"Экология отношений в воспитании детей"
консультация на тему

Взрослые своим примером обучают ребёнка правилам поведения. Поэтому  во взаимоотношениях должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение  к вещам и предметам, бережное отношение к мыслям и чувствам других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Экология отношений в воспитании детей»

Камаева Наталья Николаевна

Воспитатель МБДОУ д\с «Теремок» комбинированного вида

Г.Ардатов. Республика Мордовии

       В начале ХХ1 века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем – экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребёнок погружён в эту стихию в ещё большей степени, ведь он ещё учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня- воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.

       Физическая активность ребёнка – естественная потребность в движении, процедуры  закаливания в д/саду и дома, укрепление здоровья – важные шаги в экологическом воспитании.

        Психическая активность – это деятельность, направленная на познание окружающего  мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ребёнка. Важное значение имеет понимание ребёнком того, что человек живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такие абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Психологи знают о явлении «импринтинга» - запечатления. Взрослые своим примером обучают ребёнка правилам поведения. В возрасте 3-4 лет у малыша осуществляется запечатление образцов поведения и взаимодействия окружающих.

 Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам. Поведение окружающих по отношению к ребёнку вызывают у него разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них , не обижая собеседника, настоять на своём или тактично уступить – всё это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сберегающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.

 Экология пространства – это  тоже обучающая ситуация: не сорить, не шуметь, эстетичное оформление помещения, не зашумлённая обстановка ( гармония линий, красок, стиля; чистота и порядок, отсутствие «лишних  вещей и предметов), культура громкости звука(речи, музыки и др)

 Если внимательно относиться к потребностям ребёнка, то вырастает человек с чувством собственного достоинства, уважающий окружающих, их собственность. Очень важно обращать внимание на усилия, которые прилагает ребёнок (именно на усилия, старания, а не только на результат), чтобы научиться быть отзывчивым, помогающим, заботливым как по отношению к себе, так и по отношению к миру с населяющими его людьми. Поощрение может быть разнообразным и не обязательно материальным. Например, не стоит забывать о развивающей силе чувства взрослости. Эффективной мерой поощрения в семье может стать поощрение путём расширения прав ребёнка: награждение почетной обязанностью, делом, для которого ребёнок уже вполне «взрослый». Наказание должно носить, пожалуй, ещё более творческий характер, ибо обычно оно фиксирует неверный поступок, а должно направляться на внутренние причины, приведшие ребёнка к ошибочному действию. Тогда-то и оказывается, что не  так уж много  детских поступков требуют  действительно наказания, но такой подход требует много терпения, мудрости от взрослого. Наказание не должно быть частым, чтобы негативное поведение не получало подкрепления (фиксируя своё внимание на поступке ребёнка, мы тем самым фиксируем и внимание ребёнка на этом действии, таким образом осуществляется тренировка того, чего на самом деле хотим избежать). И тогда малыш быстро усваивает , что внимание родителей можно привлечь лишь наказуемым поведением, а вот старания быть лучше никак не подкрепляются (взрослый часто убеждён, что так и должно быть – ребёнок обязан быть хорошим, знать, как это делается, всегда стараться и вообще уметь это делать без всякого напоминания). Для ребёнка чрезвычайно важно отношение родителей к его победе над самим собой!  Ценно уважение взрослого к поступку малыша, который в чём-то преодолел себя, поборол, например, желание что-то оставить только себе! Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Воспитывает малыша не только отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений в воспитании детей.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Что такое экология и экологическое воспитание детей".

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодн...

Консультация для родителей "Семейные отношения" (секреты воспитания детей)

Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам не нужно переносить его из его сферы в нашу,  а самим переселяться в его духовный мир.(Н.И. Пи...

Психология отношений в воспитании детей 3-4 лет

Принципы поведения взрослого во взаимоотношением с ребенком 3-4 лет. Полезные советы для родителей...