Семинар - практикум «Особенности темперамента ребенка и взаимодействие с ним»
методическая разработка по теме

Многие исследователи часто задавались вопросом: какой из темпераментов лучше? Какой из них больше соответствует требованиям жизни или полнее обеспечивает внутреннее развитие человека? Ответы давались разные. В настоящее время мы понимаем, что люди выдающихся способностей могут обладать самыми различными темпераментами. Положительные качества могут появиться при всяком темпераменте. Все зависит от того, в какие условия поставлена личность, как она воспитывается.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum_osobennosti_temperamenta.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум «Особенности темперамента ребенка и взаимодействие с ним»

   

Цель:  Углубить знания родителей  об особенностях типов темперамента, отработать полученные знания на практике.

Ход семинара - практикума:

  1. Знакомство «Здравствуйте, это я!»

         Родителям предлагаются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, зигзаг).  Необходимо выбрать  одну из фигур, оформить, написать свое имя, отчество и номер группы (своего ребёнка). Затем необходимо представить себя (два, три предложения).

  1. Теория темперамента

Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов.

        

        Учение о различных темпераментах возникло еще в глубокой древности, в античном мире. Уже тогда люди интересовались индивидуальными особенностями человеческого поведения. Они пытались выделить характерные комбинации, сочетания этих особенностей. Еще  2400 лет назад, в V в. до н.э., Гиппократ создал свое учение о том, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей входящих в состав человеческого тела. Кровь (по-латыни «сангвис»), лимфа (по-гречески «флегма»), желтая желчь (по-гречески «холе») и черная желчь (по-гречески «мелайна холе»). Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало на протяжении двух тысячелетий. Постепенно учение о темпераменте вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей.         Во II в. н. э. римский врач и естествоиспытатель Гален создал первую классификацию темпераментов. Он описал 13 темпераментов. Но на протяжении многих веков эта классификация постепенно упрощалась и сокращалась, и в конце концов в ней остались названия только четырех  известных темпераментов, которые по традиции признаются и в наши дни: флегматический, сангвинический, холерический и меланхолический.

Затем возникали все новые и новые теории темперамента. Подлинное научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И.П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать:

1)по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток;

2)по их подвижности, т.е. по способности быстро сменять друг друга;

3)по равновесию между ними.

        В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, по И.П. Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов:

* слабый тип – меланхолическому;

* сильный, неуравновешенный – холерическому;

* сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиническому;

* сильный, уравновешенный, инертный – флегматическому.

        Если присмотреться к окружающим нас людям, то мы обнаружим у одного характерные черты сангвиника, у другого – флегматика и т.д. Но скоро мы замечаем и другое: мало найдется людей, которые были бы «чистыми» сангвиниками или холериками, флегматиками или меланхоликами. Так как каждый из нас имеет все 4 типа темперамента. Но только один из них является преобладающим.

         

3. Выявление темперамента своего ребёнка

        Родителям зачитываются критерии основных свойств темперамента.

Сангвиник:

— общителен, быстро сходится с людьми;

—        чувства легко сменяются;

  •  мимика богатая, подвижная, выразительная;
  • деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;
  • непоседа;
  • рассеян, неаккуратен;
  • заводила, выдумщик, фантазер;

—        незлопамятен, миролюбив, нежаден.

Холерик:

  • действия порывисты;
  • эмоционален, чувства ярко выражены;
  • в зависимости от направленности личности инициативность,        раздражительность, принципиальность, аффективность;
  • любит риск, приключения;
  • не прислушивается к мнению других;
  • излишне самостоятелен;
  • в еде неразборчив;
  • спит мало;
  • импульсивен;
  • драчун, крикун, конфликтен.

Меланхолик:

  • трудно долго на чем-то сосредоточиться;
  • высокая тревожность, мнительность;
  • чувства глубокие;
  • отношения налаживаются трудно;
  • часто задумчив;
  • если расстроится, плачет долго и горько;
  • застенчив;
  • слишком рассудительный, «маленький взрослый»;
  • любит уединение, спокойные игры;

—        быстро устает;

— боится спорта.

Флегматик:

  • ровный, спокойный, редко выходит из себя;
  • упорный труженик;
  • чувства устойчивы;
  • замкнут;
  • медлителен;
  • играет нешумно;
  • мало двигается;
  • любит порядок и добротность;
  • послушен, пунктуален;
  • новое не любит;

— в зависимости от направленности личности

4. Особенности поведения детей с различными типами темперамента.

  Холерик

        Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от веселого настроения к грустному. Всегда стремятся занимать лидирующие роли, любят подвижные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы, шлепки.

        Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо выполнять систематически. Необходимо обучать их правилам общения. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого.

Сангвиник

        Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого — сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.

Флегматик

         Ребёнок спокоен, уравновешенный, редко плачет или смеётся. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появляется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению движений, игровых действий.

Меланхолик

        Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться, перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми. Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.

5. Рекомендации для родителей

Рекомендации для сангвиника:

-формировать устойчивые интересы;

- учить доводить начатое дело до конца;

- формировать критичное отношение к результатам своего труда;

- обращать внимание на качество выполнения задания;

-  учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания

   конструктора, просмотра фильмов;

- использовать подвижные игры;  

- необходима частая смена  деятельностей.

Рекомендации для холерика:

        Прежде всего от взрослого требуется  терпение и спокойствие.

- развивать способность считаться с чувствами окружающих;

- направлять энергию на полезные дела (подвижные

       и соревновательные игры);

    -  укреплять процесс торможения через включение в спокойную  

       деятельность (читать книги о героических подвигах, где воля и    

       спокойствие творят чудеса

     Напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.

Рекомендации для меланхолика:

        Такие дети требует любящего понимания, грубость недопустима.

- чаще давать положительную оценку, подбадривать;

- создавать ситуации успеха;

 - организовывать совместную деятельность с успешными детьми

 Для совместной деятельности можно использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» не соревновательные игры.

Рекомендации для флегматика: 

- постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры

  с малой, затем средней, а далее высокой подвижностью;

 - учитывать низкий темп выполнения задания;

Организовывать игры на развитие фантазии, занятия музыкой, вышиванием;

- иногда тормошить, заинтересовывать каким-либо видом деятельности.

а и порядочности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», группами д...

Консультация «Темперамент ребенка и взаимодействие с ним»

Цель: выявить особенности темперамента старших дошкольников; рассмотреть методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разным темпераментом.Задачи: 1) Рассмотреть общ...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка»

Семинар-практикум для родителей на тему:«Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка»...

Презентация для семинара- практикума "Особенности семейного воспитания. Ребенок и семья".

Презентация будет полезна педагогу- психологу и воспитателю при проведении родительского собрания в дошкольном образовательном учреждении всех возрастных групп...