Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Творческая мастерская для родителей "В мире детских эмоций"

    Нистратова Наталья

    Практическое занятие с родителями направленное на создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах эмоционального развития  детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_tvorcheskoy_masterskoy.doc281 КБ

    Предварительный просмотр:

    Творческая мастерская (психологическая)  для родителей «Радуга эмоций»

    в рамках проведения городской родительской конференции.

    Эмоции – это ветры  

                              надувающие паруса  корабля;

      они его  иногда топят,

                      но без  них он не может плавать…

                                                                          Вольтер

    Цель:  создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах          

                эмоционального развития  детей.

    Задачи:

    • формирование навыков самостоятельной и групповой работы у участников мастерской;
    • развитие умения выражать и распознавать различные эмоции невербально;
    • способствовать формированию умения анализировать свои эмоции и эмоциональные состояния;
    • формирование представлений о механизме возникновения негативных эмоциональных состояний.

    Материал:  фломастеры основных цветов, бейджики для участников, мяч,

                        пиктограммы эмоций, видеоролик "Мир детских эмоций",  листы бумаги,  

                        ручки, цветные карандаши, заготовки к созданию пиктограмм эмоций,

                        лист А3 с изображением радуги, клей - карандаш, альбом «Радуга детских

                        эмоций», памятные подарки, буклеты и памятки для участников.

    Ход:

       Добрый день, уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать в психологической творческой мастерской  «Радуга эмоций».  

      Творческая мастерская - это прежде всего работа в группе. И чтобы мы могли свободно общаться, называя друг друга по именам я предлагаю Вам написать свое имя на бейджике. Выберите тот цвет фломастера, который сейчас Вам больше всего нравится.

    оформление бейджиков участниками мастерской

    Сейчас Вы попробовали в цвете выразить свое настроение, а настроение напрямую зависит от эмоций, которые мы испытываем. А какие эмоции Вы знаете?

    1. игра "Назови эмоцию"

    Материал: мяч

    Ход: Сейчас мы будем перебрасывать друг другу мяч и называть известные Вам эмоции.

    радость, гнев, злость, удивление, грусть...

    Молодцы, Вы назвали огромное количество эмоций и эмоциональных состояний, а на какие 2 группы их можно разделить?

    положительные и отрицательные

    Предлагаю Вам попробовать сделать это прямо сейчас.

    2. игра "Классификация эмоций"

    Материал: пиктограммы эмоций

    Ход: посмотрите на пиктограммы эмоций (участники мастерской получают карточки) и разделите их на две группы: положительные и отрицательные.

    участники мастерской раскладывают карточки

    А по какому признаку Вы их разделили?

    ответы участников мастерской

    Все эти признаки называются невербальным проявлением эмоций. По выражению лица человека, мы можем определить какие эмоции он испытывает.

    3. игра "Покажи эмоцию"

    Материал: мяч

    Ход: сейчас мы с Вами потренируемся в этом умении, а поможет нам мяч. Перебрасывая мяч друг другу мы называем эмоцию, тот кто ловит мяч, попробует её изобразить с помощью мимики.

      Одну и ту же эмоцию можно изобразить по-разному, но взрослые чаще всего скрывают свои эмоции и прячут их за маской спокойствия. Дети же открыты миру и они искренне радуются, удивляются, грустят и обижаются. Посмотрите, как разнообразен мир детских эмоций

    4. видеоролик "Мир детских эмоций"

    Это все невербальное проявление эмоций, а еще эмоции можно передать с помощью голоса - вербально. Смех, крик, интонация - это все вербальное проявление эмоций.

    И сейчас мы потренируемся вербально передавать эмоции.

    5. игра "Повтори фразу"

    Материал: мяч

    Ход: перебрасываем мяч друг другу и называем эмоцию, тот кто ловит мяч, должен с такой эмоциональной окраской сказать фразу "Уронили мишку на пол" (радостно, с грустью, со страхом, с удивлением...)

    Мы с вами вспомнили какие бывают эмоции, попробовали их выразить с помощью мимики и голоса. А сейчас я Вам предлагаю выполнить еще одно практическое задание, которое называется "Кувшин наших эмоций"

    6. практическое задание «Кувшин эмоций»

    Материал: листы бумаги и карандаши.

    Ход: на листе бумаги нарисуйте кувшин – кувшин Ваших эмоций, разделите его условно на 4 части. Этот кувшин эмоций поможет нам сейчас разобраться в причинах возникновения эмоций.

    Рисование кувшина

      Представьте себе, что Вас переполняют такие эмоциональные состояния как гнев, агрессия, раздражение… Я не зря употребила слово «переполняют», посмотрите на свой кувшин эмоций, что будет с ним, если его переполнить?

    Ответы участников творческой мастерской

    Вы правы, содержимое сосуда будет выплескиваться наружу, Вы можете нарисовать капли воды. Это будут уже внешние поведенческие проявления человека, такие как «слёзы», «крик», «истерика», «негативное поведение».

    Прорисовывание капель воды переполняющих кувшин

    Ну а в верхней части кувшина находятся те самые негативные эмоциональные состояния, которые переполняют Вас - гнев, агрессия, раздражение. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми.

    Заполнение верхней части кувшина эмоций

    Скажите, а отчего возникает гнев?

    Ответы участников творческой мастерской

    Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев – чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.

     Давайте вернёмся к нашему кувшину эмоций и заполним следующий уровень, поместим  переживание боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций.

    Заполнение второй части кувшина эмоций

    Эти чувства этого второго слоя называют еще – страдательные, так как в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, изза боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает («Просто зол, а почему – не знаю!»).

    Отчего же возникают «страдательные» чувства?

    Ответы участников творческой мастерской

    Психологи дают очень определенный ответ: причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей.

    Какие потребности человека Вам знакомы?

    Конечно, прежде всего, мы говорим об органических потребностях человека - в пище, сне, тепле, физической безопасности и т.п. И о потребностях связанных с общением, ведь любому человеку нужно:

    • чтобы его любили,
    • понимали,
    • признавали,
    • уважали,
    •  чтобы он был кому-то нужен и близок,
    •  чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе,
    •  чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности,   самосовершенствоваться, уважать себя.

     Я предлагаю Вам сейчас заполнить третий слой нашего кувшина – слой, в котором находятся Ваши потребности, ведь у каждого человека потребности разные.

    Заполнение третьей части кувшина эмоций

    Итак, любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям.

    А чем же тогда заполнить нижний уровень кувшина эмоций?

    Ответы участников творческой мастерской

    А здесь находятся переживания человека по отношению к самому себе, так называемое чувство самоценности или самооценка.

      

    Самооценка закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

    И здесь очень важно осознание того, что в детстве мы узнаем о себе только из слов к нам близких. Что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.

     Сейчас я предлагаю Вам заполнить последний слой Вашего эмоционального кувшина, слой, где хранится осознание того, что «Я – хороший!», «Я – любим!», «Я – могу!».

    Заполнение четвёртой части кувшина эмоций

    Посмотрите на свой кувшин эмоций, если не забывать о нём, уметь вовремя остановиться, подумать какая неудовлетворенная потребность стоит за тем или иным эмоциональным состоянием, тогда мы сможет говорить об эмоциональном благополучии, уравновешенности, устойчивости, а значит, и о психологическом здоровье.

    7. создание "Радуги эмоций"

    Спасибо Вам, за участие в творческой мастерской «Радуга эмоций». И в завершении я предлагаю Вам вспомнить самую яркую эмоцию, которую Вы испытали в ходе нашей работы и нарисовать её (раздать шаблоны), но для рисования выберите тот цвет фломастера, который отражает Ваше настроение сейчас.

    участники творческой мастерской рисуют пиктограммы

    Ваши пиктограммы эмоций мы разместим на нашей радуге и у нас получится настоящая "Радуга эмоций".

    участники творческой мастерской приклеивают пиктограммы на радугу

      Выбранный Вами цвет в написании имени на бейджике и в рисовании пиктограммы отражает Ваше психологическое состояние. Если выбор цвета изменился, значит и изменилось Ваше состояние, а в какую сторону оно изменилось Вы можете узнать из памятки, которую я приготовила для Вас к нашей творческой мастерской. И в память о нашей сегодняшней встречи я приготовила Вам небольшие подарки с пожеланием "Удачи и побольше положительных эмоций!"

    памятные подарки участникам творческой мастерской

    Рефлексия: отзывы о проведении творческой мастерской "Радуга эмоций"

    Методика исследования: на магнитной доске «Климатический круг» и магнитики с именами детей. Дети получают инструкцию о том, что означает каждый цвет в круге. Учащиеся должны поставить свой магнитик на тот цвет, который соответствует их настроению сегодня. 
    Шкала цветового диапазона. 
    Красный - зона бодрого, мажорного настроения. 
    Желтый - зона приятного, благодушного настроения. 
    Зеленый – зона спокойного, уравновешенного тона. 
    Фиолетовый – зона неудовлетворенности, тревожности. 
    Черный – зона пессимизма, уныния, упадка. 
    Исследователь-педагог фиксирует определенное испытуемым настроение в таблице с помощью цветных карандашей или фломастеров. Чтобы сравнить настроение участников исследования подготавливаю таблицу настроений. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Мир детских эмоций"

    Буклет- памятка "Информация для родителей от педагога - психолога"...

    В мире детских эмоций

    Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуются над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразите...

    "Мир детских эмоций!"

    Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.Задачи:научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;дать представление о способах выражения собс...

    Проект "Творческая мастерская" в младшей группе детского сада

    данный проект будет интересен воспитателям детского сада, а так же заинтерисованным  родителям. проект направлен на обучение детей изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рис...

    Тренинг для родителей «В мире детских эмоций» с использованием технологий песочной терапии.

    Тренинг направлен на ознакомление родителей с ролью эмоций в общении с детьми, на их распознавание  и грамотное  выражение.Взаимодействие включает  непосредственно  тренинговы...

    В мире детских эмоций

    Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен......

    Творческая_мастерская_как_средство_развития_детской_инициативы

    Творческая_мастерская_как_средство_развития_детской_инициативы...