Тренинг для родителей «В мире детских эмоций» с использованием технологий песочной терапии.
план-конспект занятия на тему

Прокофьева Елена Ильинична

Тренинг направлен на ознакомление родителей с ролью эмоций в общении с детьми, на их распознавание  и грамотное  выражение.

Взаимодействие включает  непосредственно  тренинговые упражнения и целевую игру в педагогической песочнице.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «В мире детских эмоций»

с использованием технологий песочной терапии.

Педагог – психолог

МБДОУ «Детский сад №174» г.о. Самара

Прокофьева Е.И.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах эмоционального воспитания ребенка дошкольного возраста

Программное содержание тренинга.

  1. Психологическое вхождение.
  2. Основная часть.

1.Практикум «Роль эмоций в общении».

1.1. Значение и виды эмоций.

1.2. «Узнай эмоцию»

1.3. «Передай эмоцию»

     2.  Метод Sandplay  или игры с песком.

2.1. Знакомство с песком: игры «Мина», «Оползень»

2.1. Целевая игра тренинга «Волшебники».

  1. Подведение итогов. Рефлексия.
  2. Обратная связь

  Содержание:

  1. Психологическое вхождение.

Упражнение «Имя».

Участники сидят в кругу. Необходимо назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственные.

  1. Основная часть.

1.1.Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас»,- отмечает В.В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого человека  и управлять собственными эмоциями.

Ведущий: Главная функция эмоций - лучшее понимание людьми друг друга. Не пользуясь речью, мы можем судить о состоянии другого человека, настроить его на совместную деятельность и общение.

Ознакомимся с ролью эмоций в общении. Поговорим о том, как узнавать эмоции и грамотно выражать их.

Вопрос к родителям: «Как вы думаете, с помощью каких невербальных каналов коммуникации мы можем передавать свои эмоции и чувства в общении с людьми?»

Ответы родителей (глаза и контакт с помощью взгляда; мимика; жесты, позы; прикосновения; дистанция во время общения).


1.2.Упражнение «Узнай эмоцию»

 цель - определение связи эмоционального состояния с мимикой лица.

Ведущий показывает родителям фотографии детей с различными эмоциональными состояниями, такие как гнев, страх, обида, радость, удивление, грусть и т.п., обращая внимание на мимические выражения. Родителям предлагается определить: какая эмоция представлена на фотографии.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на фотографию. Обратите внимание на мимику лица... Какую эмоцию выражает ребенок, запечатленный на этой фотографии? Как вы об этом узнали?»

Ответы родителей...

Вывод ведущего: «Умение невербально понимать эмоциональное состояние другого человека очень важно, особенно в общении с ребенком, так как ребенок не всегда может высказать, какое чувство он сейчас испытывает. Родитель, понимая переживания своего ребенка на невербальном уровне, может помочь ему своей поддержкой, участием, правильным реагированием.

Кроме того, в общении с ребенком, взрослый должен осознавать какую эмоцию или чувство он сейчас передает ребенку и как он это делает».

1.3.Упражнение «Передай эмоцию»

Упражнение проводится в мини-группах. Ведущий предлагает каждой группе по три варианта родительских высказываний типа: «Убери свои игрушки», «Помой руки», «Выключай телевизор, ложись спать» и т.п. Также предлагается по три маски, соответствующие трем выражениям лица в образе пиктограмм, которые отображают следующие чувства: 1) любовь - «улыбка», 2) безразличие (нет эмоции) - «рот в виде горизонтальной палочки», 3) не любовь злость - «улыбка вниз». Задача родителей - примерить маски и прочитать вслух высказывания.

Инструкция: «У вас на столах лежат три маски, изображающие разные эмоции, и варианты различных высказываний взрослых при общении с детьми. Каждая маска выражает следующие чувства: 1) любовь, 2) безразличие (эмоциональная холодность), 3) не любовь,- а злость. Ваша задача - каждому побыть в роли родителя и в роли ребенка. Роль родителя: воспроизвести высказывание в соответствии с одетой маской. Роль ребенка: определить, что сейчас испытывает родитель по отношению к нему».

Вопросы к родителям: «Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску? Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь? Какую эмоцию «одевать», когда ребенок вызывает раздражение или требует наказания за плохое поведение?»

Ответы родителей (дискуссия)...

Ведущий: «Как уже говорилось - нет «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне.

Итак, существует три варианта выражения чувств: подавление, агрессивное выражение, конструктивное выражение (трансформация).

Чувство
(досада, гнев, растерянность, обида, разочарование, огорчение)

Способы выражения чувств:

1) подавление

2) агрессивное выражение

3) конструктивное выражение (трансформация)

- чувство не выражается никак;
- говорю, что не испытываю обиды, гнев...
- говорю дружелюбно (хотя испытываю обиду, гнев...)

- угрозы;
-обвинения;
- оскорбления;
- ультиматумы;
- «ярлыки»;
- поспешные обобщения, обвинения («ты всегда...», «ты никогда...», «из-за тебя,..»)

- говорю о своем чувстве, но не обвиняю;
- предлагаю выход из ситуации, но даю свободу выбора;
- говорю дружелюбно, не ущемляю личность другого человека;

Последствия:

«Можно лопнуть» - плохо самому

«Плохо мне - пусть всем станет плохо»

«Чтобы всем стало
хорошо»

1) Сдерживание своих эмоций, их подавление не ведет к освобождению человека от этой эмоции: т.к. физиологические системы, обслуживающие эмоции, уже сработали (АД, вегетативная НС, кожно-гальванические реакции и т.п.), но не до конца. Подавление эмоций ведет к заболеваниям и развитию комплексов, а также к неуверенности, заниженной самооценке, неуспеху в делах.

2) Когда отрицательные эмоции овладевают человеком (гнев, раздражение), человек проявляет агрессию. Он способен кричать, ругаться, а иногда даже бить других, в результате чего нарушаются отношения, в конечном итоге это отражается на авторитете человека, что снижает возможности жизненных достижений.

3) Таким образом, вместо того, чтобы подвергать себя обидам или приступам раздражения (вместо того, чтобы кричать на окружающих или замыкаться в себе), нужно просто говорить им о своих чувствах. Осознав и выразив свое чувство, человек сможет испытать облегчение. Люди, умеющие выражать свои эмоции общении конструктивным
способом: более здоровы
физически, более успешны в делах, менее закомплексованы, более способны радоваться жизни, пользуются большим
уважением.

Вывод. Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации и т.д.) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Под влиянием средств массовой информации и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Негативные способы поведения дети переносят и в игру. А ведь вся их жизнь – это игра!  Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает зону защиты для ребенка. «Я в домике» - часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево и создается семья.

 Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Метод Sandplay (дословно - песочная игра)  представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок или взрослый строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.

Ведущий: «А теперь  давайте  «Просто сыграем, как делают дети,  

                                                       Что вне игры, - то для них мишура,

                                                       Это сладчайшее дело на свете –

                                                       Общая наша игра!»

2.1.«Знакомство с песком».

Ведущий предлагает каждому  участнику опустить руки в песочницу  - этап прикосновения к поверхности песка: ладонями, тыльной стороной ладони, ребром, отдельными пальцами – описать свои ощущения. Какой песок?

 «Мина»

Участники продолжают работу в командах. В каждой песочнице закопаны мины (25 штук). Побеждает команда, быстрее всех обезвредившая все мины.

Описать свои ощущения.

 «Оползень»

Предлагается намочить песок. Сделать большую горку, на вершину которой кладется мячик от пинг – понга. Задача команд столовыми ложками снимать с горы песок так, чтобы мячик как можно дольше оставался на вершине. Побеждает команда, мячик которой дольше останется на вершине.

Игра на внимание, развитие тактильной чувствительности. Ощущения во время игры. Сплочение мини-группы, развитие чувства коллективизма.

 Обсуждается: с каким песком приятнее работать: сухим или влажным?

Вывод: песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы.  Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

2.2.«Волшебники» - целевая игра тренинга.

Инструкция: «Вы – волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, чтобы найти землю, где еще никто не жил, - пустыню. Там Вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас Вы каждый  выберете себе по три героя, которых Вы хотели бы поселить в новой стране. А  еще Вы возьмете деревья, камни, дома, - все, что понадобится Вам для создания сказочной страны».

Обсуждение.  Каждая команда осуществляет экскурсию по свое стране. Отмечается способ построения: индивидуальный или коллективный. Ощущения и желания во время строительства. Работа мини-группы: сотрудничество, конфронтация, конфликтность.

В ходе подобной игры формируется механизм естественной регуляции игрового взаимодействия, приобретается опыт самостоятельного разрешения конфликтов, происходит совместное преодоление трудностей, сплочение коллектива. Дети учатся слышать и слушать друг друга – таким образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать ему.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Таким образом, игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

«Рука друга».

Один родитель делает отпечаток ладони, другие поочередно накладывают свою руку на отпечаток и делятся впечатлениями от занятия.

  1. Обратная связь «Мишень».

Просьба поставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место Вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям:

 1.Деятельность ведущего. 2.Содержание занятия. 3. Деятельность участника (самооценка). 4. Психологический климат в группе.

Оценка осуществляется по 10-бальной шкале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская для родителей "В мире детских эмоций"

Практическое занятие с родителями направленное на создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах эмоционального развития  детей....

В мире детских эмоций

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуются над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразите...

Игровой тренинг для детей старшей группы детского сада с использованием икт «Играем вместе»

Игровые тренинги предназначены для детей старшего возраста. Здесь предоставленны задания на развитие самооценки, коммуникативных навыков, в игровой форме....

В мире детских эмоций

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен......

Проект: «Взрослый в мире детских эмоций»

Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Н...

Занятие ДЛЯ ДЕТЕЙ «В мире детских эмоций»

Развивающее занятие для детей...

"Как родителям не сломать детские эмоции"

(Эмоция – это моё отношение к происходящему)Слово «эмоция» происходит от латинского слова и означает «потрясаю, волную». То есть само значение слова ...