Консультация " Развиваем наших малышей"
консультация на тему

Помиркованая Леся Виталиевна

В данном материале родители найдут интересную информацию по развитию речи,  сенсорном развитии детей раннего возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                            Консультация для родителей « Развиваем  наших малышей»

1. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста.
        Раннее детство – особый период становление органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Давно доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.  В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для  полноценного развития и здоровья ребёнка.
        Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический  контроль  над развитием и здоровьем.
                       Так  в чём же особенности раннего возраста.
        1.
Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдаются такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга.
   Быстрый темп развития ребёнка раннего возраста, в свою очередь имеет ряд особенностей. Прежде всего – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма,  и чередующиеся с ними, так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребёнка.
Критические периоды в развитии ребенка – 1 год овладение ходьбой, 2 года – формирование наглядно – действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года – период, когда малыш осознаёт себя как личность – «Я сам».

Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребёнка. В это время малыш  особенно нуждается в хорошем уходе, в щадящем его нервную систему режиме.
    В первые три года жизни ребёнка отмечается большая ранимость, лабильность   его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто меняется их эмоциональное состояние, ребенок легко утомляется.
        
2.Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.                                                                                                                            Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связано с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстро.
        
3. Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на всё окружающее.                                Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.
        
4.Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции.                          Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей с взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками – залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей.
        
5. В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому.  Взрослый обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несет тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша.
     В воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Значение  индивидуальных особенностей ребёнка не только помогает взрослому найти нужный подход, но  и способствует формированию определенных черт личности подрастающего человека.
     
Особенностям периода раннего детства соответствуют
                                 следующие  задачи:

    Задачи физического воспитания: охрана здоровья детей, их движений, полноценное физическое развитие; привитие культурно-гигиенических навыков.

     Задачи умственного воспитания: формирование действия с предметами; сенсорное развитие; развитие речи; формирование основных психических процессов внимание, память, развитие умственных способностей (умения сравнивать, различать, обобщать).

Основные виды деятельности в раннем возрасте – общение с взрослым, а также развитие действий с предметами. Для своевременного их развития необходимо создавать оптимальные условия.

    Задачи нравственного воспитания: формирование положительных взаимоотношений с взрослыми; воспитание дружеских взаимоотношений между детьми (умения играть рядом, не мешая другим детям, делиться игрушками, проявлять сочувствие, оказывать помощь при затруднениях); воспитание положительных привычек (умения здороваться, благодарить, убирать на место игрушки).

     Задачи эстетического воспитания: воспитание умения замечать красивое в природе, окружающей действительности, поступках людей, одежде.    
   Все перечисленные задачи решаются совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи.

       2.Развитие речи детей раннего возраста.
2.1. Основные факторы развития.
         Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он  по-иному воспринимает окружающее явление.
        Возникнув в результате общения ребенка с родителями, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную, главную функцию. Через слово в основном происходит формирование различных взаимоотношений маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интересами других детей.
        Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой  и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.
        
Для своевременного и полноценного развития речи необходимо учесть следующие факторы:
   Основа формирования  речи и его первый фактор - обогащение чувственного опыта  
                 в правильном сочетании его со словесным сопровождением.
         Приобретение такого опыта начинается с первых дней жизни, его обогащение в правильном сочетании со словом взрослого выступает одним из важнейших факторов развития речи детей.
        Сочетание слов с непосредственным сенсорным восприятием остается на всем протяжении первых трёх лет ведущим для развития речи. Употребляемые родителями слова должны в основном  опираться на имеющийся чувственный опыт ребенка. Поэтому большое значение имеет совместное с взрослым рассматривание предметов, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих.
                Второй фактор развития речи – общение ребенка с взрослыми.
В этой связи необходимо выполнение двух обязательных условий:
а) обеспечить частое общение взрослого с ребёнком.
б) воспитать у детей потребность в общении с взрослыми.
         Далеко не каждое общение развивает речь. В период раннего детства наибольшего эффекта достигает индивидуальное общение с ребенком. В процессе его легче сосредоточить внимание маленького человека, содержание речи можно приспособить  к уровню развития и индивидуальным особенностям каждого. Индивидуально адресованная речь привлекает больше внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и  способствует его активной речевой реакции.
           
Третий фактор развития речи  -   создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Разнообразие и обилие окружающих предметов, развивающая среда, непосредственный контакт с взрослыми.
    2.2. Основные закономерности развития речи детей раннего
                                                  возраста.

Речевое развитие детей раннего возраста  подчиняется следующим закономерностям:
1. Интенсивное формирование всех сторон речи (1-2 года).
2. Активное овладение языком и совершенствование произношения (2-3 года).

         Второй год жизни ребёнка – период интенсивного формирования всех сторон речи. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребёнок  проходит путь к пониманию словестных поручений взрослого и выполнению нескольких действий.
        На третьем году жизни представления о мире, об особенностях предметов, назначении значительно расширяются.
        Третий год жизни – период настолько быстрого совершенствования грамматического строя, что к концу этого периода речь детей по форме значительно приближается к повседневной речи взрослых.
        Уже давно ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительного влияют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные  действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка.
        Далее представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
                                  Игра  «КРУТИСЬ,  КАРАНДАШ»

Цели: сделать  массаж  ладоней  ребенка.

Материалы: карандаши  с  ребристой  поверхностью.

Ход  игры  

Дайте  малышу  карандаш  и  предложите  покатать  его  по  столу  вперед – назад. Предварительно  покажите  малышу, как  выполняется  это  движение.  (« Сегодня  мы  с  тобой  будем  не  рисовать  карандашами,  а  катать  их  по  столу:  вот  так, вперед – назад. Чтобы  карандаш  не  укатился, крепко  надави  на него  ладошкой ».)

                                  Игра « Не боюсь колючек»

Цель: сделать массаж ладоней ребенка.

Материал: бигуди - липучки небольшого диаметра.

Ход игры: дайте малышу бигуди и предложите их потрогать. Обратите внимание ребёнка на то, что бигуди на ощупь колючие: «Посмотри, какие колючки. Потрогай их. А теперь повторяй за мной: «Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!» Предложите малышу покатать бигуди между ладошками, пожимая на них с разной силой. Следите за ем, чтобы во время выполнения упражнения ладошки ребенка были прямые и напряженными.
                                     
Игра «Спрячь в ладошке»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: Кусочек поролона

Ход игры: Дайте малышу небольшой кусочек поролона и предложите спрятать его в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот тебе губка. Спрячь её так, чтобы никто её не увидел и не нашел — зажми покрепче в ладошке!».
                                                     
Ига «Утёнок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: Маленькая резиновая игрушка – пищалка утёнок.

Ход игры: Дайте  малышу игрушку и предложите сжать её в кулачке. В это время читайте двустишие:
Ты, утенок, не пищи,
лучше маму поищи.
Игру повторяйте несколько раз.
                     Игра «Спрячь ручки, затем найди игрушку».
Цель: Развивать хватательные движения, осязание.

Материал: любая крупа, мелкие – цельные игрушки  из киндер – сюрприза.
Ход игры: Насыпьте в глубокую миску около одного килограмма любой крупы (греча, пшено, фасоль, рис, горох). Предложите ребёнку спрятать ручки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулачки, затем пошевелить пальцами. Потом спрячьте в крупу мелкие игрушки и предложите ребенку найти их.
Объясните ребёнку, что действовать надо аккуратно, чтобы не рассыпать крупу.
                                      Игра «Веселый шнурок»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Материал: разноцветные  шнурочки.
Ход игры: намотайте на руку ребёнка шнурок, обмотав каждый пальчик несколько раз. Во время игры читайте стихотворение:
                             Вверх шнурок,
                             Вниз шнурок,
                           И ещё, и ещё разок!
                           Вот какой у нас узорчик.
                           Вот какой у нас заборчик.
Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки, а после – обмотать шнурком вашу руку.

                                        Игра «Солнышко светит»
Цель: развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить расстёгивать и застёгивать прищепки.
Материал: круг жёлтого цвета из картона диаметром 15 см, прищепки.
Ход игры: Начните игру с рассказа: «Посмотри в окошко: видишь, как ярко светит солнышко. Давай сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показываем заранее приготовленный желтый круг) в солнышко. Мы с тобой сделаем ему лучики».
Покажите малышу, как прикрепить прищепки – лучики к краям круга. Обратите внимание ребёнка на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами. Затем предложите ребёнку «снять лучики»: («Теперь солнышко светит неярко»).
                                                                                                     
                        3.Сенсорное развитие малыша.
Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребёнка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов.
В раннем возрасте у ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства во время действий с предметами.
Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольных характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно.
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым.
    Игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста.
                                                                Цвет.
                                                Игра «Цветные кубики»
Цель: развивать умение сравнивать цвета по принципу «такой – не такой» подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материал: пары разноцветных кубиков (красные, синие, желтые, зелёные).
Ход:  Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите ребёнку: «Вот какой кубик я выбрала. Давай найдем такой же кубик». Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».
В следующий раз увеличьте число каждого цвета и попросите детей найти все кубик заданного цвета.
                                 Игра «Разноцветные палочки».
Цель: развивать умение сортировать предметы по цвету.
Материал: счетные палочки двух цветов по 5 штук каждого цвета.
Ход: Высыпьте перед ребёнком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать  палочки, комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две кучки: сюда вот такие, а сюда все такие. Продолжай». Когда ребёнок выполнит задание,  прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положи все красные палочки, а сюда все зеленые».
Постепенно количество палочек можно увеличить.
                                         Игра «Четвертый лишний»
Цель: закреплять знание цветов.
Материал: Игрушки и предметы разных цветов или карточки, на которых нарисованы цветные предметы.
Ход: Положите на стол четыре предмета, три которых из одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите ребёнку найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите.
Такую же игру можно провести с использованием карточек. Раздайте ребёнку карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите найти и показать предмет,  который отличается от остальных по цвету.
                                                 Форма.
                                 Игра «Найди такую же фигуру»
Цель: развивать умение детей находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материал: набор плоских геометрических фигур.
Ход: разложите на столе фигуры двух форм, и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка, отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги».
Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета.
                                 Игра «Найди лишнюю фигурку».
Цель: развивать умение детей сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
Материал: набор плоских геометрических фигур.
Ход: перед ребёнком разложите 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребёнку найти и показать лишнюю фигурку: «рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигурку, которая отличается от других по форме».
Затем игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.
                         Игра «Разложи фигурки по домикам»
Цель: Предложить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материал: плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники по 5 шт. каждой формы), небольшие коробочки.

Ход: Разложите перед ребёнком разноцветные фигурки и расставьте в ряд коробочки, количество которых соответствует количеству фигур, предлагаемых для сортировки. Предложите малышу разложить по коробкам – домикам фигурки: «Давай разложим фигурки по коробочкам. В эту коробку складывай все круги, вот так». Пусть ребёнок продолжит раскладывать фигуры. В конце игры проверьте содержимое каждой коробочки.
                                                 Величина.
                                            Игра «Вкладыши»
Цель: Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками, с понятием самый большой.
Материал: Вкладыши – пирамидки.
Ход: Покажите ребёнку игрушку, попросите разобрать её и построить высокую башню – пирамидку. Объясните  ему, что все фигурки нужно поставить донышком вверх, и каждый раз выбирать самый большой вкладыш, ставя его на предыдущий.
                                       Игра «Веселые матрешки» 
Цель: закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками.
Материал: Матрешка, состоящая из 2 – 5 деталей.
Ход: Покажите малышу составную матрешку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давай посмотрим. Вот матрешка и вот матрешка. Это большая матрешка. А это какая матрешка? Маленькая. Давай спрячем маленькую матрешку в большую. Вот так».

«Разбери матрешку и сделай так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки – подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь собери их в одну. Будь внимателен: должна остаться только одна, самая большая  матрешка».
       Ранний возраст – замечательный. Играйте, творите, развивайте своих малышей.

  Успехов и удачи Вам и вашему малышу!

 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша»

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша»...

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша"

Данная консультация может быть полезна родителям и воспитателям, которые воспитывают детей от 1 года до 2 лет....

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша с 2 лет»

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает современное психологическое развитие ребенка третьего года жизни....

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша?»

Консультация для родителей «Как развивать речь малыша?»Задача взрослых – поощрять речь ребенка, радоваться ей. Если вам не удается пробудить у малыша интерес к речи, то затормоз...

Консультация"Развиваем мелкую моторику рук малыша"

Консультация "Развиваем мелкую моторику рук малыша"...

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....

Консультация "Развиваем руку малыша"

Консультация для родителей, молодых педагогов по теме развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....