим товарищам. Одни проявляли сочувствие и пытались помочь, другим было любопытно, третьи убегали, но некоторые проявляли агрессивность. Даже самые маленькие дети различаются в своем отношении к окружающим. Воспитателям нужно много работать, чтобы научить их понимать чувства других людей.

Стремление к добру

Ничего не может быть лучше для характера человека, чем постоянное стремление к добру. Воспитательный процесс  направлен на путь добра, но этот путь должен стать не просто обязанностью или долгом, а радостью, естественным стремлением. Когда ребенок учится хорошим делам, его сердце работает не меньше, чем разум. Воспитатели традиционно обращались к художественной литературе в поисках эмоционального восприятия хорошего и плохого. Способность находить счастье в служении другим людям свойственна не только взрослым, но и детям. Однако ее необходимо развивать, организуя соответствующие программы нравственного воспитания в ДОУ.

Самоконтроль

Эмоции могут перевешивать разум, поэтому самоконтроль является настоящим  внутренним достоинством. Очень трудно всегда быть хорошими. Но когда нам  трудно сдерживаться, на помощь приходит самоконтроль. Самоконтроль спасает нас от стремления во всем потворствовать своим желаниям.

Скромность

Об этой важной нравственной ценности нередко забывают, но она является неотъемлемой чертой хорошего человека. Скромность тесно связана с самопознанием. Скромность помогает справиться с гордыней. Человек, преисполненный гордыни, высокомерен, презирает окружающих и смотрит на них свысока. Раненая гордость питает гнев и убивает всякую способность к снисходительности и прощению.

Трудно найти лучшую защиту от зла, чем скромность. Французский ученый и философ Блез  Паскаль говорил: «Зло никогда не бывает таким жестоким или столь тщательно продуманным, как в том случае, когда оно совершается с ведома совести». В гордыне живет самообман; она всегда выдает злое за доброе. В своей яркой и интересной книге «Людская ложь: в надежде излечить зло» психиатр Скотт Пек утверждает, что самоуверенные люди не самокритичны и поэтому могут совершить много зла. Они убеждают себя в том, что не могут  сделать ничего дурного, и искренне верят в это. Так можно оправдать все, даже геноцид.

Совесть, самоуважение, эмпатия, любовь к добру, самоконтроль и скромность – вот что составляет эмоциональную сторону человеческой нравственности. Такое восприятие себя и других людей,  а также знание нравственных ценностей создают нравственные мотивы поведения. Это дает нам возможность перекинуть мост от представлений о хорошем в человеке к соответствующим поступкам. То, в какой мере такое эмоциональное восприятие присуще людям, определяет, следуют они своим нравственным принципам или нет. Очевидно, что строго рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее души человека, никогда не приведет к желаемому результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...