Мастерская для родителей
учебно-методический материал на тему

Слипаченко Галина Владимировна

Мастерская  «Психологическая готовность школе»

 для родителей с элементами тренинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастерская  «Психологическая готовность школе»

 для родителей с элементами тренинга

Задачи:

  • Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.
  • Развивать у родителей навыки рефлексии.
  • Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.
  • Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
  • Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

Форма работы: групповая,подгрупповая

Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, игры,обсуждения, работа в небольших группах

Ход  мероприятия

1. “Самопрезентация” - оформление бейджика.

Для того, чтобы нам легче было общаться друг с другом, предлагаю вам сделать визитную карточку. Каждому из вас предоставляется удивительная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе  игровое имя. Ведь часто бывает –кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, или хочется, чтобы обращались необычно и ласково. У вас есть несколько  минуты для того, чтобы выбрать для себя игровое имя и оформить индивидуальный бейджик.Возьмите на столах все, что вам нужно, оформите  бейджик и прикрепите к одежде.

Упражнение "Комплимент" 

Для того что бы настроится  на совместную работу, и активизировать наши  положительные эмоции,я предалгаю игру «Комплимент».

Психолог : Как вы думаете, какое слово самое приятное для любого человека?

 Участники: Его имя. 

Психолог  : Когда нас называют по имени, обращаются к нам, общаются с нами, говорят нам хорошие, добрые слова - этим подтверждается наше существование, что жизненно необходимо каждому человеку. Психологи утверждают, что для благополучного развития ребенка ему необходимо не менее шести подтверждений в день. Я попрошу вас по очереди, по кругу сказать соседу, сидящему от вас по правую руку, какой-нибудь комплимент, доброе слово, просто поприветствовать, обязательно обратившись по имени. 

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем? О школе, о психологической готовности к школе.

Игра-опрос

Цель: помочь выяснить насколько хорошо вы знаете своих детей. Все присутствующие получили 3 листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.

Если

  • “Да” - красный цвет.
  • “Нет” - зеленый.
  • “Не знаю” - желтый

Вопросы

  1. Добрый ли ваш ребенок?
  2. Вежливый ли ваш ребенок?
  3. Общительный ли ваш ребенок?
  4. Щедрый ли ваш ребенок?
  5. Внимательный ли ваш ребенок?
  6. Правдивый ли ваш ребенок?
  7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
  8. Справедливый ли ваш ребенок?
  9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
  10. Ответственный ли ваш ребенок?

Отвечая на мои вопросы, я надеюсь, вы задумались о том, насколько хорошо вы знаете своих детей. Радует и то, что немало было и утвердительных ответов.

Упражнение “Снежинка”

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам.
  2. Оторвите правый верхний уголок.
  3. Опять сложите пополам.
  4. Снова оторвите правый верхний уголок.
  5. Сложите лист пополам.
  6. Оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.

Нашли? Как вы думаете, почему?

Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.

Каждый из вас индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших бейджиков. Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял.

Упражнение “Цветик-семицветик”

Предлагаю вам немного помечтать. Окунитесь в детство, когда вы были детьми. Ведь именно в этом возрасте все легко удается, нет ваших житейских “взрослых” проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А еще вера в сказку, волшебство, чудо. Вспомните сказку “Цветик-семицветик”. Представьте, что у вас в руках оказался такой волшебный цветок. Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей в конце учебного года? Запишите свои желания на разноцветных лепестках цветика-семицветика. ( на листке нарисовать цветик-семицветик и на каждом лепистке написать желание. Выполняют задание).

- Кто из вас хочет озвучить свои желания? Кто хочет что-то дополнить?

 А теперь мы посмотрим каов же портрет первоклассника?

Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели.

Как же реализовать наши желания? Как подготовить ребенка к школьному обучению?

Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре.

Игра –что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество .Развитие памяти, внимания, мышления, воображения- психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми.

Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые вы можете применять дома, чтобы подготовиться к школе.

Игра “Необитаемый остров” Задание№1 подгрыппа №1

“Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм!

На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть... Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.

Затем взрослый достает из мешочка по одному предмету и предлагает подумать и сказать, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые, даже самые несуразные варианты.

Предметы, лежащие в волшебном мешочке:

Газета, спички, дискета, колпачок от дезодоранта, ножик канцелярский, пластмассовая ложка, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, неисправный фотоаппарат.

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем.

Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт, полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг. Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление и воображение.

Игра “Действуй по инструкции”  Задание №1 подруппе №2

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.

 Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите “хорошо”!

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

Игра-ассоциация “Школа”

А теперь предлагаю вспомнить свои школьные годы.

Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово “школа” и т.д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу).(может какой то интересный момент вам вспомнится и вы с нами поделитесь)

1.СИТУАЦИИ - подгруппа №1

У вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители. Прочтите и попробуете прокомментировать их:

Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики

- “ Вот пойдешь в школу, там тебе... Ты, наверное, будешь двоечником”

(утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности)

- “ Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!”

(Прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям), развиваться комплекс неполноценности и др)

- “Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно”

(на ребенка ложится двойная нагрузка иными словами, взрослый человек, испытывая страх “унижением” делает ответственным за свою самооценку ребенка)

2.Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе.

Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом.

То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения

1.Ситуация. подгруппа №2

Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам:

"В школе двойки будут ставить"
"Играть будет некогда"
"В школе программа трудная"

Решение. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе, "даже двух слов сказать не можешь...", "Там тебе покажут!".

2.Ситуация Проблемные ситуации для родителей

  1. Занимаясь в тетради. Ваш ребенок постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия?

Повышаю голос, объясняю, что это ему необходимо для подготовки к школе.

Ставлю игрушку на стол и предлагаю показать ей, как надо заниматься.

Откладываю занятие в тетради и предлагаю немного поиграть, а потом продолжить.

Свой вариант:

2.Вы купили новую игру(головоломку, пазлы или др.) После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная. Ваши действия?

3.Ваш ребенок в подготовительной группе (6-7 лет) внезапно заявил, что не хочет идти в школу.

Игра “Разброс мнений”

Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить.

  1. Мой ребенок любит играть ...
  2. Любимая игрушка моего ребенка ...
  3. Дома мы играем ...
  4. Игры могут научить детей ...
  5. Мне кажется, что моему ребенку ...
  6. Я считаю, что игра ...
  7. Любимая игра моего ребенка ...
  8. Ребенку для игры нужно ...
  9. Мой ребенок боится ...
  10. Мой ребенок любит ...
  11. Я со своим ребенком занимаюсь ...
  12. Моему ребенку трудно ...
  13. Мой ребенок не умеет ...
  14. Мой ребенок мечтает о ...
  15. Мой ребенок в школе ...
  16. Я хочу, чтобы мой ребенок ...
  17. Меня волнует в моем ребенке ...
  18. Положительные черты характера моего ребенка – это ...
  19. Мой ребенок в детском саду ...
  20. Дома я своему ребенку читаю ...
  21. Я думаю мой ребенок в школе ...
  22. Я рассказываю своему ребенку о школе ...
  23. Любимая сказка моего ребенка ...
  24. Меня радует в моем ребенке ...
  25. В выходные дни я с ребенком ...
  26. Я запрещаю своему ребенку ...
  27. Мой ребенок умеет хорошо ...
  28. С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок ...
  29. Мой ребенок любит больше всего ...

 Ритуал прощания «СВЕЧА»

Передавая свечу по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я ...”

Рефлексия “Все у меня в руках”

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Ваши ответы остануться в ваших руках!

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская для родителей "Рисуем все семьёй"

Мастерская для родителей "Рисуем всей семьёй" Цель:Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей, как источника развития детей....

Творческая мастерская для родителей "В мире детских эмоций"

Практическое занятие с родителями направленное на создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах эмоционального развития  детей....

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастерская для родителей "Рисуем вместе с семьей"

Мастер класс для привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей, как источника развития детей....

Мастерская для родителей

Презентация предназначена для родителей.  В презентации даются практические рекомендации по использованию соленого теста в домашних условиях....

"Мастерская для родителей" - как инновационная модель взаимодействия специалистов детского сада с семьей.

В статье представлен опыт проведения мастерской для родителей детей с особенностями в познавательном развитии, как возможность получить  практическую консультацию у нескольких специалистов детско...