Возможности воспитателя дошкольного учреждения в развитии воли у детей дошкольного возраста
статья на тему

 Ирина Андреевна

Один из основных факторов воспитания воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает ребенка к порядку, организованности, дисциплине. Одним из приемов может стать планирование и подведение итогов дня. Педагогам и родителям важно помнить, воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Поэтому, капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности воспитателя дошкольного учреждения в развитии воли у детей дошкольного возраста

Подлесных И.А.,

Дошкольное детство чрезвычайно важный период в развитии человека. Развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у детей в связи с появлением новых потребностей: в общении, игре, во внешних впечатлениях. Важнейшей характеристикой сознания и деятельности является воля, которая необходима при выборе цели, принятия решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

В дошкольном возрасте в жизни детей появляется достаточное количество препятствий, преодоление которых требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения. Поэтому. Этот период в развитии человека является возрастом возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями.

Многие взрослые недооценивают волевые возможности детей, стремятся их опекать. Часто возникают ситуации, когда дети проявляют самостоятельность, взрослые пытаются сделать за детей даже самое посильное действие. Все чаще педагогов и родителей интересуют вопросы образовательной подготовки – обучение чтению, письму, счету, а воспитанию самостоятельности, настойчивости, ответственности, организованности не придают большого значения.

Один из основных факторов воспитания воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает ребенка к порядку, организованности, дисциплине. Одним из приемов может стать планирование и подведение итогов дня. Педагогам и родителям важно помнить, воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Поэтому, капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Детский негативизм возникает:

  1. когда взрослые слишком опекают ребенка;
  2. когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения.

Прежде, чем дети научатся самостоятельно ставить сознательные цели, их перед детьми должен ставить педагог. При этом, обязательным условием в достижении целей детьми – опора на их индивидуальный опыт и осознаваемые возможности применения новых знаний и умений в жизни.

Воля детей развивается в различных видах деятельности, когда они лепят, рисуют, конструируют, выполняют трудовые поручения.

Особое место в развитии воли в дошкольном возрасте занимает игра. Важнейшим компонентом сюжетно-ролевой игры является роль – выступает как образец поведения для ребенка, своеобразный эталон, с которым он соотносит собственные действия. Как отмечает Елена Олеговна Смирнова, простые игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение игровых правил. В ходе ролевой игры дети учатся ставить цели и стремиться к их достижению.

Однако, самым значимым в развитии воли является пример самого взрослого или других детей. В основе развития детей лежит подражание – ребенок подражает поступкам взрослого, его поведению. Еще более внушающее влияние оказывают окружающие дети. Поэтому, воспитателю, необходимо планировать работу по развитию воли не только с детьми, но и с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мастер-класса с родителями подготовительной группы на тему «Развитие воли у детей дошкольного возраста» в рамках знакомства с ФГОС (конспект, презентация, памятка).

Одна из важнейших задач педагога в рамках внедрения ФГОС, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ. Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, ...

Анкета для воспитателя Готовность воспитателя к работе по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

Анкета позволяет выявить уровень в мотивационном. содержательном и деятельностном компоненте при работе с детьми в области развития словесного творчества....

Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.Разнообразие образовательных конструкто...

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....

"Развитие воли у детей дошкольного возраста"

В современных условиях повышается роль волевого воспитания подрастающего поколения. Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и, особенно в дошкольные годы. Именно в...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей....