Главные вкладки

    План мастер-класса с родителями подготовительной группы на тему «Развитие воли у детей дошкольного возраста» в рамках знакомства с ФГОС (конспект, презентация, памятка).
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Кокорина Светлана Юрьевна

    Одна из важнейших задач педагога в рамках внедрения ФГОС, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ. Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся полноправными соучастниками образовательного процесса.

    Цель: обучить участников  с этапами формирования любознательности и волевых качеств у детей, развивать доверительные отношения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План  мастер-класса с родителями подготовительной группы  на тему «Развитие воли у детей дошкольного возраста» в рамках знакомства с ФГОС (конспект, презентация, памятка).

    Одна из важнейших задач педагога в рамках внедрения ФГОС, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ. Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся полноправными соучастниками образовательного процесса.

    Цель: обучить участников  с этапами формирования любознательности у детей, развивать доверительные отношения.

    Задачи:

    1. передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
    2. совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
    3. повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса; 
    4.  создание условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ:  
    5. подчеркнуть ценность этих качеств; обратить внимание на этапы их развития; замотивировать на дальнейшее сотрудничество

    Материалы: мультимедийный проектор, проекторный экран,  буклеты с методическими рекомендациями,  листы бумаги, ручки.

    Уважаемые родители! Особенное внимание в своей работе я уделяю развитию любознательности и воли  у детей. Результаты анкетирования позволили мне сделать вывод, что вы осознаёте ценность этой черты характера. Каждый ребёнок от рождения творец и исследователь.  И именно сейчас наши дети находятся на переходном этапе от любопытства к любознательности. Чего мы можем добиться совместными усилиями?

    Вначале, я бы хотела зачитать вам определение воли. ВОЛЯ — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, формировать цели и  концентрировать внутренние усилия на их достижение. Давайте попробуем представить какими качествами должен обладать волевой человек.  (ответы родителей: целеустремленность, инициативность., самостоятельность  решительность, настойчивость, организованность, самоконтроль, дисциплинированность).

    Предполагаемые результаты:

    1.  Умение самостоятельно принять решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий 

    2 Выполнять  различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия

     3. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).

    4. Мыслит креативно, принимает решения.

    Вы заинтересованы в таких результатах? Высказывания родителей: предложения, опасения. Итак, чем вы, как главные учителя в жизни ребёнка, можете помочь?

      Однако необходимо отметить, что могут возникать ситуации, когда воля и волевые качества могут у ребенка не сформироваться. Такая ситуация складывается при наличии определенных условий, таких как неблагоприятные условия жизни и воспитания в детстве: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения

    Что вы, как родители, как взрослые люди, подающие пример своему ребёнку  можете делать для развития волевых качеств? Итак, родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:

    1. не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;
    2. активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
    3. даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.

    Крайне негативно на развитии воли сказывается невозможность ребенка самостоятельно принимать важные для него решения. Особенно данная проблема обостряется в школьном возрасте. Родители не должны ничего решать за ребенка не только, они лишь могут подводить его к рациональным решениям и добиваться от него непреклонного осуществления принятых решений.

    В каждом волевом действии можно выделить два этапа. Первый - подготовительный этап, этап мысленного действия, обдумывания, на котором осознается цель, определяются пути и средства достижения цели и принимается решение; второй - исполнительный этап, на котором происходят выполнение принятого решения и самооценка выполненного действия. Подготовительный этап характерен тем, что всякое волевое действие как действие целенаправленное всегда начинается с постановки и ясного осознания цели действия. Исполнительный этап - исполнение принятого решения.

    Результатом волевого действия является достижение цели. Завершается волевое действие его самооценкой. Ребенок оценивает избранные им способы достижения цели, затраченные усилия и делает соответствующие выводы для будущего.

    Сегодня, мне бы хотелось предложить вам рассмотреть и даже опробовать на себе некоторые методики способствующие развитию волевых качеств.

    Выполнение с родителями задания «корректурные пробы» в течении 2 минут. Такие задания приучают сохранять произвольное внимание, работать сосредоточенно, точно, учиться проверять себя, находить допущенные ошибки.

    Также хочу показать и порекомендовать для практического выполнения с детьми дома такие игровые задания как:  графический диктант,  маленький жук, цифровая таблица. Договоритесь с ребенком заранее о том, что, если вы произнесете, например, слово «солдат», он должен немедленно замереть, что бы ни делал в этот момент. Либо, двигательное упражнение начинать действие, переходить к другому и заканчивать только по команде взрослого (прыгать, останавливаться, шагать…). Можно поиграть с ребенком в «молчанку»: в течение 2—3 минут предложите ему не разговаривать; ● либо – стоять на 1 месте или на одной ноге  в течение какого-то времени. ● Игра «Да» и «нет» не говорите» при ответе на вопросы взрослого.  

    Подводя итоги, мне хочется попросить вас, уважаемые родители, развивайте любознательность (это средство против рассеянности): приучайте ребенка наблюдать и замечать всё, что происходит вокруг: на улице, дома, в кино. Замечательно, если у него возникают вопросы: «Что это такое?», «Что это значит?», «Почему так происходит?».

    Спасибо за Ваше внимание, надеюсь на дальнейшее сотрудничество!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Как развивать волю у детей?

    Слайд 2

    Взрослый направляет и учит контролировать поведение ВОЛЯ — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, формировать цели и концентрировать внутренние усилия на их достижение .

    Слайд 3

    Целеустремленность Инициативность Самостоятельность Решительность Настойчивость Организованность Самоконтроль Дисциплинированность

    Слайд 10

    ИГРА "МАЛЕНЬКИЙ ЖУК". "Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

    Слайд 11

    «УПРАЖНЕНИЕ «ЦИФРОВАЯ ТАБЛИЦА»

    Слайд 12

    Упражнение «Графический диктант» Упражнение помогает: развивать произвольность психических процессов и поведения, мелкую моторику (аккуратность, прямые линии), ориентировку на бумаге (вверх – вниз – влево - вправо на определенное количество клеток), слуховое восприятие, логическое мышление («продолжи узор», соблюдая закономерность), зрительно-двигательную координацию, самоконтроль («Проверь»), увеличить скорость выполнения задания («даю 1,5 минуты на то, чтобы закончить узор, дорисовать до конца строки»). Задание: Внимательно и точно выполнять указания взрослого, правильно и аккуратно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, а затем самостоятельно действовать по указанию взрослого. «Я буду говорить насколько клеточек и в какую сторону ты будешь проводить линию, а ты внимательно слушай, после чего красиво, аккуратно и правильно начинай проводить линию». Работать систематически с разными типами узоров.

    Слайд 15

    Произвольность является базовой для осуществления учебной деятельности. Система осознанной саморегуляции включает ( предлагается п ошаговая инструкция выполнения дела): способность удерживать цель выполняемой деятельности составлять план действий представить значимые условия для выполняемой деятельности осуществить самоконтроль , скорректировать допущенные ошибки в ходе и после выполненной деятельности ЦЕЛЬ ПЛАН УСЛОВИЯ КОНТРОЛЬ



    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Noot\Desktop\demotyvacija.lt_Principai-Dieve-kuom-as-nusidejau-kad-juos-man-davei-1.jpg

    Взрослый направляет и учит контролировать поведение

    ВОЛЯ — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, формировать цели и концентрировать                          внутренние усилия                                        на их достижение. 

    Целеустремленность      

    Инициативность          

    Самостоятельность              

     Решительность

      Настойчивость  

     Организованность                

    Самоконтроль

     Дисциплинированность

    Развивайте любознательность (это средство против рассеянности): приучайте ребенка наблюдать и замечать всё, что происходит вокруг: на улице, дома, в кино. Замечательно, если у него возникают вопросы: «Что это такое?», «Что это значит?», «Почему так происходит?».

    Что делать?

    1. Приучайте к самостоятельности в выполнении заданий. Избегайте мелочной опеки и контроля!
    2. Учите сосредотачиватьсяна  поставленной взрослым задаче (во время выпол- нения домашнего задания).
    3. Учите оценивать выполнение собственной работы (нести ответственность за результат).
    4. Преодолевать трудности, а не пасовать перед ними! Переделать, если не справился.
    5. Учите слушать инструкцию и обращайте внимание ребенка на обязательность точного выполнения инструкций.

    Пример графического диктанта

    C:\Documents and Settings\First\Рабочий стол\Безымянный 2.bmp 

    Изначально ребёнок не должен видеть, что у него должно получиться. Тогда в процессе  работы у ребёнка будет работать, помимо развития волевых качеств, воображение, внимание и мышление. Также графический диктант способствует развитию умения ориентироваться на листе бумаги.

    C:\Documents and Settings\First\Рабочий стол\3.bmp

    • Полезно предлагать ребенку задание «Корректурные пробы». В них надо зачеркнуть или обвести определенную картинку, значок за время (1-2 минуты). Затем с ребенком проверяется работа, подсчитывается число пропущенных значков или неправильно зачеркнутых

    Такие задания приучают сохранять произвольное внимание, работать сосредоточенно, точно, учиться проверять себя, находить допущенные ошибки. 

    • Также: можно использовать тексты из ненужных книг (вычеркивать определенную букву или две),  упражнения на внимания из спец. книжек для развития детей, игры (мозаика, пазлы, конструктор, головоломки, анаграммы (круча – ручка…), таблицы с разбросанными числами на листе (найти по порядку), упр. «Лабиринт», задачи Зака, «Графический диктант», игры с правилами (настольные, подвижные), «Съедобное-несъедобное», «Хлопни, когда услышишь» 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование ИКТ в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

    Материал о преимуществах использования ИКТ на ОД по художественно-эстетическому развитию (музыка)...

    Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

    В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

    Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

    Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

    Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

    Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...

    Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

    Опыт работы по развитию  технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....

    Возможности воспитателя дошкольного учреждения в развитии воли у детей дошкольного возраста

    Один из основных факторов воспитания воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает ребенка к порядку, организованности, дисциплине. Одним из приемов может с...

    Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО)

    Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных ...