Семинар - практикум «Особенности организации игровых упражнений по логоритмике на занятиях в процессе взаимодействия педагогов»
материал на тему

Терасмес Анна Станиславовна

Семинар-практикум для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6»

г.НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Семинар - практикум

 «Особенности организации игровых упражнений по логоритмике на занятиях в процессе взаимодействия педагогов»

        Оформила:

                                                                               Инструктор по

                                                                                        физической культуре

        Терасмес А.С.

2016г.

Тема: «Организация игровых упражнений по логоритмике на занятиях в процессе взаимодействия педагогов»

 Семинар-практикум  

    1. Актуальность: ФГОС:  Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач.

  В нашем учреждении функционирует  группа компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи.

  Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. Целью Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в  группе компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до школы,  предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.

 Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими.

   2. У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики;
– заторможенность;
– повышенная утомляемость;
– нарушение координации;
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

    Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Успешное преодоление речевой недостаточности возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию ребенка.

  Логоритмика позволит избежать речевых нарушений, особенно полезна логопедическая ритмика детям с ОНР, заиканием, с нарушениями темпа речи, с дизартрией, нарушенной моторикой. Взрослых, далеких от педагогики, обычно умиляет несовершенная речь ребенка, замена сложных звуков на более простые («Сеёжа» вместо «Серёжа», «сыска» вместо «шишка»). Но для воспитателей детского сада и логопедов неправильное произношение детьми слов – проблема, над которой следует начать работать.

Не для кого не секрет, что дети развиваются в игре. Ведь именно игра воздействует на эмоциональное состояние человека. С ее помощью можно быстро активизировать или наоборот, успокоить ребенка. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр и игровых упражнениях. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная).

Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи ребенка. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной. Логоритмика – один из наиболее эффективных способов научить малыша говорить чисто, поскольку она объединяет в себе речевые упражнения, музыку и движение.

Занятия логоритмикой в детском саду разнообразны и насыщены. Они могут включать в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки), но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры), а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега.

Логоритмические занятия проводятся как педагогами группы, так и специалистами (логопедом, музыкальным руководителем, физическим инструктором). Упражнения могут являться частью группового занятия, или же предлагаться ребенку в индивидуальном порядке – в зависимости от степени и характера речевого нарушения, возраста и настроения малыша.

Как заниматься логоритмикой дома?

Очень просто. Достаточно познакомиться с упражнениями, которые педагоги детского сада разучивают с детьми, и повторять их с ребенком в домашних условиях. Желательно, чтобы мама обратила внимание на настроение и активность своего ребенка – упражнения с уставшим, приболевшим малышом, у которого нет положительного эмоционального настроя, пользы не принесут.

Хорошо, если во время игр взрослые будут использовать любимые игрушки, яркие иллюстрации из книг, предметные картинки (к примеру, на детских кубиках) – это поддержит интерес ребенка к занятиям. Если мама не умеет петь, можно использовать фонограммы песен, попевок, хороводных и ритмических игр: ими поделится музыкальный руководитель или воспитатель. Помогут в проведении логоритмических упражнений и записи классической музыки, детские песни из популярных мультиков и сказок.

Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение. Позже, когда у дошкольника уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища.

Упражнения

Логоритмическое упражнение «Капельки»

Дождик, дождик, веселей. (вытянуть руки ладонями вверх, подставив под «капли дождя»).Капай, капай, не жалей! («кап-кап-кап») Брызни в поле пуще - Станет травка гуще. (присесть на корточки и потрогать «травку») Только нас не замочи, (сидя на корточках, соединить руки над головой, закрываясь от дождя) Зря в окошко не стучи! (погрозить пальчиком)

Логоритмические комплексы не нуждаются в музыкальном сопровождении, поэтому их легко выполнять дома. Упражнения под музыку более динамичны и включают в себя ходьбу (паровозиком, приставными шагами, с высоко поднятыми коленями и т.д.), бег (медленный, быстрый), прыжки

  Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса является рациональность организации взаимодействия участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя,   инструктора по физической культуре, родителей.

     Взаимодействие воспитателя и учителя логопеда – это индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда, логочас и т.п.       Музыкальный руководитель и воспитатель   на  музыкальных занятиях отрабатывают у детей темп, ритм, речевые мимические движения, столь важные в коррекции речевых нарушений, развивают мелкую моторику, память, внимание.

     

Формы работы: организуются с учетом комплексно-тематического планирования.

   Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга.

Артикуляционная гимнастика. Выполнять артикуляционные упражнения следует перед зеркалом: ребёнок должен визуально контролировать работу своих речевых органов. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  (Т.С. Овчинникова,  О. Новиковская, О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева и т.д.) Артикуляционные упражнения.

"Окошко"

широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно".

"Чистим, зубки"

улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

"Чашечка"

улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

"Дудочка, Трубочка, Бублик"

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

"Грибочек"

улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке.

присосать широкий язык к нёбу.

"Язычок силач"

губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

"Лошадка"

вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

«Зимующие птицы»

Вот синичка прилетела,                                «качели»

И на веточку присела.  

Чистит пёрышки с утра                                     стучать   зубами

Не страшны ей холода.

 

Это что за птица

К нам в окно стучится.                                        «Трубочка»

И на крышу дома                                               язык за верхние зубы

Медленно садится.                                             «лопаточка»

 

Вдалеке стучится дятел                                     «дятел»

Д-д-д по дереву.

Он сегодня весел

Червячки нашлись ему.                                     «змейка»

Пальчиковая гимнастика  способствует  тренировке пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. ( Т.С. Овчинникова, Е.С.Анищенкова и т.д.) 

Птички зимой

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

                                       

Дыхательная гимнастика  способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности. (А.Н. Стрельникова)

«Ворона»  Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!».

«Воробей»  И.п. ноги на ширине плеч руки опущены. 1-вдох, подняться на носки, руки через стороны вверх. 2-и.п. на выдохе произносить «чик-чирик! Чик-чирик!»

Двигательно-речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию,  физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают совершенствовать   основные виды движений.

(Христоматии детские)        П/и  «Снегири»                

 Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

— Кыш! Кыш! Улетели!      За метелью! За метелью!

        По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы. Частое потряхивание руками. Один хлопок по бокам. По 2 поворота головы в стороны.

Дети разбегаются по площадке, взмахивая руками, как крыльями.

        «Воробьишка»

 Воробьишка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Чики-рики, чики-рик!

Видно, он скакать привык.

Чив-чив, чив-чив,

Он и ловок и красив.

Весел, словно праздник,

Воробей-проказник.

        Прыжки на правой (левой) ноге, взмахи руками.

Стоя на двух ногах, поворот туловища вправо-влево, выполняя взмахи руками (воробушек машет крылышками).

Результативность

     Таким образом, взаимодействие в работе с учителем логопедом способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только совершенствовать коррекционно-развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар - практикум «Особенности темперамента ребенка и взаимодействие с ним»

Многие исследователи часто задавались вопросом: какой из темпераментов лучше? Какой из них больше соответствует требованиям жизни или полнее обеспечивает внутреннее развитие человека? Ответы давались ...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», группами д...

Семинар – практикум Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В свя...

Семинар-практикум "Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста". Теоретическая часть: доклад "Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошколь...

Презентация к семинару-практикуму " Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Презентация к семинару-практикуму " Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"...