Что такое дисграфия? Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему

Ермакова Татьяна Анатольевна

Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей будущих первоклассников

Подготовила учитель — логопед Ермакова Т. А

Коротко о нарушениях письма и чтения

       Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: окино — окно и т. п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма —дисграфия.

Что же такое дисграфия?

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

-  определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

-  соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

-  воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку?

Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.

Классификация дисграфических ошибок

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

-  пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;

-  пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;

-  пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,

-  замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;

-  замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;

-  перестановки букв и слогов: онко — окно,

-  недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;

-  наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;

-  искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;

-  слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бойчасов — бой часов, в ся—вся; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

-  нарушение смягчения согласных: болшой—большой,толко —только, умчалис — умчались, мач — мяч.

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

-  нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;

-  нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;

-  замена слов по звуковому сходству;

-  слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;

-  пропуски слов в предложении.

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

-  замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

-  замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

-  замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

-  зеркальное написание букв: с,э,ю; —  пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

  1. Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

-  безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;

-  правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;

-  обозначение смягчения согласных;

-  прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

 

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

Виды нарушений письма.

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

Выделяют следующие виды нарушений процесса письма:

  1. В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести кдисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут»
  2. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

  1. Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).

  1. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Характерные ошибки:

-  пропуски согласных;

-  пропуски гласных;

-  перестановки букв;

-  добавления букв;

-  пропуски, добавления, перестановки слогов;

-  слитное написание слов; — раздельное написание слов;

-  слитное написание предлогов с другими словами;

-  раздельное написание приставки и корня.

  1. 5.             Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи.

На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

  1. Оптическая дисграфия

Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (ы-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

Определив вид нарушений процесса письма, Вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма

Процесс письма связан с устной речью. Если у ребенка нарушено звукопроизношение, т. е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты.

Упражнения, позволяющие устранить нарушения письма, зависят от вида нарушения. Они могут быть в форме занятий, индивидуальных заданий, а лучше проводить их в игровой форме, как во время урока, так и вне, во внеклассной работе, в группе продленного дня.

  1. I.         Лексико-грамматический анализ

Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».

  1. Журналисты

Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо подсчитать количество слов в этом предложении.

  1. Какое число я задумал?

Предложить детям отгадать, какое число Я задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое Я скажу.

  1. Я начну, а ты продолжи

Играть можно парами или группой. Первый ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово — выбывает.

  1. Кто самый внимательный?

Прочитать предложение, а дети должны определить место заданного слова (какое по счету) в предложении.

  1. Тишина

Ведущий читает предложение, а детям необходимо поднять цифру, соответствующую количеству слов в этом предложении. Разговоры при этом не разрешаются, кто заговорит — проиграл.

  1. Закончи рассказ

Детям предлагают прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным.

  1. Мы — тоже

Дети шагают на месте, пока педагог (родитель) читает рассказ. В конце предложения нужно остановиться и, если по смыслу это подходит, хором сказать «Мы — тоже».

Поход в лес

Дети пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Они взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие-высокие. Ребята стали кричать друг другу «Ау». Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.

  1. II.      Слоговой анализ и синтез

Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове.

  1. Только гласные

Ведущий называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.

  1. 1,2,3,4

а)      Ребенку предлагаются картинки. Ему необходимо разложить их по группам в зависимости от количества слогов. Победит тот, кто быстрее справится с задачей.

б)     Ведущий показывает картинки, а дети выбирают в соответствии, со своим номером: 1 — в слове должен быть один слог, 2 — в слове 2 слога и т. д.

  1. Шифровальщики

а)      Выделить устно из слов первый слог

Хорек, рокот, шорох  (хорошо)

б)     Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.

Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)

III.   Фонематический анализ и синтез

В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.

  1. Угадайка

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

  1. Узнай, кто ты

Из первых звуков сложи слово.

Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец)

  1. Последний звук

Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.

Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (Учить) Хожу, дом. (Ум)

  1. Внимание, на старт!

Учитель показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.

  1. Развитие пространственного восприятия зрительного внимания, закрепление образа букв

При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти. Полезно проводить игры:

  1. Что изменилось?

Ведущий раскладывает 4−6 картинок, дети запоминают их расположение. Затем ведущий незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать, как было первоначально.

  1. Чего не стало?

Дети рассматривают и запоминают 5—6 предметов или картинок. Затем один убирается. Детям нужно назвать, чего не стало.

  1. Что добавилось?

Дети рассматривают 5−6 предметов, затем ведущий незаметно добавляет еще 1−2 предмета. Необходимо определить, что появилось.

  1. Сделай, как было

Необходимо разложить буквы, конструктор, палочки, как было первоначально.

  1. Штриховка

Заштриховать круг (любую фигуру) вертикально, горизонтально, наклонно и т. п.

  1. Художники

Разукрасить рисунки, обвести по контуру.

  1. Орнамент

Нарисовать орнамент по памяти (ведущий показывает и убирает).

  1. Скульпторы

Лепка из пластилина, глины.

  1. Мозаика

Выложить из мозаики заданную фигуру.

  1. Кто быстрей

Дети работают с пазлами. Необходимо сложить картинку как можно быстрей.

  1. Конкурс внимательных и находчивых

а)      Устное описание характерных отличительных признаков двух букв («Р» и «П», «X» и «Ж»).

б)     Обведение, раскрашивание, вырезание, демонстрация образца букв.

в)     Трансформирование букв («И» в «Ш», «Т» в «П»).

г)      Найти недостающий элемент буквы.

д)     Угадывание букв в разных положениях.

е)      Чтение по горизонтали и вертикали.

                                                                                            Подготовила учитель — логопед Ермакова Т. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое музыкальность?" (консультация для родителей)

В консультации говорится о том, что от природы дети наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше содавать максимально благоприятные условия для их развития.Прилагается памятка для...

Что такое ФГОС. Консультация для родителей

Консультация для родителей по ФГОСу...

Что такое биоэнергопластика? (консультация для родителей)

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распре...

ЧТО ТАКОЕ ЛЭПБУК (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ).

Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различные рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, к...

Что такое хорошо и что такое плохо?!. Консультация для родителей.

Что такое хорошо и что такое ллохо?Крошка сын пришели спросила кроха-Что такое хорошои что такое плохо?      В. В. Маяковский....

"Что такое хорошо и что такое плохо" Консультация для родителей

Как воспитывать ребенка,  как не ограничивать проявления ребенка, как найти грань между вседозволенностью и творческим поиском, свободой и независимостью?...