Информационный буклет для родителей "Не слышит или не хочет слышать?..."
консультация на тему

Копылова Анна Юрьевна

Данный информационный буклет может использоваться психологами, педагогами ДОУ в работе с родителями воспитанников по проблемам воспитания...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как говорить с ребенком так,               чтобы он вас услышал?                                                       

      Вот несколько простых правил:
- Подойдите поближе и окликните - назовите по имени.
- Попросите посмотреть прямо на вас.
- Поймайте взгляд и скажите (глядя в глаза!) все, что хотите сказать и довести до сведения. Говорите спокойно и доброжелательно.
- Но - кратко (длинные монологи дети с ходу почти не усваивают)!
  Если вам тяжело говорить кратко - заранее напишите речь на листочке. Методика такая: пишете все, что хотите сказать, потом вымарываете половину. Потом перечитываете и вымарываете еще половину. Затем убираете из оставшегося текста все претензии, упоминания прошлых провинностей и т. д. Ваша просьба или замечание должно быть предельно конкретным и четким: 1)…, 2)…, 3)….
- Попросите повторить то, что вы сказали (хотя бы самое основное и, опять-таки, без "претензий").
- Поправьте и уточните и, если что-то забыл, - начинайте сначала. И тогда...
       
СЛУШАЙТЕ И ПОНИМАЙТЕ, ЧТО       ЧУВСТВУЕТ РЕБЕНОК…
Повернитесь к ребенку лицом.
Как ни странно, мы часто слушаем детей, стоя к ним спиной или боком (моем, например, посуду, поглядываем в экран телевизора), отвернувшись, бросая косые взгляды. А надо бы так: глаза - на одном уровне. Сядьте, присядьте на корточки, позовите к себе на колени или посадите повыше, а не возвышайтесь над ним горой. Поза, жесты говорят о вашем желании слушать его - он это почувствует.
Забудьте о вопросах.
Обойдитесь без всяких вопросов, пожалуйста. Дело в том, что, если фраза оформлена как вопрос, она не отражает со-чувствия. А ведь нам следует настроиться на одну эмоциональную волну. "Что случилось?" или "Что-то случилось..." Попробуйте эти фразы на вкус, попробуйте и подумайте: вы сами после какой фразы охотней расскажете, что с вами произошло?
Держите паузу.
Говорите неторопливо, неспешно. Постарайтесь выдержать паузу после каждой реплики - и вашей, и юного человека. А вдруг ребенок захочет что-то добавить? Если, рассказывая, он смотрит мимо (словно бы вдаль или, наоборот, словно бы внутрь себя) - значит, что-то обдумывает. Скорее всего, он разбирается со своими переживаниями. Молчите и ждите. Это прекрасно: человек разбирается сам, но чувствует ваше плечо!
Повторяйте и откликайтесь.
Повторяйте, как эхо, некоторые фразы ребенка. Самые важные, ключевые. Впрочем, ваш взгляд, поддакивание, покачивание головой - это тоже своеобразное эхо - отклик на то, что вам говорят сейчас.
Помогите определиться.
Назовите то чувство, которое овладело им. "Тебя это, наверное, разозлило...", "Ты растерялся и очень расстроился..." (Обратите внимание: без вопросов! Сейчас вы эхо, вы отклик, а не советчик и не судья.) Не страшно, если чувство вы не угадали: ребенок или сам вам его назовет, или вы разберетесь вместе, позже, значительно позже, когда схлынет первый накал.
  Но знаете, что самое важное в этих правильных правилах? Ваша искренность. Ваше искреннее внимание и желание выслушать и понять.
Так и обучаются сочувствию
Обычно мы интересуемся конкретными фактами: что произошло, где был... То есть тем, что он делал. И гораздо реже интересуемся тем, что чувствует человек.
    Вот почему детям так часто кажется, что родители им не со-чувствуют. И в чем-то дети правы. Интересоваться не только фактами, но и чувствами. Выслушать и посочувствовать, то есть разделить его чувства.

     Когда вы общаетесь с ребенком, обратите внимание в первую очередь на его настроение, на его переживания - на чувства.      

      Старайтесь определить, какое именно чувство сейчас доминирует. Определите, что с вашим ребенком: он обижен, расстроен, увлечен чем-то, нетерпелив, боится, рассержен, радостен... Пусть это станет привычкой. И тогда вы действительно почувствуете его - настроение, состояние, надежды и разочарования. Вам показалось, что он расстроен? Назовите это чувство вслух: "Ты был чем-то расстроен". Помните? Вопросов не задается, произносится утвердительное предложение. Не бойтесь, что не угадаете, это не страшно; главное, ребенок поймет, что вы готовы с ним разделить его эмоциональные проблемы.
- Ты чем-то расстроен
- Нет, не расстроен!
- Наверное, просто сердит...
   Ребенку очень важно понять свое собственное состояние. Зачем? Хотя бы затем, чтобы полноценно прожить его и освободиться. Чтобы понять, как управлять своими полезными и вредными эмоциями. Чтобы знать, что плохое - оно приходит и уходит. Мамины претензии, папино ворчание, собственное раздражение - это временно, это со всеми бывает,                                                      а любовь и понимание остаются.
               Принцип светофора
      Дети часто не слышат наших замечаний по очень простой причине: они многословны.
("Катя, тебе сколько раз говорить, нельзя так близко садиться к экрану, это вредно, глаза устанут и..." и т. д., и т. п.) Да и говорим мы их, извините, частенько таким въедливым тоном, что уж лучше (с точки зрения ребенка) отключиться и повитать в облаках (или пореветь немножко - для острастки). Нас, конечно, можно понять (действительно: сколько можно твердить одно и то же!), но факт остается фактом: нервы потрачены, а толку - чуть. Вот и работаем то ли шарманками, то ли попугайчиками.
     
Попробуйте делать замечания иначе.                     В сущности, это будет уже не замечание, а напоминалка. А значит, неприятное замечание вы превратите в игру.
                             
Светофор
    Нарисуйте светофор. Напомните ребенку, зачем он существует, и какой цвет в светофоре что означает, и что бывает с теми, кто идет на красный цвет. Предупредите, что вы больше не будете делать замечания, а просто, если он сделает так-то (или не сделает то-то и то-то), в светофоре загорится                     (вы "включаете") желтый свет, и это - последнее предупреждение. После желтого "загорится" красный, значит, ребенок будет оштрафован (наказан) за нарушения.
   Непременное условие:
не бросайте слов на ветер. Если повесили светофор - он должен работать.
    Можно даже оснастить его звуковым сигналом. Если ребенок подобного не видел, расскажите ему о том, что "пикает" уличный светофор для того, чтоб слепой человек, собирающийся переходить дорогу, знал, когда это можно сделать. А что будет пищать в вашем светофоре? Да хоть будильник, хоть таймер, хоть детская музыкальная игрушка. Нажать-то легче, чем твердить: "Катя, тебе сколько раз повторять..."
                   
Как им пользоваться
В зависимости от того, к чему вы хотите приучить (или от чего отучить) своего ребенка:
1. Повесьте свой светофор у телевизора.
2. Определите, что можно делать, а чего нельзя. (Например, нельзя смотреть лежа.)
3. Напомните (и пусть ребенок повторит все это вслух), что будут означать разные цвета. "О чем напоминает этот сигнал?" Пока "горит" зеленый цвет, я могу... Красный - это значит... А желтый предупреждает и напоминает: "Внимание! Ты посмотрел достаточно, пора отдохнуть! Выключай!"
4. Через пару недель (при регулярном повторении) у вашего прелестного создания выработается привычка располагаться от телевизора на правильном расстоянии и расставаться с ним по требованию светофора (извините, по вашему требованию).
5 Используйте светофор для решения других острых вопросов. ("Острые" - это те, из-за которых вы легко выходите из себя.)
6. А почему бы не позволить ребенку тоже вывешивать светофор - для вас?

Информация подготовлена педагогом-психологом                    А.Ю. Копыловой по материалам ресурсов Интернет, книг  Заряны и Нины Некрасовых «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти», «Без опасности (от рождения до школы)»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 238

«Центр развития ребенка – детский сад»

Информационный буклет

 для родителей

        «Не слышит или

  не хочет слышать? »

         

            КЕМЕРОВО      2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный буклет. МБДОУ Детский сад № 1, г. Покров

В буклете представления информация о детском саде: модель образовательного процесса, основные направления работы, атрибутика и другое....

Информационный буклет "Этикет для карапузов"

Информационный буклет воспитание у детей культурно – гигиенических навыков.Цель:Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста....

Буклет "Нескучные прогулки. Слышу!"

Материал для родителей, который поможет сделать прогулку с детьми интересной и познавательной....

Статья" Что делать , если ребенок не слышит или не хочет слышать ?"

Статья написана о том,как ребенка научить слушать ,а главное слышать родителя....

Буклет "9 причин, почему ребенок не хочет есть".

Не ест, чтобы угодить маме . Бывает и такое. Например, маме пора выходить на работу, но ей не хочется, и она говорит так: «Я не могу отдать Петю в детский сад, он же ничего не ест , п...

Не слышит, или не хочет слышать

Необходимые техники, методы и приемы, в помощь родителям....

Буклет для родителей " Почему ребенок не хочет читать?"

Буклет для родителей " Почему ребенок не хочет читать?"...