Статья "Организация досуга в семье"
статья (старшая группа) по теме

Окорокова Наталья Александровна

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взролыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь доруг другу, проявлять разнотороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое свзяывает его жищзнь с общественной средой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Организация досуга в семье.

В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников.

Какие же это особенности и условия?  Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, глубокой любви родителей к детям и детей к родителям. Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют лома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье.

Другой немаловажный фактор семейного воспитания- возможность естественного включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослыми деятельность.

Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг.

Воспитание ребенка в труде.

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд.

В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувство ответственности, доброжелательности, отзывчивости.

Для формирования всех этих качеств в семье имеется самые благоприятные условия. В процессе труда ребенок знакомится с разнообразными предметами и материалами, с инструментами и орудиями труда, их свойствами и качествами, расширяются представления о их назначении.

Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умением, прививать трудовые навыки.

Многие занятия, к которым взрослые члены семьи побуждают ребенка, полезны для умственного, нравственного и эстетического развития.

Основы всякого воспитания, эстетического в том числе, закладываются в семье, в том первом человеческом окружении, с взаимодействия с которым начинается каждый новый человек.

Когда есть семья и в ней растут дети, эстетические формы совместного досуга могут стать одной из очень действенных форм укрепления семьи- ненавязчивой, увлекательной и многогранно развивающейся формой единения всех членов семьи от мала до велика. Ведь возраст не помеха тому, чтобы вместе читать сказку, слушать музыку или даже ткать один большой гобелен. Гобелен, правда может и не получиться, но чувство равенства и взаимной доброжелательности всех членов семьи друг к другу укрепится. И от понимания сопереживания другому человеку ребенок –через искусство и эстетическую деятельность- перейдет к сочувствию и пониманию людей вообще, вне и кроме себя. Он вберет в себя весь мир и отдаст себя миру.

Сегодня все знают, что эстетическое воспитание это что-то связанное с красотой и искусством. Если родителям приходилось вместе сталкиваться с тем, что такое эстетическое воспитание, то они знают, что и вышивка, и лепка, и аппликация, и икебана- это тоже эстетические занятия. Чтобы уметь полноценно понимать искусство, чтобы любить его и находить радость и удовлетворение в общении с ним, очень полезно попробовать самому его создавать: лепить, вышивать, мастерить и т. д.

Хорошо, если детей приобщают к ручному труду. В некоторых семьях увлекаются рукоделием. Берясь за шитье, вязание или вышивку, надо привлечь к этой работе ребенка: малыша попросить принести коробку с нитками, рисунки, наперсток и т. д., ребенка постарше привлечь к выполнению таких несложных операций, как вдевание нитки в иголку, обметка швов, пришивание пуговиц. Можно поручить самостоятельно выкроить по заготовленной взрослым выкройке деталей будущего изделия, сметать и сшить их, вышить или связать вещь, имеющую назначение (салфетку, шарф и т. д.). большую радость доставляет детям изготовление игрушек- самоделок, мягких игрушек.

Игрушки-самоделки разнообразны по содержанию и образу, так и по материалу, из которого их мастерят: мягкая игрушка, из папье-маше, деревянная, из бросового и природного материала. Для изготовления таких игрушек подойдут кусочки разнообразных тканей, тесьма, ленты, клеенка, мех, вата, бумага, проволока, дощечка, куски дерева и коры, прутья, солома, желуди и т. д. Использование этого бросового материала, который дети охотно подбирают и коллекционируют, дает широкий простор декоративному творчеству. Большой простор для забавной выдумки дает изготовление игрушек из шишек, скорлупы грецких орехов, яичной скорлупы. Таков примерный перечень несложных работ, которые могут выполнять дети в семье в часы досуга при помощи взрослых. Труд детей в семье, организуемый взрослым, сближает ребенка и родителей, способствует влиянию взрослого на его интересы и потребности.

Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Для мироощущения ребенка дошкольного возраста характерно радостное восприятие окружающей действительности. Он всегда ищет и находит, чем заняться. Но не каждая забава полезна. Поэтому решающая роль в организации досуга детей принадлежит взрослому.

Ну а если у вас намечается не просто приезд друзей семьи, а такое серьезное событие, как юбилей бабушки, годовщина свадьбы или чьи-нибудь именины? В этом случае вернисаж можно посвятить этому событию. Бабушку легко порадовать ее портретами выполненными по-своему (красками, карандашами, аппликацией) всеми членами семьи.

Если же приближается день рождения ребенка, и вы ждете прихода его друзей, договоритесь с их родителями – и пусть рядом с рисунками именинника появятся работы его друзей. Конечно, главными экскурсоводами на таком чудесном вернисаже должны быть дети. Несколько репетиций и успех новой выставки гарантирован!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать досуг в семье.

Большую роль в организации досуга в семье играют праздники. Дети любят и ждут их, ведь праздники в жизни детей радость, новые впечатления, положительные эмоции. Когда дети и родители вместе играют, да...

Семейный досуг :" Моя Семья - мои лучшие друзья"

Досуг с участием семей и гостей....

Сценарий досуга «Праздник семьи» (подготовительная группа)

Программное содержание: Продолжать развивать у детей речь, развивать эстетический, творческий вкус, заботливое отношение друг другу. Продолжать позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь, с...

Взаимодействие с родителями - спортивный досуг "Белгородская семья""

Спортивный досуг "Белгородская спортивная семья"...

сценарий досуга "День семьи"

Сценарий содержит сюжет по которому дети помогают домовенкку Кузьке найти свою семью, а именнно он остается жить в детском саду, в течении всего мероприятия дети читают стихи, поют песни, участвуют в ...

Семейный досуг "Моя семья"

Семья - начало всех начал.С раннего детства у детей должно формироваться представление о семье, как  о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Общение взрослых...

Досуг. День семьи

- воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи;-  развивать устную речь, память, творческие способности...