Консультация для родителей
консультация на тему

Дударенкова Наталья Александровна

Родителям о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

     

       Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.

       Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А флольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.

        Поэтому очевидна необходимость использования мною произведений устного народного творчества в развитии речевой активности детей. Для этой же цели эффективно использую произведения многих детских писателей, многие из них близки к фольклору. Тем более  у малышей большой интерес к потешкам, колыбельным песням, сказкам.

        Знакомство с потешкой я начинаю иногда с беседы, с наблюдения, иногда с рассматривания картин или игрушек, иногда с объяснения новых слов.

        Например, когда выглядывает солнышко, дети сразу восклицают "О, солнышко!" Я обращаю внимание детей на то, как солнце освещает нашу комнату, "смотрит к нам в окошко", спрашиваю, нравится ли им, когда солнышко освещает их комнату, и читаю:

                      "Светит солнышко в окошко,

                        Смотрит в нашу комнату,

                        Мы похлопаем в ладоши,

                        Очень рады солнышку!"    

                                                                  (А. Барто)

         А когда оно прячется, дружно зовём:

                      "Солнышко - колоколнышко,

                        Выгляни в окошко,

                        Дам орехов кучу!"

          Тут особое внимание уделяю на то, как мы ласково зовём солнце: "солнышко - колоколнышко". Мне кажется, что именно с этих маленьких зёрнышек начинается знакомство детей с исконным богатством русской речи.

           При знакомстве с потешкой "Пошёл котик на торжок…", объясняю, что такое "торжок", спрашиваю были ли они на рынке, что купила мама. Котик поочерёдно "угощает" каждого ребёнка. Детям это очень нравится:

                      "Самому ли съесть,

                        Или Ванечке снесть?" ит.д.

           Малыши ждут, когда именно его угостит котик.

           Очень часто я использую потешки в режимных моментах: умывании, укладывании спать, одевании на прогулку, во время приёма пищи:

                      " Ай лады, лады, лады

                        Не боимся мы воды

                        Чисто умываемся,

                         Маме улыбаемся."

или               " Чистая водичка

                         Умоет Саше личико

                         Анечке - ладошки,

                         А пальчики - Антошке".

            Помогают мне произведения фольклора и в организации прогулок, наблюдений за природой, украшая речь и обогащая её, тем самым способствуют концентрации внимания детей. Например, во время наблюдения за птицами:

                       " Чики, чики, кички,

                         Берёзовые лычки!

                         Летели две птички,

                         Собой невелички.

                         Как они летели,

                         Все люди глядели.

                         Как они садились,

                         Все люди дивились".  

          Мне приятно наблюдать, что через некоторое время дети самостоятельно начинают использовать в игре колыбельные песенки, потешки.

           Очень нравятся детям подвижные игры с использованием потешек. Часто с увлечением мы играем в игру "Вороны".  Сначала понаблюдаем на прогулке, что вороны - большие, чёрные птицы; что они каркают громко "кар - кар - кар", они могут летать, могут скакать по земле.  Затем я знакомлю детей с потешкой:

                         "Вот под ёлочкой зеленой

                          Скачут весело вороны:

                          кар - кар - кар,

                          Целый день они кричали,

                          Спать ребяткам не давали:

                          кар - кар - кар,

                          Лишь к ночи умолкают,

                          И все тихо засыпают:

                          Кар - кар -  кар!"

           После этого дети, "превращаются" в  больших птичек.

           Основная цель таких игр для малышей - развивать их  речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, добиваться ими понимания значения слов, правильного их произношения.

           Очень любят дети и русские народные сказки. Старшие дети с удовольствием инсценируют сказки "Репка", "Колобок", "Курочка - ряба".                    

         Вот так в повседневной работе очень часто обращаемся к истокам русской речи.  Я думаю, что малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и нашим воспитанникам постигать окружающий мир, стать добрыми и  ласковыми, погружаться в стихию родной речи.

                   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...