Сообщение на тему "Взаимодействие родителей и педагогов в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению"
консультация (младшая группа) на тему

Штабеева Валентина Петровна

Адаптация детей в дестком саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАВЕРЯЮ___________

                                  Заведующий МДОУ «Детский сад №1

                                  комбинированного вида» ЗАТО Шиханы

 Синусова Н.Н

Сообщение

на тему

«Взаимодействие родителей и педагогов в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению»

(родительский клуб «Зеленый огонек»)

Подготовила : воспитатель Штабеева В.П.

                                        Дата проведения : 26.11.2012г.

Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты и поэтому дети раннего возраста часто болеют.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:        внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Прежде чем отдать ребенка под опеку педагогов яслей, необходимо провести соответствующую подготовку. Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, мы, воспитателе сможем быстро найти и индивидуальный подход к нему.

Кроме того, важно знать, что различают три степени прохождения адаптационного периода:

* Легкая степень адаптации: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, самостоятельно идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком до 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.

* Средняя степень адаптации: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость не более двух раз сроком до 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменяется или частично снижается.

* Тяжелая степень адаптации характеризуется значительной длительностью от двух до шести месяцев и более, и тяжестью всех проявлений: поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду, нарушение сна, питания, проявление отрицательных эмоций в общении, боязнь пространства, частые заболевания, снижение веса.

Мы стремимся к тому, чтобы период адаптации к новой среде у наших детей принимал легкую стелены и стараемся предупредить и не допустить проявлений тяжелой формы адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному привыканию его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к посещению детского сада; формировать навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Длительность периода адаптации зависит от ряда многих причин:

-        от особенности высшей нервной деятельности и возраста ребенка

-        от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы

-        от состояния здоровья

-        от резкого различия домашней и садовской обстановки

-        от разницы в методах воспитания.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, педагог обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Известно, что поступление ребенка в дошкольное учреждение вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, эмоциональное благополучие, налаживание взаимоотношении с педагогами и сверстниками. Эти тревоги закономерны, т.к. поступление в детский сад - сложный период в жизни младшего дошкольника. Его жизненный опыт не велик и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями. Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. Ведь поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая комната, незнакомые дети, чужие взрослые-педагоги, музыкальный руководитель, медицинская сестра.

В первые дни предлагается приводить ребенка на несколько часов. Мама остается в группе, чтобы поиграть с малышом, помочь ему познакомиться с другими детьми и воспитателями. С каждым днем время пребывания увеличивается, для эмоциональной стабильности можно дать ребенку домашнюю игрушку или книжку - «кусочек дома». Постепенно малыш привыкает к окружающим его взрослым и детям, начинает участвовать в занятиях, играть с детьми, обедает. На второй неделе остается на дневной сон. Необходимо дать ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым правилам, к отсутствию мамы.

Уже в первые недели пребывания в детском саду малыш чувствует постоянную помощь и заботу о нем со стороны взрослых, их готовность приласкать, успокоить. Чем скорее ребенок почувствует доверие к воспитателю, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни.

В адаптационный период важно заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности, ему необходимо знать, что его ждут в детском саду: ему рады и взрослые, и дети, и игрушки.

Известно, что маленький ребенок очень нуждается в ощущении защищенности, которое, как правило, связано с домом, родителями, самым близким человеком - мамой. Когда малыш впервые приходит в детский сад, он остро переживает расставание с семьей. Это нормальное явление. Комфортность психологического и физиологического состояния ребенка восстанавливается быстрее, если ему ежедневно внушают мысль о том, что его очень ждут в детском саду, хотят с ним поговорить, поиграть, показать интересные игрушки и т.д. Именно ожидание ребенком чуда, чего-то интересного помогает ему быстрее адаптироваться. Приход в детский сад должен быть личностно мотивированным желанием ребенка, у него должно возникнуть ощущение того, что он сам выбрал приход сюда.

Очень важно помочь малышу почувствовать себя спокойно в коллективе сверстников. Это достигается с помощью обстановки, радующей и восхищающей ребенка, побуждающей его делиться своими впечатлениями с окружающими.

Для того чтобы облегчить этот период, сделать его менее болезненным и узнать об интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития - в помощь воспитателю предлагаются анкеты. Так же проводятся родительские собрания, беседы, консультации, папки-передвижки, выставки, патронат детей.

Чтобы ребенок как можно быстрее привык к детскому саду, воспитатели и родители должны взаимодействовать в одном направлении.

Самое главное - положительный настрой на посещение детского сада: если вы верите, что детский сад - это самое лучшее место на земле для вашего малыша, так же будет считать и он, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а целью выяснить, как вам лучше скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка. Поддерживайте малыша в период адаптации, меньше обращайте внимание на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь.

Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему, и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы.

Терпения Вам и оптимизма!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

Данные советы предназначены для родителей детей раннего возраста, которые собираются вести своего ребёнка в детский сад впервые  Прислушаясь к данным советам, родители смогут подготовить малыша ...

Взаимодействие родителя и воспитателя в период адаптации ребенка старшего дошкольного возраста и его социализация в детском коллективе.

Статья посвещена адаптации и социализации ребенка старшего дошкольного  возроста в детском саду. В статье приводятся примеры из жизни  и даются практические рекомендации по решению дан...

Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учрежденииПочему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?Вопрос ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для педагогов на тему:«Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения».

Первоочередной задачей педагогического коллектива стоит планомерная работа по социально-личностному развитию ребенка. Успешное решение психосоциальных проблем позволяет личности обогатиться новым поло...

Памятка родителям 1 на период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Дорогие родители, следуйте рекомендациям специалистов для снижения тревожности детей в период адаптации....

Памятка родителям 2 на период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Дорогие родители, следуйте рекомендациям для снижения тревожности детей в период адаптации к дошкольному учреждению....