Главные вкладки

    Скоро в школу. Что можно сделать, чтобы подготовить ребенка к первому классу?
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Бондина Наталья Владимировна

    Консультация для родителей о психологической подготовке ребенка к школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skoro_v_shkolu.docx20.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Скоро в школу.

    Что можно сделать, чтобы успеть подготовить ребенка к первому классу?

        Вначале каждого учебного года перед родителями встает вопрос «как подготовить ребенка к школе?».  Одни думают, что ребенка нужно научить читать, писать и выучить таблицу умножения, другие вообще не готовятся к школе, полагая, что это процесс естественный и школа сама всему ребенка научит. Одни считают современную школу источником всех бед и передают свои страхи детям, другие прилагают множество усилий, чтобы попасть в определенную школу к определенному учителю.

        Нужно помнить о том, что школа требует от ребенка определенной подготовки и психологической устойчивости. Как заботливые родители могут помочь своему ребенку пережить этот непростой переход на новую ступень самостоятельности?

    Психологические навыки первоклассника

    Умение слышать 

    Ребенок должен слышать с первого раза простую спокойную речь, другими словами, - иметь устойчивое внимание.  Мы сами создаем такую ситуацию, когда приучаем ребенка к повторениям одного и того же несколько раз, иногда с повышением голоса. « Ты почему меня не слышишь? – возмущаются родители, когда ребенок не реагирует на их слова и просьбы. К сожалению, можно сказать с полной уверенностью, что чаще всего это бывает зеркальным проявлением родительской позиции. « Мама, мама, ну мама, мама-а-а!» - чем чаще вы слышите это в свой адрес, тем сложнее будет ребенку научиться слышать не окрики, а просто обычную речь.

    Как помочь?

    Можно договориться с ребенком и провести день – соревнование « услышь с первого раза», с фиксацией счета и обязательным обсуждением итогов. Проговаривать вслух: « Я услышала тебя», когда ребенок обращается к вам с просьбой или просто с обращением.

    Работоспособность

    Ребенок должен быть готов к трудной и нудной работе, ведь палочки писать совсем не весело. В последнее время идет массовое сопротивление этому факту, родители переоценивают возможности изучения всего « в игровой форме», а некоторые полагают, что эта проблема учителя, ибо « он должен заинтересовать». Да, это возможно в некоторых моментах, но в маленьком коллективе и при сложных задачах. « Заинтересовать игровой формой» пять дней в неделю целый класс просто нереально. Поэтому приучать ребенка к слову « надо» необходимо заранее. Для этого подходят некоторые кружки и спортивные секции, где есть требования и дисциплина: танцы, художественная гимнастика, айкидо и тд. Развитая воля помогает, когда надо подождать, выполнять правила, следовать условиям. Если ребенок отталкивается только от « хочу» и своей спонтанности, проблемы в школе неминуемы.

    Как помочь?

    Перед школой это лучше всего тренируется домашними делами, постоянным выполнением одного и того же поручения ( например, мытье посуды или заправление постели), которое нужно делать не за бонусы и конфеты, а просто так, потому что ребенок уже достаточно взрослый член семьи.

    Умение проигрывать.

    Все дети идут в школу с намерением учиться хорошо и получать пятерки, однако отличниками становятся далеко не все. Школьная система построена таким образом, что ребенку гораздо чаще указывают на ошибки, недочеты, замечания, нежели хвалят и подчеркивают успех. Детей сравнивают, стимулируют быть « еще лучше», « делать больше», « писать аккуратнее» и так далее. Первоклассник находится в постоянной ситуации оценивания, в тревожном ожидании неуспеха и провала. Когда дети готовы к возможным ситуациям неудачи, они не падают духом, когда им делают замечания, не отчаиваются, получив плохую отметку. Их самооценка стабильна и не зависит от временных учебных неудач.

    Как помочь?

    Чаще играйте с ребенком в настольные игры: шашки, лото, домино, игры с картами и игровым кубиком. Задача родителей – следить за тем, чтобы правила игры соблюдались, не позволять ребенку « переходить», не поддаваться на обиды и манипуляции « так нечестно, я играть не буду», ведь правила есть правила. Если ребенок проигрывает, подбадривайте его: «Обидно, конечно, но на этот раз повезло мне», при этом искренне радуйтесь своей победе. Когда ребенок побеждает – поддержите: « Я всегда верил в тебя!» и примите свой проигрыш, показывая, что вы сохраняете высокую самооценку.

    Умение общаться со сверстниками.

    Находиться в одном и том же коллективе, когда дети не просто играют, как в детском саду, а выполняют поставленную задачу, отчасти конкурируют друг с другом, сложно само по себе. Это создает у ребенка страх быть неуспешным, напряжение, которое переходит в агрессию. Агрессия может быть направлена на себя, отсюда тики, энурезы, частые заболевания, либо агрессия направляется вовне, являясь причиной детских конфликтов. « Он обзывался, он первый толкнул, он сказал, что я…» - список детских жалоб бесконечен. Дети, которым трудно удерживаться в жестких рамках школы, страдают сами и являются причиной страдания других детей. Детские конфликты!

    Как помочь?

    Заранее приучать ребенка к дисциплине, не используя карательные методы – шлепки, изоляцию, унижение личного достоинства. Поэкспериментируйте : используйте только те дисциплинарные методы, которые доступны учителю, - строгий голос, замечания, а не лишение телевизора и подзатыльники, и вы сразу поймете вероятность школьных проблем. Если ребенок несдержан, вспыльчив, может драться и обзываться, ему очень нужна помощь тех, кто научит его жить в ладу со своими чувствами и не задевать чувства окружающих. Эта может быть помощь как специалистов, так и родителей. Детей важно научить не давать себя в обиду, не позволять себя обижать, не быть в позиции « жертвы». Чем более чувствительный и ранимый ребенок, тем позже рекомендуется отдавать его в школу, несмотря на его интеллектуальные успехи.

    Социальная осведомленность и самостоятельность.

     Первые полгода ребенок не столько учится, сколько привыкает к школьной атмосфере и правилам. Шум и суматоха, лабиринты коридоров, большое количество детей и свобода передвижения пугают. Многим непривычно, неудобно, а другим просто невыносимо пользоваться общим туалетом, в котором нет дверей, и дети готовы терпеть и страдать. Другим тяжело обедать в огромной столовой при большом количестве людей, ходить одним, когда привык держать за руку бабушку. Трудно быть самостоятельным: запоминать, что и когда принести, что и к какому уроку приготовить, куда записать, куда положить и так далее. Первоклашки – это маленькие напуганные муравьишки, главная задача которых – не потеряться в школе самим, не потерять портфель. Не забрать чужую сменку, не перепутать тетрадки и невредимым вернуться домой. Социальная нагрузка – колоссальная, и родители часто ее недооценивают.

    Как помочь?

    Учите ребенка пользоваться социальными учреждениями. Родители в больших городах имеют множество страхов и пытаются ребенка от всего ограждать, а зря. Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно делать покупки в магазине;  выполнять разные поручения родителей – передать что-либо воспитателю, руководителю кружка; знать расписание занятий своих секций и студий; самостоятельно собирать свои  вещи, уметь приготовить себе простые блюда, оставаться дома в одиночестве на непродолжительное время и знать все правила безопасности дома. Бывайте чаще с ребенком в общественных местах: кинотеатрах, торговых центрах, музеях, где разрешайте проявлять самостоятельность: купить билет, спросить у взрослого время, поинтересоваться ценой и так далее.

    Основные ошибки родителей при подготовке к школе

    Учить детей писать вместо того, чтобы развивать мелкую моторику.

    Нельзя до школы учить ребенка писать буквы, цифры, потому что он привыкает не правильно держать ручку, использует другую технику письма, и затем, в школе,  приходится тяжело переучиваться. « Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» - это не простой детский стишок, это реальность первоклассников и головная боль учителя. Детям приходится очень много работать с мелкой моторикой. С непривычки это непросто. Особенно учитывая тот факт, что современные дети, привыкшие к пультам, сенсорным панелям и клавиатурам, имеют большие сложности с натренированностью пальцев. Самый веселый способ развивать пальцы – это конструкторы с множеством мелких деталей. Учите ребенка штриховать в раскрасках картинки в разных направлениях, не крутя при этом рисунок: сверху вниз, слева направо, от верхней границы до нижней. Тогда ваш ребенок не будет испытывать трудности с письмом в первом классе.

    Учить буквы вместо того, чтобы развивать любознательность.

    Все первоклассники начинают изучать звуки и буквы заново, как будто бы никогда их не видели. Многим детям становится просто скучно и неинтересно. В итоге к концу третьей четверти изначально не читающие дети догоняют в скорости чтения многих читающих. Важно не набивать ребенка информацией – английским алфавитом, таблицей умножения, а развивать тягу к знаниям. У современных детей своеобразные способы познания: телевизор и планшет.

    Родителям важно знать, что любознательность достигается действием, то есть разрешением трогать, хватать, разбирать, мастерить, рвать, строить и ломать. И называется это не « портить вещи», а « исследовать мир». Возраст, в котором начинает закладываться любознательность, - полтора года. Если будущий первоклассник чаще раза в день задает вопрос: « Чем заняться? Мне скучно», - это тревожный сигнал, значит, что-то вы упустили. Если вы просто комментируете самые разные моменты жизни, ребенок без труда узнает, какие птички летают вокруг него, какие деревья растут во дворе, из каких овощей мама готовит салат, свою фамилию и адрес, научится ориентироваться по сторонам, по времени года, суток и дням недели. Общая осведомленность первокласснику очень важна.

    Также полезно развивать логику, внимание, память.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Чтобы подготовить ребенка к школе"

    Многие родители подготовку к школе понимают односторонне - как накопление ребенком определенной суммы знаний, и поэтому стараются обучить его чтению, письму, в общем побольше дать ему "умных" сведений...

    Скоро в школу. Что можно сделать уже сегодня.

    В этой статье я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудно...

    Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?

    Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...

    Занятие "Что можно сделать, чтобы быть здоровым?"

    Занятие "Что можно сделать, чтобы быть здоровым?...

    консультации для родителей"Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период"

    Использую при проведении родительских собраний, консультирую ссылаясь на статью....