Главные вкладки

    Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Ваш ребенок – будущий первоклассник»
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    ·        Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.

    ·        Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.

    ·        Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_-_praktikum_dlya_roditeley_podgotovitelnyh.docx55.37 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга

    «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

    Цель: Помочь родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирование  психологической готовности к обучению и подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.

    Задачи:

    • Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.
    • Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
    • Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
    • Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.
    • Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.
    • Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
    • Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

    Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах.

    Ход семинара

    1. Часть

    Ритуал приветствия

    Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.

         Педагог-психолог:  Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства.

         Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется мяч представиться (имя ребенка, свое имя отчество, место работы)

         А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и я предлагаю поиграть в игру, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

    Педагог-психолог: 

    Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да»,  если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны. Проводится  игра «Да – нет»

    Скажите громко и хором, друзья

    Деток своих все вы любите? (да)

    С работы пришли, сил совсем нет,
    Вам хочется лекции слушать здесь?
    (нет)

    Я вас понимаю… Как быть, господа?
    Проблемы детей решать нужно нам?
    (да)

    Дайте мне тогда ответ.
    Помочь, откажитесь нам?
    (нет)

    Последнее спрошу вас я
    Активными все будем?
    (да)

     Педагог-психолог: 

    Тема нашей встречи  «Школьная готовность» выбраны не случайно.

     Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том,  как же лучше подготовить наших детей к школе. Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школу: записали на подготовительные курсы. Но знаете ли вы, что для успешного обучения первоклассника важен и психологический настрой родителей? Как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно сказываются на готовности ребенка к школе.

    А сейчас предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающего школьного обучения

    «Уважаемые родители! У вас на каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребёнка:

    карточка синего цвета – испытываете  сильное беспокойство;

    карточка красного цвета – слегка волнуетесь (умеренное) проявляется иногда;

    карточка зелёного цвета – если испытываете чувство уверенности за своего ребенка (нет особого беспокойства) отсутствует вообще.

    Игра-ассоциация “Школа”

    Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”? 

    Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово “школа” и т.д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу).

    После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

     Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

     Родители  составляют “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”

    Затем предлагает познакомиться с “портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника

    2. Часть                     

      Раскрытие понятия « Что такое -  готовность ребенка к  школе»    

            Дети очень быстро растут.  И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасение, тревогу.  И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учеба.  

           В повседневной жизни готовность к школе часто понимается, прежде всего, как умение читать и считать. Такое убеждение в корне неправильно.  Часто родители слышат, от педагога ВАШ РЕБЁНОК БЫЛ НЕ ГОТОВ К ШКОЛЕ? Такой ответ обескураживает родителей: как же так, ведь их малыш сам себе читает сказки, и считает почти до ста, и даже уже пишет прописными буквами. Разве это не показатель готовности?

    А для ребёнка главное – не освоить счёт, письмо и чтение, то есть, получить конкретные учебные навыки, а развить те качества, которые пригодятся ему для освоения этих навыков в дальнейшем.

     Помните, как бы хорошо ребёнок не умел читать, писать и считать до школы – это не показатель успешности дальнейшего его обучения. В такой ситуации я цитирую

    “Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)

     Что же понимается под понятием «готовность детей к обучению в школе»?

     Прежде всего понимаются не отдельные знания и умения,  их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?

    Теоретический блок

    Школьная готовность

    Физическое развитие

    Психологическая готовность

    Педагогическая

    готовность

    (состояние здоровья, биологический возраст)

    Интеллектуальная

    Мотивационная                         Коммуникативная            

        Эмоционально-волевая

    достаточный уровень развития зрительно-моторной координации

    - подготовка к обучению грамоте, развитие речи и речевого общения;

    - подготовка к обучению математике, формирование первоначальных математических компетенций;

    - развитие крупной и мелкой моторики.

    Психологическая готовность

    Психологическая готовность  к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

     Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии – мотивация к обучению.

    Мотивационную готовность

    Важным компонентом школьной готовности считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности

    К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

    • к школе;
    • учителю;
    • к учебной деятельности;
    • к самому себе.

            Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит “хочу” Но это “хочу” будет разным.

    -    Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, “хочу портфель как у брата” или “хочу красивый пенал”.

    -   Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

            Давно известно, что заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет, ведь всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка.

    Интеллектуальная готовность

              Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи.

            Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.    

          Показателем интеллектуальной зрелости можно считать и уровень общей осведомлённости ребёнка, его кругозор и эрудицию. Осведомлённость – это показатель того, что ребёнок любознателен, хочет знать «что?», «зачем?» и «почему?». Поэтому как можно больше беседуйте с ребёнком на разные темы, отвечайте подробно на все его вопросы. Этим вы поддержите любознательность ребёнка, желание узнать что-то новое и подготовите его к восприятию учебного материала.

    Развивать мышление – значит давать пищу для ума.    Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др.

    Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

    Внимание

     Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут).

     Внимание – характеризуется целым рядом свойств. Это устойчивость, объём, концентрация, переключаемость, распределение.

            Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых много заданий типа: «найди отличия между картинками», «запутанные дорожки», «что здесь лишнее», «что перепутал художник», «найди недостающие детали» и т. п. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности.

           Главное, чтобы задания соответствовали возможностям вашего ребёнка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные могут привести к тому, что ребёнок откажется заниматься.

    Управление своим вниманием – шаг к улучшению памяти.

    Память

          Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация). Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы.      Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно. Он запоминает, не желая того.

    Дошкольный период — эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти.

            К концу дошкольного возраста у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение. У ребенка возникает произвольное внимание и в результате появляются элементы произвольной памяти.

     Элементы произвольного запоминания — это главное достижение дошкольного периода.

           Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

          Поэтому можно сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запоминать, надо всячески поощрять.

             Это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью.

             Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам

           Чтобы ребёнок был успешным в школе, прежде всего надо определить индивидуальные особенности его памяти.

           Дошкольное детство – лучший период для развития памяти. Укреплять память надо не от случая к случаю, а с помощью систематических упражнений.

    Коммуникативная готовность

    Коммуникация – общение.

    1.Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.

    2 . Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым «тихоням». Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив.

     

    Эмоционально-волевая готовность

    Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.         Учеба в школе требует внимания, терпения, настойчивости. Первоклассник должен уметь владеть собой, подчинять свои желания действительности, ему следует обладать силой воли.  Ребенок должен уметь  работать в коллективе. Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у него уже формируется такое качество как произвольность и возникает способность выполнять достаточно длительное время не очень интересное задание. К началу систематического обучения дети уже должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, т. е. «надо» может перевесить «хочу»). Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.

     Понаблюдайте за деятельностью вашего сына/дочери, например за совместной игрой со взрослыми.

    Проявляет ли ребёнок тревожность или раздражительность?

     Как реагирует на критику его действий?

    Продолжает ли игру, если у него что-то не получается?

     Проявляет ли чрезмерные эмоции, если проигрывает?

    К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

        Умение слушаться, умение следовать определённым правилам проще всего вырабатывается в процессе игры. Вам помогут обыкновенные игры типа «Дочки – матери», «Съедобное – не съедобное», «Море волнуется», «Да и нет не говорить, чёрный с белом не носить», а так же настольные игры с правилами. Ведь в этих и подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено, как определено правилами игры.

    Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия, оценить результат своего усилия.

    Ребенок должен уметь слушать и выполнять указания взрослого.

           Важная задача перед родителями – научить доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит т того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующей листок... В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.

    Развитие мелкой моторики

        Развитие мелкой моторики (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц);

        Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг.

        Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.

    Координация в системе “глаз-рука”

     координация в системе “глаз-рука” (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

    Межполушарное взаимодействие

    Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начинает легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой.

         

    Компьютерные игры и игровые приставки тренируют в основном скорость  реакции ребёнка на определённые стимулы, немного тренируют внимание, но при продолжительной игре появляются нарастающие явления утомления и как следствие – истощение нервных процессов

    Роль семьи в подготовке  ребенка к школе

           Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. Роль семьи в подготовке  ребенка к школе значительна, неоценим и вклад родителей в личностно – мотивационную подготовленность дошкольника  к школьной жизни, их уверенность в успешности своего ребенка.  Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

         Психологи утверждают, что до 7 лет дети и родители тесно связаны эмоциональной связью переживания родителей передаются детям.

         В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам.

    Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (Закон РФ «Об образовании»)

      Уважаемые родители! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным  в жизни, на формирование его системы ценностей.

       Семья дает ребенку – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.

    Значение игры в подготовки детей к школе.

              С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

           В игре у дошкольника происходит формирование личностной готовности к школе. А разнообразие содержания развивающих игр позволяет реализовать названные выше составляющие интеллектуального направления по подготовке его к школьному обучению.

    Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.

           Всё свидетельствует о том, что именно детской игре мы, взрослые, должны отдавать предпочтение и уделять внимание при подготовки ребёнка к школе. Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего. Играйте с ребенком, не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится, когда ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах. Учение будет для него радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

         Существует много игр и упражнений по развитию всех этих психических процессов, которые педагоги используют на занятиях, в свободной деятельности, на прогулках.

       А родители могут выполнять, возвращаясь из детского сада. Они так и называются «По дороге домой». Это простые игры, не требующие материальных затрат, но очень эффективные в развитии детей.

    Ребёнок должен видеть заинтересованность взрослого в ходе игр, живое участие.

    Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть.

    Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре : «хочу – делаю, хочу - нет».

    Игра с родителями “Разброс мнений”

    Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить.

    • Мой ребенок любит играть ...
    • Любимая игрушка моего ребенка ...
    • Дома мы играем ...
    • Игры могут научить детей ...
    • Мне кажется, что моему ребенку ...
    • Я считаю, что игра ...
    • Любимая игра моего ребенка ...
    • Ребенку для игры нужно ...
    • Мой ребенок боится ...
    • Мой ребенок любит ...
    • Я со своим ребенком занимаюсь ...
    • Моему ребенку трудно ...
    • Мой ребенок не умеет ...
    • Мой ребенок мечтает о ...
    • Мой ребенок в школе ...
    • Я хочу, чтобы мой ребенок ...
    • Меня волнует в моем ребенке ...
    • Положительные черты характера моего ребенка – это ...
    • Мой ребенок в детском саду ...
    • Дома я своему ребенку читаю ...
    • Я думаю мой ребенок в школе ...
    • Я рассказываю своему ребенку о школе ...
    • Любимая сказка моего ребенка ...
    • Меня радует в моем ребенке ...
    • В выходные дни я с ребенком ...
    • Я запрещаю своему ребенку ...
    • Мой ребенок умеет хорошо ...
    • С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок ...
    • Мой ребенок любит больше всего ...

    Вопросы для обсуждения

    1.От чего, по - вашему, зависит красивый почерк? Как вы помогаете ребенку развивать кисть руки?

    2.В какие познавательные игры ВЫ играете с детьми, способствующие умственному развитию?

    3. Как Вы помогаете  развивать речь вашего ребенка?

          И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.

    3. Практическая часть

    Практическое задание № 1

    Задание №1 родителям

    У вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители. Прочтите и попробуете прокомментировать их:

    Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики

    •  « Вот пойдешь в школу, там тебе... Ты, наверное, будешь двоечником”

    (утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности)

    «Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!»

    (Прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям), развиваться комплекс неполноценности и др)

    • «Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»

    (на ребенка ложится двойная нагрузка иными словами, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).

    Задание № 2

    Проблемные ситуации для родителей

    • Занимаясь в тетради. Ваш ребенок постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия?
    • Вы купили новую игру (головоломку, пазлы или др.) После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная. Ваши действия?
    • Ваш ребенок в подготовительной группе (6-7 лет) внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваши отношения к этому?

    Задание № 3

    Развитие психических процессов

    Уважаемые родители! Для того чтобы работа по развитию памяти была успешной, необходимо использовать специальные игровые задания. Хочу предложить вашему вниманию некоторые игровые упражнения, которые помогут развивать память вашего ребенка в домашних условиях.

    Память

    Игра в слова

    Вариант 1.

    Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

    Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

    Повтори!

    Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие группы ты бы разделил эти слова?

    Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: “Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели”.

    Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

    Игра « Я положил в мешок»

    В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.

    Взрослый начинает игру и говорит: “Я положил в мешок яблоки”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: “Я положил в мешок яблоки и бананы”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

    Игра «Каскад слов».

    Просим ребёнка повторять слова, начинаем с одного слова, затем называем два. Ребёнок их повторяет в той же последовательности.

    Огонь;

    Дом, молоко;

    Конь, гриб, игла;

    Петух, солнце, асфальт, тетрадь;

    Крыша, пень, вода, свеча, школа.. ит.д. до 10 слов

    Мышление

    Упражнения на развитие логического мышления

    Игра “Назови одним словом”

    - Март, апрель, январь, июнь   - это ….

    - Хлеб, молоко, колбаса, макароны  - это…

    - Стол, стул, диван, шкаф  - это…

    - Тарелка, чашка, ложка, стакан  - это…

    - Молоток, пила, топор, лопата  - это….

    - Тетрадь, учебник, ручка, альбом  - это …

    - Холодильник, утюг, пылесос, телевизор  - это

    Мышление

    «Смысловой ряд»  

     Какое будет четвёртое слово

    - Лиса-нора, медведь - (берлога)

    - Сахар- сладкий, лимон -

    - Больница – лечение, школа -

    - Осень- дождь, зима –

    - Утка- утёнок, курица –

    .

    Мышление

    Игра «Продолжить ряд»

    - Транспорт – это самолёт, ……..

    - Времена года – это зима,

    - Дни недели – это понедельник

    - Дикие животные – это медведь,

    - Домашние животные – это кошка,…

    - Обувь это – туфли, ….

    Мышление

    «Четвёртый - лишний»

     Необходимо выбрать четвёртый лишний предмет:

    - Яблоко, груша, помидор, апельсин.

    - Козлёнок, телёнок, лошадь, котёнок.

    - Шапка, кепка, пальто, косынка.

    - Карандаш, стакан, ложка, тарелка.

    - Собака, волк, кошка, коза.

    Игра «Чего нет?»

          Взрослый, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, говорит «Есть деревья».

          Ребенок, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, отвечает «Нет деревьев».

       Предлагаются существительные единственного и множественного числа: есть забор - нет забора, есть окно - нет окна, есть столы - нет столов и т.д

    Упражнения для развития памяти и внимания.

    Игра «Запрещенная цифра»

    Играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа (от 1 до 10). Перед этим выбирается одно какое – то число, которое нельзя произносить вслух, вместо него играющий хлопает  в ладоши. (затем количество запретных чисел увеличивается)

     Игра «Хлопни в ладоши».  Называем разные слова, просим детей хлопнуть в ладоши, когда они услышат название животного.

    Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, коза, мяч, кошка, стол, собака  и т.д.

    Мелкая моторика

    «Игры с рисованием». 

    Если у ребёнка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучатся письму – то предлагаем порисовать. Рисуем в воздухе квадратики , кружочки, лабиринты (наиболее интересно, когда ребёнок рисует для родителя, а родитель - для ребёнка).

    «Улитка »

    Исходное положение: указательный, средний и безымянный палец прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди? потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.

    Улитка, улитка! Высуни рога.
    Дам тебе я хлеба или молока!

    Произвольная сфера

    1.Задание «Нарисуй и зачеркни»

    На столе перед ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

    Педагог предлагает детям:

    -  Нарисовать1  прямоугольник, 3 треугольника, 1 квадрат,1 круг  и зачеркнуть третью фигуру.

    -  Нарисовать 3  круга, 1треугольник, 2 прямоугольника и зачеркнуть  вторую фигуру.

    -  Нарисовать 1 прямоугольник, 2  квадрата, 3 треугольника и зачеркнуть пятую  фигуру

    ( можно предлагать разные варианты)

    Графический диктант

     1 задание.  Отступите от точки 1 клеточку и во второй  нарисуйте 1 кружок. Пропустите клеточку. Нарисуйте столько кружков, сколько лапок у собаки. Сколько всего кружков? Дорисуйте на этой же строчке столько же кружков. Сколько всего кружков вы нарисовали? Возьмите синий карандаш и закрасьте два первых кружка и два последних. Сколько цветных кружков? Сколько осталось? Заштрихуйте эти кружки.

    2 задание. От точки отступить 2 клеточки  и в третий  нарисовать круг.  Заштриховать его. От заштрихованного кружка вправо рисуем 1 кружок и влево 1 кружок, рисуем 1 кружок над заштрихованным и под ним.

    Рефлексия «Все у меня в руках»

    А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

    Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

    - Больше всего мне понравилось…

    - В дальнейшем я буду использовать…

    - Здесь я сегодня узнал(а) нового…

    - Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

    - Неожиданным для меня сегодня было…

    3. Ритуал прощания

    Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения  «Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я …


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

      Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести...

    Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга Тема: «В школу с радостью!»

    Цель:Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к школе.Уважаемые мамы и папы!У многих родителей поступление в школу вызывает не только радость, но и опасения, тр...

    Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первокласников

    Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первокласников...

    Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

    Цель:- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.- Организация совместной работы детского сада, семьи по форми...

    Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Скоро в школу мы пойдем"

    Данный семинар-практикум предназначен для родителей детей подготовительных к школе групп. Психолог, дефектолог и логопед помогают родителям лучше понять совего ребенка, на что стоит обратить внимание....

    Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

    Консультация родителей в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирование  психологической готовности к обучению и подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе...

    Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

    Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга«Совершенствование общения педагогов и родителей» Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопрос...