Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка
консультация (подготовительная группа) на тему

Бондаренко Светлана Викторовна

Авторитет — одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых, но и всем образом жизни. Отношения в семейном кол­лективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать их на принципах равенства, товарищества, уважения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка

Авторитет — одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать их на принципах равенства, товарищества, уважения.

Если родители — люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут широкими общественными интересами, а семейный коллектив сплочен общими трудовыми обязанностями, то такая семья положительно влияет на воспитание детей. Но если взрослые ведут праздный образ жизни, не хотят трудиться на производстве, семья замкнута в своем узком мире или каждый ее член живет своей жизнью, в такой семье царит черствый эгоизм. Процесс воспитания в ней осложняется.

Стиль внутрисемейных отношений в каждой молодой семье вырабатывается не сразу. Совместная жизнь молодых супругов в первые годы приводит порой к столкновению индивидуальных представлений о цели семьи, распределении семейных обязанностей. Каждая семья накапливает собственный опыт воспитания, вырабатывает свой взгляд на его цели, конкретное содержание, способы реализации. Таким образом, молодая семья фактически создает свою культуру отношений, воспитания, общения.

Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания детей, но знают, как завоевать авторитет у ребенка, не все. Молодые родители должны осознанно координировать свои отношения, проявляя терпение, такт, и воспитывать у ребенка уважение к каждому из родителей.

К сожалению, родители не всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. По данным социологов, чаще так поступают жены, которые уверены, что ведут себя правильно, стремясь «улучшить» своих мужей. Между тем психологи отмечают, что в семейной этике это приводит к противоположным результатам: критика одного супруга другим задевает человеческое достоинство, самолюбие, вызывает обиду, напряженность в отношениях, ведет к эмоциональным срывам, конфликтам.

         Авторитет держится на поддержке друг друга, взаимном уважении, возвышении личности каждого.В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения.

 Используются любые подходящие ситуации для поддержания авторитета взрослых членов семьи. Например,   в детском саду.

— Какое у тебя красивое платье! — обращается воспитатель к Юле. — Кто тебе его купил?

— Это бабушка мне сшила на день рождения, — не без гордости отвечает девочка.

— Хорошая у тебя бабушка, заботливая, руки у нее золотые. А как она любит свою внучку Юленьку! Вечером придешь домой, скажи бабушке, что мне платье очень понравилось. Поцелуй бабушку и скажи еще раз спасибо. Посмотрите, дети, какое красивое платье у Юли. Это ей бабушка сшила.

«Мама — мастерица», «Мама — рукодельница», «Папа — мастер на все руки» — такие характеристики дети часто слышат от воспитателя.

Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи. А.С.Макаренко называл его «общим тоном семьи», который действует на ребенка независимо от отца и матери.

В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, к своим родителям, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. С раннего возраста малыш живет в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, дружбы, доверия, взаимопонимания.

Хотя большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, распространенной ошибкой семейного воспитания в последние годы стало неумение воспитывать уважение к старшим.

В практике семейного воспитания часто допускается такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом «не потерять авторитет». Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но в подростковом возрасте оценке подвергается всё поведение родителей, что не проходит бесследно.

Одной из самых распространенных моделей семейного воспитания считается авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей.  Способствуют воспитанию в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Другая модель семейного воспитания — ложный авторитет доброты. В семьях такого типа родители разрешают ребенку все. Малышу всё прощают, исполняют любую его прихоть и каприз. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате в семье вырастает баловень, предъявляющий претензии, требования, не признающий запретов.

Такие дети трудно входят в детский коллектив.

Противоположная модель семейного воспитания — ложный авторитет подавления, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. В некоторых молодых семьях, живущих со своими родителями, такая модель воспитания часто исходит от представителей старшего поколения, которые требуют подчинения не только от детей, но и от остальных взрослых членов семьи, не дают реализоваться детским возможностям. При непослушании отец или бабушка раздражаются, кричат, часто наказывают ребенка. Естественно, что ребенок вырастает безвольным, замкнутым, забитым или, наоборот, деспотом.

Педагогический такт заключается в умении взрослого найти наиболее правильный путь к взаимопониманию с ребенком, установить с ним деловые и эмоциональные контакты, соблюдать чувство меры. К сожалению, родители порой допускают грубость, нетерпимость, категоричность. Это относится и к матери как главной воспитательнице детей. Именно она должна в наибольшей мере аккумулировать в себе доброту, мягкость, доверительность общения с детьми. Если члены семьи не оказывают матери помощи в ведении домашнего хозяйства, у нее возникают нервные и физические перегрузки, она становится невыдержанной, кричит на ребенка, часто незаслуженно наказывает его. Ее авторитет у ребенка снижается.

Весьма распространен в последние годы и другой тип ложного авторитета в семье — авторитет чванства. Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что «умеют», а тем, что «имеют», в них царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. В обстановке постоянного подчеркивания своих преимуществ, пренебрежения к окружающим, не имеющим того, что является для этих семей главным, взрослые формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми  и бездельниками.

Еще одна разновидность ложного авторитета семейного воспитания — авторитет подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю...» — часто слышим мы в разговоре матери с ребенком. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя, он из всего постарается извлечь пользу.

Часто встречаются семьи, где отсутствует единство требований со стороны взрослых. Например, мягкая, все прощающая мама и суровый, чрезмерно требовательный отец. Ребенок в таких условиях вынужден приспосабливаться к каждому из них. На воспитание детей накладывают отпечаток настроение, состояние отца и матери, характер каждого из них.

Бывают и такие семьи, в которых оба родителя не обращают внимания на воспитание ребенка. Когда они обнаруживают, что у ребенка неблагополучно с поведением, то применяют разовые воздействия, с шумом, криками и слезами. Затем все продолжается по-прежнему до следующего события. Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой — напряжения, порождает у детей отрицательные чувства к родителям, вызывает у них ранний невроз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.»

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему:«Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.»Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7 Котрова Т.В.Авто...

консультация для родителей " Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"

Авторитет родителей- одно из важных условий семейного воспитания.Авторитет родителей заключается в умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авт...

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

что такое авторитет и как он оказывает влияние на развитие личности ребенка....

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

laquo;Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»...

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»...

Консультация для родителей: "Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"

Формирование личности определяется всем образом жизни семьи....

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка

  Авторитет - одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующиеся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее чл...