Скоро в школу. Что можно сделать, чтобы подготовить ребенка к первому классу?
консультация (подготовительная группа) на тему

Бондина Наталья Владимировна

Консультация для родителей о психологической подготовке ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Скоро в школу.

Что можно сделать, чтобы успеть подготовить ребенка к первому классу?

    Вначале каждого учебного года перед родителями встает вопрос «как подготовить ребенка к школе?».  Одни думают, что ребенка нужно научить читать, писать и выучить таблицу умножения, другие вообще не готовятся к школе, полагая, что это процесс естественный и школа сама всему ребенка научит. Одни считают современную школу источником всех бед и передают свои страхи детям, другие прилагают множество усилий, чтобы попасть в определенную школу к определенному учителю.

    Нужно помнить о том, что школа требует от ребенка определенной подготовки и психологической устойчивости. Как заботливые родители могут помочь своему ребенку пережить этот непростой переход на новую ступень самостоятельности?

Психологические навыки первоклассника

Умение слышать 

Ребенок должен слышать с первого раза простую спокойную речь, другими словами, - иметь устойчивое внимание.  Мы сами создаем такую ситуацию, когда приучаем ребенка к повторениям одного и того же несколько раз, иногда с повышением голоса. « Ты почему меня не слышишь? – возмущаются родители, когда ребенок не реагирует на их слова и просьбы. К сожалению, можно сказать с полной уверенностью, что чаще всего это бывает зеркальным проявлением родительской позиции. « Мама, мама, ну мама, мама-а-а!» - чем чаще вы слышите это в свой адрес, тем сложнее будет ребенку научиться слышать не окрики, а просто обычную речь.

Как помочь?

Можно договориться с ребенком и провести день – соревнование « услышь с первого раза», с фиксацией счета и обязательным обсуждением итогов. Проговаривать вслух: « Я услышала тебя», когда ребенок обращается к вам с просьбой или просто с обращением.

Работоспособность

Ребенок должен быть готов к трудной и нудной работе, ведь палочки писать совсем не весело. В последнее время идет массовое сопротивление этому факту, родители переоценивают возможности изучения всего « в игровой форме», а некоторые полагают, что эта проблема учителя, ибо « он должен заинтересовать». Да, это возможно в некоторых моментах, но в маленьком коллективе и при сложных задачах. « Заинтересовать игровой формой» пять дней в неделю целый класс просто нереально. Поэтому приучать ребенка к слову « надо» необходимо заранее. Для этого подходят некоторые кружки и спортивные секции, где есть требования и дисциплина: танцы, художественная гимнастика, айкидо и тд. Развитая воля помогает, когда надо подождать, выполнять правила, следовать условиям. Если ребенок отталкивается только от « хочу» и своей спонтанности, проблемы в школе неминуемы.

Как помочь?

Перед школой это лучше всего тренируется домашними делами, постоянным выполнением одного и того же поручения ( например, мытье посуды или заправление постели), которое нужно делать не за бонусы и конфеты, а просто так, потому что ребенок уже достаточно взрослый член семьи.

Умение проигрывать.

Все дети идут в школу с намерением учиться хорошо и получать пятерки, однако отличниками становятся далеко не все. Школьная система построена таким образом, что ребенку гораздо чаще указывают на ошибки, недочеты, замечания, нежели хвалят и подчеркивают успех. Детей сравнивают, стимулируют быть « еще лучше», « делать больше», « писать аккуратнее» и так далее. Первоклассник находится в постоянной ситуации оценивания, в тревожном ожидании неуспеха и провала. Когда дети готовы к возможным ситуациям неудачи, они не падают духом, когда им делают замечания, не отчаиваются, получив плохую отметку. Их самооценка стабильна и не зависит от временных учебных неудач.

Как помочь?

Чаще играйте с ребенком в настольные игры: шашки, лото, домино, игры с картами и игровым кубиком. Задача родителей – следить за тем, чтобы правила игры соблюдались, не позволять ребенку « переходить», не поддаваться на обиды и манипуляции « так нечестно, я играть не буду», ведь правила есть правила. Если ребенок проигрывает, подбадривайте его: «Обидно, конечно, но на этот раз повезло мне», при этом искренне радуйтесь своей победе. Когда ребенок побеждает – поддержите: « Я всегда верил в тебя!» и примите свой проигрыш, показывая, что вы сохраняете высокую самооценку.

Умение общаться со сверстниками.

Находиться в одном и том же коллективе, когда дети не просто играют, как в детском саду, а выполняют поставленную задачу, отчасти конкурируют друг с другом, сложно само по себе. Это создает у ребенка страх быть неуспешным, напряжение, которое переходит в агрессию. Агрессия может быть направлена на себя, отсюда тики, энурезы, частые заболевания, либо агрессия направляется вовне, являясь причиной детских конфликтов. « Он обзывался, он первый толкнул, он сказал, что я…» - список детских жалоб бесконечен. Дети, которым трудно удерживаться в жестких рамках школы, страдают сами и являются причиной страдания других детей. Детские конфликты!

Как помочь?

Заранее приучать ребенка к дисциплине, не используя карательные методы – шлепки, изоляцию, унижение личного достоинства. Поэкспериментируйте : используйте только те дисциплинарные методы, которые доступны учителю, - строгий голос, замечания, а не лишение телевизора и подзатыльники, и вы сразу поймете вероятность школьных проблем. Если ребенок несдержан, вспыльчив, может драться и обзываться, ему очень нужна помощь тех, кто научит его жить в ладу со своими чувствами и не задевать чувства окружающих. Эта может быть помощь как специалистов, так и родителей. Детей важно научить не давать себя в обиду, не позволять себя обижать, не быть в позиции « жертвы». Чем более чувствительный и ранимый ребенок, тем позже рекомендуется отдавать его в школу, несмотря на его интеллектуальные успехи.

Социальная осведомленность и самостоятельность.

 Первые полгода ребенок не столько учится, сколько привыкает к школьной атмосфере и правилам. Шум и суматоха, лабиринты коридоров, большое количество детей и свобода передвижения пугают. Многим непривычно, неудобно, а другим просто невыносимо пользоваться общим туалетом, в котором нет дверей, и дети готовы терпеть и страдать. Другим тяжело обедать в огромной столовой при большом количестве людей, ходить одним, когда привык держать за руку бабушку. Трудно быть самостоятельным: запоминать, что и когда принести, что и к какому уроку приготовить, куда записать, куда положить и так далее. Первоклашки – это маленькие напуганные муравьишки, главная задача которых – не потеряться в школе самим, не потерять портфель. Не забрать чужую сменку, не перепутать тетрадки и невредимым вернуться домой. Социальная нагрузка – колоссальная, и родители часто ее недооценивают.

Как помочь?

Учите ребенка пользоваться социальными учреждениями. Родители в больших городах имеют множество страхов и пытаются ребенка от всего ограждать, а зря. Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно делать покупки в магазине;  выполнять разные поручения родителей – передать что-либо воспитателю, руководителю кружка; знать расписание занятий своих секций и студий; самостоятельно собирать свои  вещи, уметь приготовить себе простые блюда, оставаться дома в одиночестве на непродолжительное время и знать все правила безопасности дома. Бывайте чаще с ребенком в общественных местах: кинотеатрах, торговых центрах, музеях, где разрешайте проявлять самостоятельность: купить билет, спросить у взрослого время, поинтересоваться ценой и так далее.

Основные ошибки родителей при подготовке к школе

Учить детей писать вместо того, чтобы развивать мелкую моторику.

Нельзя до школы учить ребенка писать буквы, цифры, потому что он привыкает не правильно держать ручку, использует другую технику письма, и затем, в школе,  приходится тяжело переучиваться. « Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» - это не простой детский стишок, это реальность первоклассников и головная боль учителя. Детям приходится очень много работать с мелкой моторикой. С непривычки это непросто. Особенно учитывая тот факт, что современные дети, привыкшие к пультам, сенсорным панелям и клавиатурам, имеют большие сложности с натренированностью пальцев. Самый веселый способ развивать пальцы – это конструкторы с множеством мелких деталей. Учите ребенка штриховать в раскрасках картинки в разных направлениях, не крутя при этом рисунок: сверху вниз, слева направо, от верхней границы до нижней. Тогда ваш ребенок не будет испытывать трудности с письмом в первом классе.

Учить буквы вместо того, чтобы развивать любознательность.

Все первоклассники начинают изучать звуки и буквы заново, как будто бы никогда их не видели. Многим детям становится просто скучно и неинтересно. В итоге к концу третьей четверти изначально не читающие дети догоняют в скорости чтения многих читающих. Важно не набивать ребенка информацией – английским алфавитом, таблицей умножения, а развивать тягу к знаниям. У современных детей своеобразные способы познания: телевизор и планшет.

Родителям важно знать, что любознательность достигается действием, то есть разрешением трогать, хватать, разбирать, мастерить, рвать, строить и ломать. И называется это не « портить вещи», а « исследовать мир». Возраст, в котором начинает закладываться любознательность, - полтора года. Если будущий первоклассник чаще раза в день задает вопрос: « Чем заняться? Мне скучно», - это тревожный сигнал, значит, что-то вы упустили. Если вы просто комментируете самые разные моменты жизни, ребенок без труда узнает, какие птички летают вокруг него, какие деревья растут во дворе, из каких овощей мама готовит салат, свою фамилию и адрес, научится ориентироваться по сторонам, по времени года, суток и дням недели. Общая осведомленность первокласснику очень важна.

Также полезно развивать логику, внимание, память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы подготовить ребенка к школе"

Многие родители подготовку к школе понимают односторонне - как накопление ребенком определенной суммы знаний, и поэтому стараются обучить его чтению, письму, в общем побольше дать ему "умных" сведений...

Скоро в школу. Что можно сделать уже сегодня.

В этой статье я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудно...

Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?

Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...

консультации для родителей"Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период"

Использую при проведении родительских собраний, консультирую ссылаясь на статью....

Что можно сделать, чтобы мусора в природе стало меньше?

Что можно сделать, чтобы мусора в природе стло меньше?...

Занятие 3 «Что можно сделать, чтобы быть здоровым?»

Занятие 3 «Что можно сделать, чтобы быть здоровым?»...