ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ - ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
материал на тему

Методические рекомендации родителям детей с ОВЗ по слуху.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ - ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДЛЯ  УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ  РЕБЕНКА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

   Вы приняли правильное решение – в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребенка, но и заняться формированием его речи.

Прежде чем  вы приступите к обучению, понаблюдайте за своим ребенком:

  • Какими навыками и умениями владеет малыш;
  • Соответствует ли физическое развитие ребенка его возрасту;
  • Наличие бытовых навыков (умеет ли одеться, самостоятельно есть и т. д.);
  • Какие цвета и формы различает ребенок;
  • Что различает на слух;
  • Чем занят ребенок, предоставленный самому себе, и к чему проявляет особый интерес, играет ли сам, как долго, в какие игрушки и игры, какая игрушка у него любимая, с кем играет и какую игру больше всего любит;
  • Как общается с детьми и взрослыми? Как относится к ним?
  • Какие жесты являются наиболее употребительными, чтобы их со временем заменить словом.
  • Какие обращения понимает с губ.
  • Что произносит сам.
  • Спрашивает ли вас ребенок о чем-либо, запишите, о чем именно. Это поможет вам в выборе занятий и бесед с ним.
  • Как реагирует на ваши просьбы, запреты (сразу выполняет или требует многократных повторений)?
  • О чем и как сам просит?
  • Что на него больше и лучше действует: ласка или строгость?
  • Ласков ли вообще?
  • Какой, по вашему мнению, ребенок: уравновешенный, возбудимый, быстрый или медлительный, заторможенный, веселый, угрюмый или равнодушный?

      Запишите свои наблюдения, а потом прочитайте всю запись целиком. Более понятным предстанет перед вами ваш ребенок. Начнете ли вы с ним заниматься сами или отдадите в детский сад, рекомендуем периодически повторять такого рода проверку. В этом случае вам станет яснее, чем необходимо заняться, чтобы помочь правильному развитию ребенка.

Готовность ребенка к усвоению речи:

      На первых порах обучение ребенка покажется вам непреодолимо трудным. Однако если  вы начнете его с привития бытовых навыков, у ребенка постепенно появится привычка усваивать то, чему его учат. Поэтому будет гораздо легче решать и специальные задачи, необходимые для формирования речи. Недаром говорит пословица: “Доброе начало – половина дела”.  Постепенно вы приобретете опыт обучения.

     

      Запаситесь терпением. Помните, недостаточно знать, чему ты хочешь научить ребенка. Дело в том, что, кроме знаний, для успешного обучения ребенка вам необходимо выполнить определенные педагогические условия.

      С самого начала, строго соблюдайте следующее:

- обучая, будьте сами примером поведения для ребенка; показывайте действия, которым вы хотите научить его; добивайтесь возможно более точного подражания со стороны ребенка;

- внимательно следите за тем, чтобы требования, предъявляемые вами или другими членами семьи, были всегда одинаковыми (одинаковый порядок умывания, одевания, сохранение одной и той же позы за столом, обращение с игрушками). Разнобой в требованиях помешает ему овладеть тем или иным умением.

      Эти главнейшие условия успешного обучения вы должны соблюдать во всех случаях: обучая умению играть, говорить, считать, строить и т. д.

      Помните: нарушив их в силу каких-либо даже важных обстоятельств или просто уступив капризу ребенка, вы не только теряете то, что было достигнуто, но, что еще важнее, воспитываете у ребенка неправильное отношение к вашим требованиям. Они перестают быть для него обязательными.

   Сумейте ласково, но твердо проявить непреклонность в отношении выполнения предъявляемых вами требований; добивайтесь правильного, точного следования образцу действий, поведения.

      Приучайте ребенка точно следовать вашим требованиям на начальном этапе воспитания, когда ребенок еще мал, а требований сравнительно немного и они сравнительно просты, –  вы облегчите себе последующий процесс воспитания, когда требований будет больше, и они будут более сложными.

  1. Установление твердого режима:  

      Первое условие правильного воспитания - точное следование установленному режиму, а также соблюдение определенных норм поведения, принятых и  обеспечивающих в семье согласие, дружбу, спокойную жизнь.

      В связи с особенностями развития вашего ребенка, вам необходимо специально договориться со всеми членами семьи, начиная от младших школьников до бабушек и дедушек, о некоторых моментах, связанных с воспитанием. Это касается соблюдения режима проведения специальных занятий, правил общения с ребенком.

 

Примерный   режим   дня ребенка от 1,5 до 3 лет

8.00—8.30

Подъем и утренний туалет.

8.30—9.00

Завтрак.

9.00—9.30

Занятие-игра с кем-либо из взрослых (с 5—7-минутным перерывом).

10.00—12.00

Прогулка, во время которой выполняются физические упражнения (5—10 мин), игры подвижные (15—20 мин), наблюдения (5—7 мин).

12.30—13.00

Самостоятельные игры.

13.00

Обед.

13.30—15.30

Сон (при открытой форточке).

15.30—15.45

Игры с ребенком.

16.00

Полдник.

16.30—18.30

Прогулка (физические упражнения и подвижные игры — 20—30 мин), наблюдения — 5—10 мин.

18.30—19.30

Игры (настольные).

19.30—20.00

Уборка игрушек, уголка.

20.00

Ужин.

20.30

Подготовка ко сну.

21.00

Сон.

  Используя этот примерный режим с учетом распорядка, установленного в вашей семье, составьте режим дня для своего ребенка и сделайте его выполнение обязательным.

  1. Правила, следование которым поможет вам выполнить программу воспитания, начиная с бытовых навыков:

  • Приучение ребенка к последовательному складыванию одежды и последовательному одеванию.

  • Порядок умывания: сначала засучить рукава, затем взять свое полотенце, которое должно быть повешено так, чтобы ребенок мог его достать. В зависимости от возможностей ребенка он либо должен сам открывать кран, либо подставлять руки под струю воды, взять мыло, намылить руки, положить мыло на место, сполоснуть руки, отряхнуть их, вытереть досуха.

  • За столом: съедать все до конца (при этом вы должны учитывать аппетит ребенка). Мыть руки перед едой. После еды положить ложку в тарелку, вытереть губы салфеткой, кивком головы поблагодарить. Салфетку положить на место.  

      Все это лишь примерные требования. Важно, чтобы вы отнеслись к ним серьезно, не считали их мелочью. От выполнения этих требований зависит собранность, аккуратность взрослого человека.  

           

Первые специальные задачи обучения:

      Должны решаться вне зависимости от того, воспитывается ли ребенок дома или в детском саду:

в первом случае вы будете их решать сами,

во втором – содействовать их решению, помогать дефектологу и воспитателям.

      Первая задача:

Пробудить у ребенка интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Приучить его сосредоточиваться (начиная с полминуты до двух минут) на том, что вы ему показываете.

Учить его подражать вам.

Развивать его память.

Все это готовит ребенка к учению, в частности к усвоению речи.

   Вторая задача: 

Воспитывать у ребенка положительное отношение и привычку к словесному общению, будь то устное слово, слово, сказанное дактильно или предъявленное написанным.

  Научите воспринимать слово как обращение, указание к действию, слово как название предметов окружающего мира.

Навыки эти – условие успешного формирования речи.

   

  Два пути решения учебных задач:

      Во-первых, вы будете это делать одновременно с воспитанием поведения ребенка в быту, в связи с привитием ему навыков, предписанных общей программой воспитания дошкольников.

      Во-вторых, вы должны по определенной  программе проводить специально подготовленные занятия. Это будут игры и упражнения, направленные на решение всех сформулированных выше задач. Они условно называются “занятиями” в отличие от обучения в быту, потому что вы их специально планируете и подготавливаете.



Предварительный просмотр:

Значение родителей в овладении детьми речью

      Приведенная ниже диаграмма показывает, каким образом соотносится время, проводимое ребенком в условиях семьи, со временем, отведенным на целенаправленное обучение. Данные приведены для 5-летнего ребенка, которому  в возрасте 7-ми месяцев был поставлен диагноз «нарушение слуха». При этом ребенок посещает детский сад с 3-х лет. (По Бергеру, 2006 г.)



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ С РЕБЕНКОМ

          Для неслышащего ребенка, как и для любого дошкольника, основной деятельностью является игра. Поэтому занятия должны также проводиться в игровой форме. Каждую игру вы должны подчинить решению какой-то определенной учебной задачи. Это будут так называемые дидактические игры. Они ни в коем случае не должны вытеснять из режима ребенка самостоятельную игру.

   В зависимости от учебной цели, которую вы перед собой ставите, занятие можно провести сидя на полу (на ковре), перед зеркалом, на прогулке, но со временем такого рода игры-занятия нужно будет проводить только в установленном вами месте.

   Приступая к занятиям с ребенком, помните, что кроме конкретных заданий: развить у ребенка внимание, наблюдательность, умение подражать, память, подготовить к усвоению речи – перед вами стоит задача огромной важности: воспитать у ребенка интерес к учению, любознательность, умение сосредоточенно работать, радоваться успехам, преодолевать трудности.

   Начав обучение ребенка в раннем возрасте, вы должны быть очень осторожны, чтобы не утомить его, не вызвать у него неприязни к занятиям; поэтому строго придерживайтесь перечисленных ниже правил:

 1. С самого начала занятия должны проводиться весело, интересно. В процессе занятий поощряйте и подбадривайте ребенка. Постепенно приучайте его к систематическому труду – учению.  

2. Твердо помните, что обучение – это единственный путь формирования речи, не только средство развития умственных возможностей  ребенка, но и одно из могучих средств воспитания его личности, характера, умения жить в коллективе. Нельзя делать никаких уступок в соблюдении ребенком норм поведения. Кроме того, не следует забывать: воспитывая у своего ребенка навыки правильного поведения, вы непременно должны сочетать это с обучением соответствующему слову.

  К четырем-пяти годам ребенку необходимо объяснить, почему именно нельзя так поступать. Последнее как раз и приводит к формированию более сознательного поведения. Как можно скорее вводите в обиход ребенка такие необходимые в жизни слова, как хорошо, плохо, спроси, попроси, помоги, поблагодари, сделай сам, не кричи, молодец и т. д.

   Как ни коротки и ни просты ваши занятия с ребенком, вы должны обязательно к ним заранее готовиться. Подготовка к занятиям и их организация происходят так.

   Если другие члены семьи смогут заниматься с ребенком, разделите между собой обязанности по обучению. Например, отец утром делает с ребенком зарядку (это одновременно и упражнение на развитие подражания), выполняет гимнастические упражнения или проводит игру. Мать играет, упражняя и развивая его внимание, умение подражать на другом материале. Бабушка займется этим же на прогулке, используя для этой цели другую игру. После обеда сестренка или брат поиграет с ним. Придя с работы, отец, а перед сном мать уделяют ребенку по 5–10 минут на упражнения в подражании. В общей сложности это не более 60–75 минут в течение дня, с большими перерывами. Нельзя заменять эти несколько коротких занятий двумя (по 40–30 мин).

   С ребенком двух лет можно заниматься, начиная с 5–8 минут с последующими десятиминутными перерывами, в общей сложности не более 25 минут.

   С ребенком 3–4 лет – 35–40 минут (два занятия с десятиминутным перерывом между ними).

 

  Для каждого занятия необходимо подбирать упражнения, разнообразные по содержанию, форме и характеру проведения; так, вы включаете в первое занятие одну игру на развитие подражания, другую – на развитие памяти или совершенствование внимания. На втором занятии – упражнения на развитие дыхания, голоса, слухового восприятия или обучение чтению. Чередуйте порядок упражнений: сегодня начинайте с подражательных игр, завтра – с игр на развитие внимания, в другой день – с обучения произношению.

  Не перегружайте ребенка упражнениями, даже если они разнообразны и интересны ему. Следите, чтобы ребенок не утомлялся. Ребенок начал вертеться, отвлекаться, зевать – значит, он устал. Чередуйте упражнения, связанные со зрением, с упражнениями на осязание; упражнения, которые ребенок выполняет сидя, с такими, в которых ему придется двигаться; упражнения, требующие от ребенка сосредоточения и большого внимания, с полным отдыхом.

   Начинайте и заканчивайте занятие по твердо установленному сигналу. Например, поднятие руки, хлопки или складывание рук на коленях, при этом говорите: “Будем играть” или “Будем заниматься”. Закончив занятие, скажите: “Конец” или “Всё”. Если вы не установите такой порядок с самого начала, дальше будет сложнее, и организация занятий будет отнимать у вас много времени и сил.

  Помните: если вы дали сигнал к началу занятий, больше отвлекаться нельзя до тех пор, пока не дадите другой сигнал – отбой. Заметив усталость ребенка, давайте этот сигнал. Не ждите, чтобы ребенок сам прекратил занятие.

   Переходя к новым упражнениям, не забывайте повторять проводившиеся ранее. Чем младше ребенок, тем чаще необходимо повторять одни и те же упражнения и игры.

   С вечера записывайте в специальную тетрадь план занятий с ребенком на следующий день. При этом сделайте так: план напишите на левой стороне развернутой тетради. Каждое задание пишите в строчку. С правой стороны тетради против каждого задания записывайте, какие трудности вы испытывали при обучении, какие затруднения возникали у ребенка. Эти записи помогут вам разобраться в проделанной работе, помогут в подготовке к последующим занятиям. Кроме того, показав их специалистам, вы сможете получить конкретные указания и помощь, которая будет не просто советом, а квалифицированной консультацией, с учетом особенностей вашего ребенка. Записывайте, что и как вы сказали, в какой форме обратились к ребенку, как он реагировал. Отмечайте, сколько раз повторили то или иное слово, пока он запомнил. Это важно для того, чтобы вы овладели разными приемами обучения. Не надейтесь на свою память и записывайте все мелочи. Не пишите общие слова: “Быстро усвоил. Внимательный. Плохо смотрел”, а подробно. Например: “Два раза сделал упражнение, в третий раз не захотел, убежал; внимательно смотрел и не отвлекался; с флажками охотно делает упражнения на развитие движений, а без них не хочет поднимать руки; нанизывает кольца на стержень верно; в подборе цвета ошибается (напишите, какие именно цвета он путает). Показывает вместо р знак н, но, когда ему медленно показали, как нужно сложить пальцы, исправил ошибку сам”. Прочитав такие подробные записи, специалист даст вам конкретные указания, как исправить ошибки, как преодолеть трудности. Вы будете усваивать и совершенствовать методику обучения.

   Записывайте побольше, поточнее, не откладывая. Память упустит детали, а в деле обучения они очень важны.

Игровой уголок дома

  Оформляя уголок для игрушек, постарайтесь сделать так, чтобы в нем можно было проводить и занятия. Расположите его поближе к свету, постелите коврик. Поставьте  столик, соответствующий росту ребенка, повесьте одну-две цветные репродукции, изображающие животных, натюрморт, пейзаж. На специальной подставке или на окне, поставьте цветы, но так, чтобы ребенок мог их достать и поливать. Прибейте полочку, расставив на ней игрушки; когда ребенок научится различать буквы, к каждой игрушке подставьте табличку с ее названием. От вас зависит научить ребенка выполнять все доступные его возрасту обязанности, связанные с содержанием в порядке уголка.

   В специальной коробке храните все необходимые пособия: игрушки, картинки, таблички со словами, которые вы используете на занятиях. Разложите их по коробкам, конвертам, сделайте на них соответствующие надписи. Повесьте в уголке наборное полотно (см. рис.). В него вставьте несколько обиходных выражений, которые могут понадобиться в ходе занятий. По мере усвоения ребенком слов и выражений вы будете их пополнять и менять. Это будут ваши обращения к нему и несколько слов, которыми он должен научиться пользоваться в общении.  

image004

   

   Например, дай, на, нельзя, спасибо, хочу спать, будем играть и т. д.; сделайте несколько фотографий членов семьи, выполняющих различные действия: ест, пьет, спит, смеется, плачет, зевает, играет, бежит; сделайте соответствующие подписи к ним и повесьте: Вова ест. Ира пьет. Лида спит. И т. д.

   В ящике для занятий должны быть следующие предметы:

1)    Нарядный    мешочек   для мелких игрушек.

2)   Кукла   с   набором   разнообразной одежды; кроватка с матрацем, постельное белье. Столик и стул для куклы. Шкаф. Буфет. Посуда. (Желательно, чтобы куклы были разного размера, их можно было бы сажать, укладывать спать, умывать, купать).

3) Башенки (пирамидки), состоящие из трех-четырех до шести-восьми шариков или колец (две башенки однотонные и две цветные).

4) Разборные цветные матрешки, начиная с трехместных для детей младшего возраста до пяти-шестиместных для более старших.

5)  Кубики-вкладыши.

6) Цветные кубики (16 или 25 штук).

7) Мозаика.

8) Парные картинки.

9) Различные лото (по возрасту).

10) Другие образные и развивающие игрушки и игры.

11) Таблички со словами, которые вы используете в общение с ребенком на занятиях.

12) Пособия для развития дыхания и голоса.

13) Лото слов и фраз для обучения чтению и чтению с губ. Их вы можете изготовить сами. На большой карте в клетках пишите простым печатным крупным шрифтом по 4–6 слов. На отдельных карточках (для покрытия) напишите те же слова. Поскольку предметное лото легче приобрести и изготовить, вы для лото-слов используйте названия действий, обиходные выражения.

 

Например:

Бежит

Идет

Несет

Можно

Нельзя

Спасибо

   Разумеется, все  пособия вы приобретаете и заготавливаете постепенно. На занятиях вы их используете периодически, меняете и вновь возвращаетесь в соответствии с учебными задачами, которые будут стоять перед вами.

   Чтобы успешно проходило обучение ребенка, вы должны знать следующее.

  Дети отличаются друг от друга по способности чувствовать, запоминать, мыслить: есть рассеянные, есть наблюдательные; одни быстрее запоминают и затем быстро забывают, другие, наоборот, дольше заучивают, но и помнят потом дольше, прочнее.

   Эти индивидуальные различия влияют на развитие ребенка, на продвижение его в обучении, в усвоении речи.

  Если ребенок еще не посещает детский сад, надо проводить занятий побольше; больше надо проводить занятий и тогда, когда он будет у вас на каникулах. Развлечения, режим, отдых ребенка при вашем участии должны стать для него средством общего развития и, в частности, речевого. Если вы в это время не будете специально уделять внимание закреплению усвоенного им в детском саду, использовать специальные средства для обогащения его представлений и сообщения ему новых слов, ребенок за время пребывания с вами не только не приобретет ничего полезного для своего развития, но и утратит уже приобретенное.

  Иногда приходится слышать: “Ну зачем я буду его учить, пусть его в детском саду научат!”

  Необходимо помнить, что занимаясь с ребенком дома, вы тем самым умножите результаты его воспитания и обучения, даже если он посещает детский сад. Не подменять воспитателей и дефектолога, работающих с вашим ребенком, а действовать с ними вместе, согласованно, пользуясь их советами и указаниями, читая при этом специальную литературу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В детский сад идти пора, что нужно знать и уметь ребенку и родителю

Консультация поможет узнать для родителей, что должен знать и уметь ребенок придя в детский сад. Чем больше ребенок знает и умеет, тем легче пройдет у него адаптация....

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей».

К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и в первые годы жизни ребенка....

"Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу"

Перечень знаний и умений, необходимых для успешного перехода на ступень школьного обучения....

Что нужно знать и уметь будущему первокласснику

Для родителей детей, готовящихся к школе...

Консультация для родителей «Что нужно знать о нарушениях зрения у детей»

 Консультация для родителей«Что нужно знатьо нарушениях зренияу детей»...

Консультация для родителей «Что нужно знать о нарушениях зрения у детей»

Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьёй отличен от нормально видящего ребёнка. Перед родителями возникает задача преодоления эмоциональн...

Консультация для родителей "Что нужно знать о музыкальном слухе"

Консультация для родителей обучающихся "Что нужно знать о музыкальном слухе" может быть использована в работе музыкальными руководителями ДОУ, воспитателями....