В мире детских эмоций
статья на тему

Кудряшова Жанна Викторовна

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_detskih_emotsiy.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 2000

Дошкольное отделение, здание №5      05.04.2016

«В мире детских эмоций»

Одним из направлений психологического сопровождения всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС является развивающая работа с детьми. Тема нашего выступления «В мире детских эмоций»

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен.

Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному.

На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния.

У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям.

Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях?

Оптимизм, целеустремленность, умение владеть собой или близкие люди? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности?

Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Все мы хотим, чтобы наши дети росли веселыми и активными, самостоятельными и доброжелательными, помогающими и любознательными, инициативными и уверенными в себе, открытыми и сопереживающими, — то есть, прежде всего, психологически здоровыми. 

О.В. Хухлаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических основ поликультурного образования МГППУ, разработала уникальную программу по сохранению и формированию психологического здоровья детей. Название программы «Тропинка к своему Я», она разработана как для дошкольников, так и детей школьного возраста. Данная развивающая программа направлена на создание благоприятного психологического климата в группах, сюда входит снижение агрессивности, тревожности, страхов, развитие позитивных навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие способности к эмоциональному сопереживанию.

Особое внимание в программе уделяется изучению мира детских эмоций и чувств, а также развитию умения управлять своими эмоциями, желаниями и поведением, нахождению способов разрешения проблемных ситуаций.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

В дошкольный период дети менее чувствительные к эмоциям и чувствам других, они не всегда могут понять их, не могут выразить и осознать свое внутреннее состояние и свое настроение, и, часто, показывают его в резкой форме. Отсюда и возникают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Процесс распознавания и передачи эмоций является сложным и требует от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.  Для того чтобы ребенок в дальнейшем мог распознавать и управлять эмоциями, избавляться от негативных эмоций (страх, обида, злость), его нужно этому научить. Основной задачей является не подавление и искоренение эмоций, а обучение правильному управлению ими.

.Мы начинаем свою развивающую работу по данной программе с младшего дошкольного возраста.

Работа проводится в тесном взаимодействии воспитателей с педагогом – психологом. Вначале дети начинают знакомство с миром эмоций через ролевые игры, примеряя на себя образ того или иного персонажа в разных ситуациях. Например, «Веселые и грустные зайчата, медвежата, мышата…»,

 «У птички болит крылышко»,

 «Кого боится зайчик»,

 «Лисичка отправилась в лес», «Петя обиделся», «Довольные мышата», «Непослушные зайчата» и другие.

Далее дети учатся распознавать эмоции при рассматривании разных картинок, иллюстраций и определять, в каких ситуациях возникает та или иная эмоция: «День рождения», «Уход мамы», «Встреча друзей», «Новая игрушка», «Ссора».

Следующий этап -  изображение детьми своих эмоций с помощью мимики и жестов.

Одновременно со всем этим идет обучение детей тому, как можно и нужно снимать психоэмоциональное напряжение. При этом используются игры: «Твердый солдатик и мягкий мишка», «Карандаш- кисточка», «Буратино – мягкая кукла», а также игра

 «Тихий час для мышат».

Для развития эмоциональной сферы и её стабилизации используются другие методы и виды деятельности.  

В нашем дошкольном учреждении имеется комната релаксации, при посещении которой дети получают массу положительных эмоций.

В комнате есть «Зеркальный уголок», проектор светоэффектов, световой стол для рисование песком, тактильная доска.

Большую радость приносит детям участие в проектной деятельности.

Наши проекты:

«Почему поверхность воды ровная?», «Мастерская клея».

А также проект: «Мы для радости творим!»

В процессе проектной деятельности ребята исследуют, изучают предметы и явления, изготавливают, что - либо своими руками.

Им интересно, они удивляются, восхищаются, получают удовольствие от процесса, и, конечно же, радуются!

Чаще улыбайтесь, -

           Не жалейте смех!

Жизнью наслаждайтесь,

Радуйтесь за всех!

                               Никогда не ссорьтесь –

Это в вашей власти

И тогда к вам в двери

Постучится СЧАСТЬЕ!

Педагог-психолог--- Кудряшова Ж.В.

Воспитатель---Новикова Н.А.

Воспитатель---Назина И.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "В мире положительных эмоций"

              Открытое занятие в подготовительной группе «б»...

Творческая мастерская для родителей "В мире детских эмоций"

Практическое занятие с родителями направленное на создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах эмоционального развития  детей....

Проект "В мире наших эмоций"

Педагогический проект направленный на социально-коммуникативное развитие ребенка.Знакомит ребенка с удивительным миром эмоций,помогает преодолевать трудности в общении,в выражении своего эмоциональого...

В мире детских эмоций

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуются над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразите...

Тренинг для родителей «В мире детских эмоций» с использованием технологий песочной терапии.

Тренинг направлен на ознакомление родителей с ролью эмоций в общении с детьми, на их распознавание  и грамотное  выражение.Взаимодействие включает  непосредственно  тренинговы...

Проект: «Взрослый в мире детских эмоций»

Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Н...

Занятие ДЛЯ ДЕТЕЙ «В мире детских эмоций»

Развивающее занятие для детей...