Рекомендации психолога для родителей будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа) на тему

Гапоненко Марина Сергеевна

       Почему же так важно определить подготовленность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше - до поступления в школу .Много ли детей поступает в 1 класс неподготовленными? Для чего все это нужно знать? "Готовность к школе" понятие условное. Мы поможем разобраться, что же необходимо делать, чтобы помочь ребенку в предшкольный период. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_buduyushchih_pervoklassnikov.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей будущих первоклассников 

 Рекомендации составила педагог-психолог  МБДОУ №2

М.С. Гапоненко

У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе. Эти дети во втором, третьем, четвертом классах также чаще оказываются в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечаются нарушения состояния здоровья и прежде всего психоневрологической сферы.

Сегодня более половины «не готовых» к школе детей имеют низкую успеваемость, а значит, определение степени подготовленности является одной из мер предупреждения неуспеваемости. Дело в том, что хорошая успеваемость ребенка при недостаточной функциональной подготовленности организма достается, как правило, очень высокой «физиологической ценой», вызывая чрезмерное напряжение систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате — к нарушению состояния здоровья. Этим детям необходим  особый, щадящий режим и особое внимание родителей.

Недостаточная подготовленность к обучению (особенно если она связана с состоянием здоровья ребенка) вовсе не является препятствием к обучению, она является условной характеристикой важно только знать и учитывать эти особенности ребенка. Значительному числу «неготовых» детей более щадящий режим детского сада позволяет укрепить здоровье, подготовиться к школе.

Надо помнить, что готовиться к школе нужно на протяжении всего дошкольного возраста. Наши рекомендации подскажут  Вам, как формировать положительное  отношение к школе, познавательную активность,  что  нужно для  расширения кругозора ребенка, развития ориентации в окружающем мире, восприятия и ориентировки  в пространстве, развития мыслительной деятельности в предшкольном возрасте, какими способами развивать внимание, память ребенка дошкольника, что важно для развития речи, мелкой моторики рук.   

1. Если ребенок желает овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса возрастает. При отсутствии потребности  учиться (учебной мотивации) возникают многие школьные трудности.  Поэтому важно работать над формированием положительного  отношения к школе

  • Рассказывать ребенку о том, как важно учиться
  • Чему учат в школе
  • Как учились сами взрослые ( положительный опыт )
  • Говорить о том, что в школе учатся самостоятельные, смелые ребята
  • Рисовать школу   ( какой бы ты хотел видеть школу, что бы ты там  делал(а) и т.д. )


2.  Желание учиться зависит от познавательной активности,  а для этого нужно
 расширять кругозор ребенка, развивать ориентацию в окружающем мире.

  • « Живая энциклопедия» : каждую неделю усваивайте несколько значений новых слов ( их можно взять из любого словаря ), выбирайте слова по силе.
  • Игра «Кто больше?».  Задается тема, например, птицы. И вы по очереди называете известных птиц.
  • Заглядывайте в журналы, книги за новыми названиями. Делайте это с ребенком. Примерные темы:  цветы, домашние и дикие животные, города, деревья, игрушки, птицы и т.д.
  • Игра «Почемучка»: по очереди задаете вопросы друг другу и отвечаете, при условии - не говорить слова «да» и «нет», ответы должны быть по возможности полные.
  • Читайте и пересказывайте небольшие рассказы о природе, животных, временах года, человеке и его труде и т.д.
  • Делитесь впечатлениями о просмотренных кинофильмах, мультфильмах, прочитанных рассказах, сказках.
  • Игра «Бывает или нет». Вы говорите предложение, а ребенок должен сказать  бывает или нет. Например, бывает ночью солнце (нет), бывает, что птицы летают (да) и т.д.

     3. Развитие образных представлений,

восприятия и ориентировки  в пространстве 

  • Нахождение отличий на картинках
  • «Сравни». Формируем понятия:  больше, меньше, длиннее, короче, уже, шире и т.д. Для этого сравнивать любые два предмета ( тетрадный и альбомный листы, листья деревьев ). При сравнении находить сходства и различия.
  • «Разрезные картинки». Любые картинки, открытки разрезать на части, предложить задание собрать картинку, которая рассыпалась.
  • «На что похоже». Нужно назвать как можно больше предметов, похожих на круг, квадрат, треугольник, овал и т.д.
  • «Выполни по образцу». Ребенок копирует образец, сделанный из палочек (спичек ).
  • «Что это?». Вы показываете детям контурное изображение каких-либо предметов, или, наоборот, какие-то детали от них, а они должны узнать что это за предметы.
  • Копирование точек. Предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных на листе тетради, затем ребенок должен рассказать пространственное расположение точек.
  • Упражнения  на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.) выполнять с ребенком с целью выработки умения пользоваться предлогами в устной речи. Для упражнений используются предметы, находящиеся под рукой, картины. Примерные задания и вопросы: - «Положи книгу на стол…Загляни под шкаф…Встань за столом… Что расположено над столом?.. Где нарисована ваза?.. Где на картине расположена собака?..»  и т.д.
  • «Строим по образцу». Ребенок копирует башни из разноцветных кубиков.
  • Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти.
  •  «Лабиринты». Задание вывести кого-либо  из лабиринта как можно быстрее. По мере тренированности лабиринт усложняется.
  • «Узнай по контуру». Детям показывают перепутанные контурные изображения предметов, необходимо узнать все предметы по контуру.
  • «Что спрятано?». Рассмотреть картинку и найти, где спрятаны загаданные предметы.

    4. Развитие мыслительной деятельности

  • Изменение существительных по числу ( стол-столы, шкаф-шкафы, окно-окна ).
  • Понимание словесных поручений. Дать ребенку поручение, состоящее из нескольких частей. Например:  «Возьми 2 книжки, покажи мне и сразу 2 книжки убери назад».
  • «Ключ к неизвестному». Загадайте любой предмет. Ребенок, задавая вопросы, должен угадать, что это за предмет.
  • «Озаглавь рассказ». Учите придумывать названия (заголовок) маленьким рассказам. Выделять главное в рассказе.
  • Составление предложения из заданных слов ( Катя, лес, гулять, любит, в ).
  • Объяснение смысла пословиц.
  • Разгадывание загадок и их составление.
  • Разгадывание кроссвордов.
  • Задание на изменение фигур из палочек («Составить два разных квадрата из 7 палочек», «Дана фигура из 6 квадратов, надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».)

    5.  Развитие внимания

  • Делай всё сразу.  Одновременно выполнять несколько движений.   Например:  кивать головой, качать ногой, крутить указательным пальцем, рисовать круги в  тетради и одновременно считать хлопки, которыми взрослый сопровождает   рисование,  
  • «Каждой руке своё дело»    в течение одной минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники и т.д.
  • Эти упражнения  формируют у ребенка такое качество как помехоустойчивость.

  • Нахождение отличий на картинках.
  • «Делай по команде»( по хлопку ). Давать любые команды (например: поднять левую руку, кивнуть головой, моргнуть и т.д.), но нужно только по хлопку( свистку) и т.д.
  • «Опиши предмет». В течении 1-2 минут показывают и предлагают внимательно рассмотреть несколько предметов ( карандаш ,камешки, бусы, и др.), затем их закрывают и предлагают подробно описать каждый предмет, его величину, цвет.Еще один вариант – предложив рассмотреть несколько предметов, затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или добавить другие.
  • « Чего не хватает». Рассматривание картинок в журналах и нахождение отличий.
  • «Графический диктант». Ребенок работает на листе в клетку. Вы даете задание: 1 кл.- вверх, 2 кл. – вправо и т.д.( так можно строить дорожки, узоры , предметы ).
  • Простая работа. Прекрасно тренирует внимание любая мелкая работа – переборка крупы, развинчивание маленьких гаечек. Это будет интересней, если вы придумаете игровую ситуацию, например, «поможем Золушке перебрать крупу».

     6.  Развитие памяти

  • «Запомни что, где» ( зрительная память ).На столе лежат фигурки. Ребенок рассматривает их, запоминает и отворачивается. Взрослый убирает или меняет местами некоторые из них. Ребенок находит, что изменилось.
  • «Снежный ком»(слуховая память). Ребенок называет слово, вы- повторяете его и называете своё, следующий игрок повторяет первое слово, второе слово и называет своё и т.д. Кто больше запомнит.
  • Рисование по памяти (зрительная память). Взрослый рисует простой рисунок (цветочек, домик, дерево), ребенок рассматривает и повторяет по памяти или отвечает на вопросы ( Сколько лепестков у цветка?, Сколько листочков?)
  • «Фигуры». Выкладывают фигуру из спичек или палочек на столе, накрывают их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 сек, показывают ребенку. Ребенок закрывает глаза и старается посчитать количество  использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих  спичек «сфотографированную» фигуру. После сверяют правильность выполнения.

7.  Развитие речи

  • Пересказ .
  • Учить ребенка ярко, полно описывать животных, предметы, явления (можно по картинке и без нее).
  • Работать над чистотой произношения: сначала  скороговорки произносить по слогам четко, а затем – с увеличением темпа.
  • Сочинять свои сказки: об осеннем листочке, о смелом зайчике и др.


       8.  Развитие мелкой моторики рук.

  • Лепка, рисование, вырезывание, собирание мозаики.
  • Конструирование из мелких деталей.
  • Рисование разных бортиков в тетради в клетку.
  • «Езда по дорожке». Выполнять игровые задания в детских журналах, например, провести машину по дорожке,  довести зайку в свою норку.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация психолога «Советы родителям будущих первоклассников»

Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практи...

Рекомендации психолога для родителей будущих первоклассников "В школу- с радостью!"

Уважаемые родители! Данные рекомендации помогут преодалеть трудности. Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются осно...

Рекомендации педагога-психолога для родителей будущих первоклассников

Рекомендации педагога-психолога для родителей будущих первоклассников...

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «В ШКОЛУ – С РАДОСТЬЮ!»

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться...» Л. А. Венгер....

Рекомендации педагога -психолога для родителей будущих первоклассников

Материал будет полезен родителям будущих первоклассников, а так же педагогам подготовительных к школе групп....