Игры для тревожных детей
материал на тему

Ситникова Елена Викторовна

Игры для тревожных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_trevozhnyh.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

        Игра «Мешочек»

Цель. Повышение эмоциональной компетентности детей и настрой их на обсуждение своих чувств в отношении изменения жизненной ситуации.

Игровой материал. Бумажные мешочки по количеству детей.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Источник: Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.

Ход игры. Перед проведением игры педагог просит детей рассказать, какое у них настроение, что они чувствуют. Затем психолог вызывает одного ребенка, показывает один из мешочков и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т. д. Ребенку предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем педагог завязывает мешочек и предлагает ребенку выбросить его в мусорный ящик. Потом вызывает к себе другого ребенка и игра повторяется до тех пор, пока все дети не «выбросят» свои «ненужные» чувства.

Упражнение "Рвем бумагу"

Цель. Снижение напряжения, состояния тревоги, обучение умению выражать свои эмоции.

Игровой материал. Старые газеты.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Источник: Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.

Описание упражнения. Упражнение проводится с одним ребенком. В начале игры педагог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр стола, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Педагог может встать спиной к ребенку, Делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру- Когда куча в центре стола становится большой, взрослый предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.

Психолог может предложить родителям тревожного ребенка провести такую игру дома.

Упражнение "Представь, что ты это можешь"

Цель. Вырабатывание у ребенка уверенности в своих силах.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Источник: Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.

Описание упражнения. Упражнение проводится с одним ребенком. Педагог предлагает ребенку не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении педагог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается. После этого педагог предлагает ребенку достать до потолка или представить, что он достает до потолка, как он это делает. Педагог может придумывать различные ситуации и вырабатывать у ребенка уверенность в своих силах, что в любом случае у него все получится, пусть даже в воображении.

Игра "Спрятанные проблемы"

Цель. Обучение умению проявлять свои чувства через рисунок, снятие напряжения.

Игровой материал. Пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Источник: Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.

Ход игры. Упражнение проводится с одним ребенком. Психолог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребенку нарисовать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т. е. спрятать проблему. Если у ребенке недостаточно развиты изобразительные навыки или  он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».

После этого педагог спрашивает, что он хочет сделать с содержимым ящика. Бели ребенок затрудняется с ответом, педагогу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т. д.

Игра «Мир без тебя»

Цель. Обучение осознанию собственной значимости в мире, среди людей.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Источник: Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.

Ход игры. Упражнение проводится с группой детей. Педагог предлагает детям образовать круг, в центре помещается один ребенок. Педагог дает следующую инструкцию: «Ребенку, который находится в центре круга, нужно говорить различные слова-комплименты. Продолжите мою фразу «Мир был бы без. тебя не интересен, потому что ты... (хорошо танцуешь, у тебя красивая улыбка, ты много знаешь разных игр и т. п. Ребята самостоятельно говорят комплименты ребенку, тем самым показывая ему его значимость в этой группе. После этого в центр круга становится другой ребенок.

Игра "Ты самый, самый!"

 Цель. Преумножение собственного достоинства ребенка.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Источник: Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.

Ход игры. Педагог предлагает поиграть в игру и дает следующую инструкцию: «Ребята, вы должны называть имя того ребенка, у которого наиболее выражено то или иное хорошее качество, названное мной. Например: самый умный. Вы должны назвать имя ребенка нашей группы». Игра начинается, психолог называет различные качества: самый ловкий, самый вежливый, самый любознательный, самый трудолюбивый, самый веселый, самый дружный и т.п. Ребята называют имена детей, которым они приписывают данные качества. Педагог следит за тем, чтобы положительная характеристика была сказана для каждого ребенка.

Игра "Новое имя"

Цель. Повышение самооценки ребенка, осознание собственной значимости.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Источник: Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.

Ход игры. Психолог просит детей придумать каждому ребенку группе новое имя на основе использования первой буквы настоящего имени. Например: Надя - нежная, надежная, неунывающая; Саша - смелый, сильный, стойкий; Лена -ласковая, любознательная. Имя можно придумывать и на основе ассоциации с каким-либо растением, животным, явлением. Например: Зина - зорька красная; Раиса— радуга; Надя-незабудка; Катя - кошечка (она ходит тихо-тихо, ее совсем не слышно, как кошку, у которой на лапках мягкие подушечки); Коля - колокольчик; Саша -солнышко и т. п. После того как дети усвоили инструкцию, педагог подзывает к себе по одному ребенку, и дети группы предлагают свои варианты имен.

Игра "Мне нравится в себе"

Цель. Осмысление ребенком своих положительных и отрицательных качеств, поступков.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Источник: Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.

Ход игры.  Педагог предлагает детям называть качества, которые  нравятся в себе,  которыми они довольны; поступки, за которые их поощряют и от которых они испытывают удовлетворение. Психолог вызывает к себе по одному ребенку и игра начинается.

Игра "Я не люблю"

Цель. Научить детей выражать свое собственное мнение.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Источник: Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.

Описание упражнения. Педагог просит каждого из участников упражнения по очереди рассказать, что ему не нравится в отношениях со сверстниками. Самые первые слова, пусть будут: «Я не люблю». Дети начинают говорить, что они не любят, к примеру: «Я не люблю, когда кто-то говорит неправду. Я не люблю, когда дерутся. Я не люблю, когда мне мешают, и т. д.» Во время упражнения психолог призывает детей к обсуждению высказываний товарищей. В конце упражнения подводится итог, что же больше всего не любят ребята данной группы.

Игра "Похвала"

Цель. Научить детей осознавать то, что познание - это тяжелый труд.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Источник: Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.

Описание упражнения. Это упражнение проводится после какого-нибудь трудного занятия. Педагог предлагает ребятам встать на какое-либо возвышение, например, стул, и похвалить себя за то, что они выполняли трудные задания.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель. Научить осознанию своих личностных качеств.

Возраст: старший дошкольный возраст.

Источник: Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.

Описание упражнения. Педагог-психолог предлагает детям каждому по очереди встать, произнести и продолжить следующую фразу: «Я красивый, потому что...».

После того, как все участники сказали свои предложения, педагог предлагает продолжить следующую фразу: «Меня любят, потому что я...».

Затем, когда уже все участники выполнили задание, проводится маленькое обсуждение услышанного. Необходимо, чтобы участники поняли, что их любят в основном за то, что они есть, т. е. любят те, кто от них ничего не требует.

Игра «Пряничная куколка»

Цель. Содействовать развитию положительного образа Я.

Возраст: с 4-х лет

Источник: Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.

Ход игры. В этой игре взрослый «лепит» из ребенка пряничную куклу. Для этого ребенок ложится на матрасик и превращается в тесто. Сначала взрослый «замешивает тесто» — поглаживает тело ребенка, затем он добавляет в тесто различные качества и характеристики (по желанию ребенка), такие как красота, ум, хорошие друзья и т.п. После этого он приступает к лепке «куколки»: вылепливает ручки, ножки, тело, голову. Делает это он легкими поглаживающими движениями, приговаривая что-нибудь вроде: «Какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше!» Когда «куколка» готова, взрослый вдувает в нее жизнь со словами «Куколка, живи!». Затем взрослый предлагает ребенку подойти к зеркалу и посмотреть, какая чудесная куколка получилась.

Это упражнение можно проводить и в группе. В таком случае не только взрослый, но и все-дети принимают участие в «лепке».

Упражнение «Я очень хороший»

Цель:  способствовать повышению самооценки.

Возраст: с 5-ти лет

Источник: Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.

Описание упражнения. Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».

Упражнение «Конкурс хвастунов»

Цель: способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств.

Возраст: с 5-ти лет

Источник: Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.

Описание упражнения. Взрослый предлагает детям посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я — красивая», другой: «А я смелый», следующий: «А я доброжелательный», и т.п. Взрослый при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.

Упражнение «Я могу!»

Цель: способствовать развитию самоуважения.

Возраст: с 5-ти лет.

Источник: Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.

Описание упражнения. Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например: «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т.п.

Игра "Падающее перо"

Цель: снятие напряжения и обучение расслаблению.

Описание. В этой игре вашим помощником будет маленькое пушистое перышко либо иной подобный предмет, легкий и воздушный.

Возраст участников: с 3 лет.

Источник: К.Фопель С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет.

Инструкция детям. У меня в руке маленькое пушистое перышко. Посмотрите, как мягко оно падает на пол, когда я его отпускаю.

Сейчас я отпущу его, а вы считайте вслух: давайте узнаем, сколько времени потребуется перышку, чтобы долететь до пола. Мы можем посчитать вместе: раз... два... три... четыре... пять...

Теперь станьте здесь. Представьте, что каждый из вас — маленькое красивое перышко, которое выпало из крыла птицы, пролетевшей над землей. Вы будете медленно и мягко опускаться вниз, на пол, парить как перышко, и при этом считать до пяти. На счет «три», вы, вероятно, уже будете почти лежать на полу... Когда вы долетите до пола, полежите там несколько мгновений совершенно расслабленно.

Пока вы летите, я буду громко считать вслух. Начали: раз... два... три... четыре... пять...

Игра "Гамак"

Цель: снятие напряжения и обучение расслаблению.

Описание. Эта игра дает возможность хорошо расслабиться под музыку. Каждый ребенок может понежиться, получив необычный подарок от взрослых. Дети любят подобные игры.

Возраст участников: с 3 лет.

Источник: К.Фопель С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет.

Материалы: шерстяное одеяло или простыня; спокойная инструментальная музыка. Очень хорошо подходят «Колыбельная» Брамса и «Мечтания» Шумана.

Инструкция детям. В некоторых странах люди, когда хотят хорошо и комфортно отдохнуть, используют гамак. Полностью расслабившись, они ложатся в него и мягко покачиваются из стороны в сторону. Сегодня мы сделаем особенный гамак: я постелю на пол одеяло и один из вас может на некоторое время улечься на него. Один взрослый становится у его головы, а другой — у ног, затем мы немного приподнимаем одеяло, и ребенок медленно раскачивается в гамаке в такт музыке. Все остальные дети стоят вокруг и могут, приветливо улыбаясь, подпевать звучащей мелодии. Через некоторое время мы мягко опускаем ребенка на пол. И гамак освобождается для следующего ребенка.

(Присматривайте за ребенком, который качается в гамаке; напевайте мелодию вместе со всеми и ощущайте своим телом ее ритм.)

Игра "Мороженое"

Цель: снятие напряжения и обучение расслаблению.

Описание. Это красивая игра-фантазия для летнего времени, которая нравится всем любящим мороженое детям. Играя в нее, ребята расслабляются и ощущают разные части своего тела.

Возраст участников: с 4 лет.

Источник: К.Фопель С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет.

Инструкция детям. Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он — вафельный стаканчик со своим любимым мороженым. Какого вы вкуса?.. А цвета?..

Вы очень вкусные; представьте, что кто-то начал вас медленно есть.

Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят!

Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и в конце концов от вас не остается ничего, что можно было бы еще съесть.

Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы показать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик целиком и полностью съеден...

И когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам снова встать.

Игра "Макароны"

Цель: снятие напряжения и обучение расслаблению.

Описание. Это короткое и приятное расслабляющее упражнение, которое очень нравится детям.

Возраст участников: с 3 лет.

Источник: К.Фопель С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет.

Инструкция детям. Станьте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы — пучок макарон, которые подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться.

Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли легким красивым клубком...

А когда я крикну «Кетчуп!», вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки и ноги и почувствовать, какие вы замечательные.

Игра "Снеговик и солнечный зайчик"

Цель: снятие напряжения и обучение расслаблению.

Описание. В этой игре дети должны распознавать различные части тела. Она развивает воображение детей и учит их ласково обращаться друг с другом. Игра расслабляет детей и приносит им много радости.

Возраст участников: с 5 лет.

Источник: К.Фопель С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет.

Инструкция детям. Найдите себе пару. Вы когда-нибудь лепили снеговика? Пусть один из вас будет снегом, а другой — скульптором.

Снег мягко и расслабленно лежит на полу.

(Обратитесь к ребенку, изображающему снег.) Снежок, почувствуй себя очень нежным и мягким. Когда скульптор будет двигать тебя за какую-нибудь часть тела, попробуй сохранять все остальные части тела неподвижными. Расслабь часть тела, которую двигают, чтобы твоему партнеру было легче слепить из тебя красивого снеговика. Когда он придаст тебе определенную форму, попробуй застыть в ней, словно ты обледенел.

(Обратитесь к скульптору.) Представь, что ты в теплых перчатках — когда будешь лепить снеговика, твои руки не должны замерзнуть. Мягко возьми снег за руку. Положи ее туда, куда ты хочешь. Осторожно утрамбуй снег вокруг руки. А теперь возьми голову своего партнера. Осторожно разверни ее так, как ты хочешь, и вокруг нее также утрамбуй снег. Возьми своего друга под мышки и приподними его. Придай ему то положение, которое ты хочешь, и закрепи свою работу.

Тебе нравится, как выглядит твой снеговик? Ты еще можешь что-то аккуратно поменять, например, придать другое выражение лицу снеговика, по-другому расположить колени, пальцы и т.д. Сделай снеговика таким, чтобы ты мог сказать: «Это мне нравится!» Потом закрепи свою скульптуру. Теперь снеговик готов.

А сейчас скульптор превращается в солнечный зайчик. Солнечный зайчик излучает тепло, как солнце. Медленно шевели пальцами и изобрази руками большой круг. Медленно танцуй или ходи вокруг снеговика. Пусть тепло и свет от твоих солнечных рук падают на него, двигайся медленно, ощущая себя круглым, теплым и лучащимся...

Продолжай двигаться и излучать тепло, даже когда заметишь, что снеговик начинает таять.

Сначала снеговик стоит как замороженный, а солнечный зайчик обволакивает его светом и теплом со всех сторон.

А теперь один кусочек снеговика начинает таять: сначала тает его голова. Пусть снеговик почувствует, как мокрые капли падают с его носа на землю. Пусть подбородок снеговика упадет на грудь. Пусть растает каждый его палец... затем запястье... потом локти... плечи... колени... бедра... голени... пальцы ног...

В конце концов снеговик превратился в большую лужу воды и лежит на полу, совсем расслабленный и вялый.

(Теперь вы можете предложить детям поменяться ролями.)

Игра "Желе"

Цель: снятие напряжения и обучение расслаблению.

Описание. В эту игру хорошо играть после занятия, насыщенного движениями, а также в конце богатого событиями дня.

Возраст участников: с 4 лет.

Источник: К.Фопель С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет.

Инструкция. Вы когда-нибудь ели желе?.. Вы видели, как оно дрожит, когда  ставят на стол большую тарелку с зеленым или красным желе. Желе трясется лучше всего на свете. Некоторые люди даже называют этот десерт "трясущимся пудингом". А могли бы вы потрястись так же, как желе?

Сначала покажите, как трясутся ваши плечи...

Покажите, как трясутся ваши руки и ладошки...

Пусть ваши руки и плечи продолжают трястись, а вы покажите, как у вас трясется нога...

Попробуйте теперь совсем-совсем расслабить коленки и поболтать ногами...

А сейчас я хочу посмотреть, как вы трясетесь всем телом и медленно-медленно двигаетесь вперед... Назад...

А теперь, продолжая трястись, сделаем маленький круг по комнате...

А теперь повернитесь к одному из ваших друзей или подруг и посмотрите на то, как вы трясетесь вместе.

Давайте возьмемся за руки и потрясемся все вместе в кругу...

Наконец все замрем и громко три раза скажем: "Ммм... Это было здорово!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация : "Игры для тревожных детей"

Через игровые упражнения можно снизить у детей тревожность и повысить самооценку, создать атмосферу безопасности и доверия в группе, развить самостоятельность и уверенность в себе, обучить детей умени...

Игры для тревожных детей

ИГРЫ ДЛЯ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙУпражнения на релаксацию и дыхание...

Игры для тревожных детей

Консультация для родителей...

Игры для тревожных детей

Картотека игр для тревожных дошкольников...

Психологические игры для тревожных детей

Комплекс игр для снижения  тревожности детй дошкольного возраста...

Игры для тревожных детей

Консультация для родителей "Игры для тревожных детей"...