"Взаимодействие родителей и вопитателей в подготовке детей к школе."Консультация для родителей.
консультация (подготовительная группа) по теме

Матвеева Марина Александровна

 

          Дорогие родители! Вот еще на один год стали старше наши дети. Незаметно пролетит год, и в жизни детей наступит радостное время – время поступления в школу. Очень важно, чтобы десятилетие жизни детей в школе стало волнующим, заманчивым, радостным, стало бы окном в миропознание окружающей жизни, а не нудной обязанностью. А это может случиться, если учеба в школе не будет налаживаться. Плохо тогда не только детям, но и родителям.

И вот сегодня, я хотела бы поговорить об участии Вас, родителей, в учебе детей, в частности в подготовке детей к школе.

Думаю, никто из Вас не станет оспаривать того, что детей к школе готовить необходимо. Вопрос о том, как готовить? Что вообще входит в понятие «подготовленный ребенок». Вот тут-то и наблюдаются крайности. Некоторые родители так усердно готовят детей к школе, что когда наступает 1 сентября, ребенок не испытывает радости и ожидания, а лишь отвращение к своеобразным урокам в миниатюре, которые проводились дома.

Родителям порою кажется, что если научить ребенка: считать до 100, писать буквы и складывать слоги, то можно быть спокойным за подготовку детей к школе. Но я не отрицая важности умения читать, считать, держать карандаш в руке, считаю это далеко недостаточным для подготовки ребенка к школе. Более того, это еще не самое важное. А что же важнее?

Прежде всего – воспитать здорового, закаленного ребенка, чего конечно нельзя достичь за один месяц перед 1 сентября. Уже не говоря о таких дефектах, как заикание, неправильное произношение согласных звуков, неумение произнести некоторые звуки вовсе. Это приводит детей к неуравновешенности, нервозности, это сказывается на учебе. Только физически крепкие дети в состоянии справиться с нагрузкой в школе, не в ущерб своему здоровью.

Второе важное условие – забота об общем умственном развитии детей. Очень важно, поверьте, не отмахиваться от этих детских «почему», несмотря на всю нашу занятость. Важно уметь толково рассказать ребенку о том, что его интересует, тогда когда этот вопрос возник, и вообще при любом удобном случае, не навязывая специальные знания. (Приехали в лес – обратите внимание на красоту, тишину в лесу, прелесть русских березок). Многое дети услышат впервые и запомнят прочнее, чем то, что позже будут получать на уроке. Кроме того, что у ребенка расширяется представление об окружающем мире, о взаимосвязи явлений и вещей, у ребенка развивается любознательность. Поэтому, когда ребенок сядет за парту, ему будет интересно на уроке. Интересно узнать новое, установить взаимосвязь полученного на уроке с тем, что им уже было известно. Ребенок активно участвует в процессе обучения.

Школа сразу же предъявляет требования к памяти ребенка и к его мышлению. Вот учительница написала на доске первые буквы и цифры. Чтобы запомнить их начертания нужно усилие. Нужна память. Если у ребенка до школы не будет развито внимание, мало-мальски натренирована память, то плохо ему в школе. Он вечно что-то путает, постоянно забывает о самом важном. Школа не приносит радость, гаснет желание учиться. Хочется дать несколько конкретных советов, как следует развивать в детях те или иные качества и какие знания сообщать ребенку. Часто первоклашки страдают от того, что не умеют быть внимательными, не умеют слушать. Значит у них не развиты эти качества. А замечали ли Вы, как он ведет себя, когда, например, Вы даете ему какое-либо поручение, читаете книжки. Один сидит скорчившись, поминутно меняя положение рук и ног, другой может в течение 20 минут, сходить попить, отвернуться от Вас, что-то вертеть без надобности в руках. Это первые признаки неразвитого внимания. Такому ребенку будет трудно усидеть за партой, он будет получать замечания, будет прослушивать объяснения. Мы должны развивать и совершенствовать внимание. Даете детям какое-либо поручение – расспросите о последовательности выполнения. Или читаете детям произведение, поинтересуйтесь о чем в нем говориться. Тут и внимание, и мышление, и память, и связная речь. Существует много специальных дидактических игр на развитие у детей внимания, памяти, сообразительности.

Все мы знаем о том, что мышление и речь неразрывны. Речь ребенка мы также должны развивать. Есть у нас дети, которые не умеют связно излагать свои мысли, правильно понимать и излагать прочитанное или увиденное. Этим детям следует больше читать, беседовать о прочитанном, учить наблюдать окружающий мир, заучивать стихи. Программа воспитания в детском саду, предусматривает проводить обучение элементам грамоты. Дети учатся составлять предложения из двух, трех слов, выделять слова в предложении, делить слова на части, выделять звуки в словах. Дети, овладевшие такими элементами грамоты, будут грамотно писать под диктовку. Используя картинки, словесные игры «Закончи слово», «Дополни предложение», «Скажи слово с нужным звуком» и др. можно совершенствовать у детей речевую активность, быстроту и гибкость мышления.

Касаясь вопроса математической подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что она не заключается в том, что ребенок научится механически считать до 100, а чтобы ребенок понимал образование чисел в пределах 10, умел сравнивать смежные числа, называть предыдущее и последующее. Зная порядковый счет в пределах 10, состав чисел из единиц и состав чисел до 5 из двух меньших чисел. Умел делить предметы на 2-4 части, их называть и сравнивать. Ребенок учится составлять простейшие задачи и решать их, знакомится с величиной, формой, пространством и временем.

Следует сказать и о значении развития сенсомоторных аппаратов (зрения, осязания и т.д.). Это зоркость глаз: умение различать линии по длине, толщине, направлению; цвета – по оттенкам; развивать движение рук при штриховке, вырезывании, лепке, умение ощупывать предмет и узнавать его фактуру, величину, положение в пространстве; ориентироваться в пространстве листа бумаги. Ведь первокласснику с первых дней приходится с первых дней приходится слышать указания учителя (верхний правый угол клетки, нижняя строчка листа тетради, требует провести линию наискось от левого верхнего к правому нижнему углу и т.д.).

Для успешного обучения детей в школе большое значение имеет воспитание у детей самостоятельности, трудолюбия, прилежания, дисциплинированности. Обратите внимание на то, умеет ли ребенок выполнять Вашу просьбу сразу. Не приходится ли ему напоминать несколько раз.

Немаловажное значение имеет привычка быть аккуратным. Уже на второй неделе обучения учитель может сказать кто из детей аккуратен, а кто неряшлив. Об это «скажут» учебники, тетради и другие принадлежности. Если эта привычка не выработается с детства, она не появится вдруг. Если ребенок разбрасывает одежду, книги, игрушки, он небрежно будет обращаться со школьными принадлежностями. Родители будут добиваться порядка в портфеле, а результата нет, так как это следовало делать намного раньше.

Кроме всего сказанного, родители, помогайте воспитывать у детей желание учиться, интерес к школе, уважение к учителю, к его труду. Не следует запугивать детей предстоящими трудностями, строгостью учителя.

Ребенок должен идти в школу охотно.

Правильно организуйте жизнь ребенка в семье: четко определите время игр, занятий, труда, прогулок, сна.

А когда подойдет время поступления в школу, к началу учебного года организуйте дома удобное место для приготовления уроков. Будете покупать учебники, возьмите с собой малыша. Пусть он при этом будет активным участником. Нужно предложить подумать, какие учебные принадлежности ему необходимы. Предметы необходимые для школы надо готовить вместе с ребенком. Большое событие – день записи в школу. Этот день должен быть особенно торжественен. Хорошо, если в этот день ребенок будет особенно аккуратен. Первый день ученья отметьте. Украсьте комнату цветами, устройте торжественный обед или чай. Создайте праздничное настроение.

С началом занятий родителям следует закреплять у ребенка воспитанные ранее ценные качества. Создавать необходимые для учения условия, разумно помогать ребенку учиться, не мешая его самостоятельности, держать тесную связь со школой.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовки детей к школе "

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального образования выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активно...

«Роль игры при подготовке детей к школе» (консультация для родителей)

Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно ...

Подготовка детей к школе (Консультация для родителей)

Переход ребёнка из дошкольного учреждения в начальную школу – ответственный период, сопровождающийся кризисом 7 лет. Ребёнок становится более самостоятельным, начинает рассуждать, аргументировать...

Презентация «Игры для подготовки детей к школе» Консультация для родителей

Психологи считают, что более успешное развитие личностных способностей происходит тогда, когда оно сопровождается положительными эмоциями.Что же делать, чтобы ребенок рос полноценной личностью и стрем...

Статья «Особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе»

В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей. Доказывается, что одним из главных в дошкольной организации  направлением считается взаимодействие д...

«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»

laquo;Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»...

"Подготовка детей к школе" консультация для родителей

Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе....