Консультация "Фольклор.Колыбельные песни"
консультация на тему

Матвеева Светлана Викторовна

Цель: приобщение учащихся к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью.

Задачи:

  • Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в фольклоре. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

  • Дать понятие о фольклоре, истории и значении колыбельных песен – баек, научить детей видеть в нем жизнь, внутренний мир человека и красоту природы, познакомить с героями колыбельных песен и особенностями их интонации.

  • Развивать художественно-образное мышление при восприятии колыбельных песен, фантазию, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3136_folklor.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор. Колыбельные песни

Цель: приобщение учащихся к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью.

Задачи:

  • Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в фольклоре. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
  • Дать понятие о фольклоре, истории и значении колыбельных песен – баек, научить детей видеть в нем жизнь, внутренний мир человека и красоту природы, познакомить с героями колыбельных песен и особенностями их интонации.
  • Развивать художественно-образное мышление при восприятии колыбельных песен, фантазию, творчество.

Оборудование:

Название темы,  иллюстрации с героям колыбельных песен (кот, Дрема, мама). Карточки с колыбельными песнями, кроссворд на плакате. Фонотека. Видеоаппаратура.

Тема семестра: Музыка моего народа.

Тема урока:   Фольклор. Колыбельные песни

Художественное название урока: Детских снов чудесная страна…

Эпиграф: Спокойной ночи,  сладких снов,

 Закрой глаза, под стук часов,

Усни, уйди от суеты

Пусть ангел охраняет сны…

Доска:  у.н.п. «Ой ходить сон», муз. М.Блантера  сл. М.Исаковского «Колыбельная»

Ход урока:

Приветствие, сообщение темы.

              -Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкой нашего народа, познакомимся с новыми обрядами и традициями нашего народа. В конце урока постараемся ответить на вопросы : Какой жанр украинского народного песенного  творчества  был главным на уроке?

-Ребята, скажите, какие два вида музыки мы знаем?

-(народная и композиторская)

-Какую музыку мы называем композиторской? (ответ)

-Какую народной? (ответ)

       -В народном  творчестве глубоко и правдиво отражена жизнь украинского народа с древнейших времен до наших дней. Сочиненные произведения неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. В них вложен талант и ум многих поколений. А как же называется народное творчество? Внимание  на экран!

-(ответ) Фольклор.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с детским фольклором- это творчество самих детей и произведения которые исполняются для детей.

- Слово фольклор– это английское слово, сложенное из двух слов “фольк”--народ, “лор”-- учение. Итак, фольклор – это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти произведения? Фольклор не имеет автора. Это особое искусство – народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.

-Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Появление ребенка на свет по-народному называется – родины.

-. При рождении ребенка совершается обряд крещения. Совершая его, матери как бы оберегали своих детей от недугов и нечистой силы. Как вы знаете, этот обряд сохранился до наших дней. Может быть, среди вас есть крещенные? Расскажите, что вы знаете об этом обряде? (Ответы учащихся)

- Ребята, вы знаете, что первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках – это своего рода обряд, успокаивание.

- Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола “баять”, “баить” – говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”.

-Колыбельные песни начинают петь ребенку с первых дней его жизни. В давние времена пению над колыбелью придавалось  значение оберега: считалось, что определенные интонации и слова могут уберечь младенца от болезней и других несчастий. Люди видели, что материнская песня действовала успокоительно. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, сон, дрема, приносят ребёнку покой и сон.

- Одну из лучших украинских народных колыбельных песен мы послушаем. Она называется  :  у.н.п. «Ой ходить сон». Чтобы лучше понять песню, проникнуться мы прочитаем содержание  в учебнике (читает ученик).Послушайте и попробуйте почувствовать настроение этого произведения. С помощью каких средств  музыкальной выразительности передается содержание.(Слушание)

-Какое настроение передалось вам? Какие чувства выражены в песне? Темп, лад, инструментальное произведение или вокальное, динамика.

-А сейчас представьте, что вы качаете маленького братика или сестричку, а может просто свою любимую куклу.( качают)

- Существуют такие колыбельные песни, в которых к детям приходят животные и убаюкивают их. Много колыбельных песен связано с житьем домашнего кота. Был обычай  в старину- в новую колыбель с начала клали кота, качали его, а после клали в колыбель ребенка и пели ему пока он не заснет.- Для чего это делали?  (ответ)

-Ребята, но ведь колыбельные песни бывают не только народные. Многие композиторы на основе фольклора, сохраняя традиции, написали свои колыбельные песни. Какие вы знаете современные композиторские  колыбельные песни?  (  Спят усталые игрушки, умка).С одной из композиторских песен мы познакомимся. Музыка Матвея Блантера  слова Михаила Исаковского « Колыбельная». Слушая песню обратите внимание на сходство и отличия народной и композиторской колыбельных.( Слушание)

-В чем сходство и отличие? ?  (ответ) Ощутили  ли вы влияние народной песни? (ответ)

-Разминка.

-Пение.

-Итог: Какой жанр украинского народного песенного творчества был главным на уроке? Какие особенности колыбельной песни?

-Кроссворд.

Домашнее задание. Дома, пожалуйста, поспрашивайте мам и бабушек.

Какие колыбельные песни они вам пели в детстве?

Вопросы кроссворда: (по горизонтали)

  1. Устное народное творчество. Народная мудрость (фольклор).
  2. Появление ребенка на свет. Народное слово (родины).
  3. Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения (крещение).
  4. Кроватка, в которой усыпляли малышей. Старинное слово (люлька).
  5. Песня, с помощью которой убаюкивают младенца (колыбельная).
  6. Герой колыбельных песен, усыпляющий детей мурлыканием (кот).
  7. Герой колыбельных песен, которым пугали детей (волчок).
  8. Герой колыбельных песен, волшебное существо. (Дрема).

(по вертикали) главное слово урока.

 

 

 

ф 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р 

о 

д 

и 

н 

ы 

 

 

 

 

 

к 

о 

л 

ы 

б 

е 

л 

ь 

н 

а 

я 

л 

ю 

л 

ь 

к 

а 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к 

р 

е 

щ 

е 

н 

и 

е 

 

 

в 

о 

л 

ч 

о 

к 

 

 

 

 

 

 

 

к 

о 

т 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д 

р 

ё 

м 

а 

 

 

 

 

 

-Молодцы! Хорошо усвоили новую тему и быстро, правильно отгадали кроссворд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песня ученых (на мелодию "Песня первоклассника (То ли еще будет)

Эту песню можно использовать для проведения мероприятий, посвященных Году науки....

Сценарий детского фестиваля экологической песни "Песню радости и счастья мы поём тебе, Земля!"

Сценарий детского фестиваля экологической песни "Песню радости и счастья мы поём тебе, Земля!" приурчен к  IX международной акции "Спасти и сохранить"....

ПЕСНИ НЕЖНОСТИ. Колыбельные песни.

ПЕСНИ НЕЖНОСТИВ данной статье рассмотрено на сколько важно влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка. Особенно в раннем детстве, когда формируется внутренний мир ребенка....

Авторская песня для детей "Солнечная песня"

Песня отлично подойдет для детского исполнения на праздник семьи, любви и верности, также на 8 марта!...

Сценарий конкурса патриотической песни "Песни, опаленные войной"

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения...

В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.

В картотеке собраны песни для детей по темам:  ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...