Основы театральной культуры педагога
консультация (младшая группа) на тему

Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно  познавательную, воспитательную и развивающую функции, не должны сводиться только к подготовке выступлений. Хорошее занятие – это творчество педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагога

Основы театральной культуры педагога

        Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно  познавательную, воспитательную и развивающую функции, не должны сводиться только к подготовке выступлений. Хорошее занятие – это творчество педагога. Необходимо, чтобы сам педагог владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссерских умений. Нужно не только выразительно читать текст, но и уметь быстро перевоплощаться и быть готовым к любому превращению. Это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение. Известно, что маленькие дети формируют свою речь по подобию педагога, воспринимают его манеру разговора, его интонации. Речь педагога – это образец для детей и средство воздействия на них. Каждый, кто занимается с детьми, обязан ежеминутно помнить об этом и должен считать своим долгом  непрерывно совершенствовать свою речь, владеть художественным словом.  А что такое художественное слово? Это – искусство, задача которого – передать живую мысль в прочувствованных образах искусства. Многолетняя практика показывает, что этим искусством – передавать живую мысль в прочувствованных образах – педагоги, за редким исключение, владеют слабо. А ведь превосходно разработанный голос  с детства - гибкий, подвижный, послушный воле человека, способен точно, ярко передавать тончайшие чувства и мысли.

       Чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. Поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической, и синтаксической выразительности. Не нужно запрещать детям выражать свои эмоции и призывать сидеть тихо.

        Как бы ни выразительны были сами по себе художественные средства, произведения многое зависит от того, как они будут прочитаны, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесёт он образы персонажей, передаст моральную направленность и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

       Больше всего удаётся взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая словно сам был участником событий. Эмоциональность рассказчика настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово.

        Вы замечали, что малыши очень любят слушать одно и то же произведение по нескольку раз. Это объясняется особенностями их восприятия. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Особенно необходимы повторы для  детей эмоционально не развитых.

           

Малыши исключительно чутко воспринимают окружающий мир, но не могут ещё обобщать предметы и действия по существенным признакам. Они в прямом смысле воспринимают действия персонажей, не понимают действий «понарошку». Исключительную роль играет подражательная способность. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям персонажа, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Их внимание носит летучий характер, действия отличаются непроизвольность, они не способны к самоорганизации, сдержанности. Воспитатель должен помнить: детское восприятие  в этом возрасте реалистично, конкретно и ситуативно, а понимание ситуации – важное условие активности ребёнка на занятии. Если педагог сможет донести до него суть развертывающихся событий, тогда он сможет постепенно вводить его в воображаемую ситуацию, учить выполнять действия «понарошку», понимать условное игровое взаимодействие со взрослыми. Эти способности начинают формироваться к концу второго года жизни и на протяжении третьего. Но их элементы закладывают уже вначале второго года жизни, постепенно переводя детей от натуралистичности и конкретики восприятия к образности и условности.

Исходя из выше сказанного, перед педагогом за занятиях становится выполнение следующих задач:

  1. приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание произведения, адекватно на него реагировали;
  2. необходимо формировать активный словарь, во взаимодействии со взрослым, создавать условия, при которых у малышей возникает потребность речевого взаимодействия со взрослым;
  3. вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа (эмоциональное взаимодействие);
  4. побуждать ребенка к активному соучастию, действию вызывать интерес с помощью «ориентировочного подкрепления».

     То есть использовать ситуацию внезапного появления или исчезновения персонажа, частичную замену (пришёл, спрятался, заснул, переоделся), или широко применять выразительные способности голоса (изменить силу, быстроту, громкость, темп, тембр). Таким образом, эмоциональности взрослого можно рассматривать как способ поддержания ориентировочной активности детей и как возможность: удовлетворения их познавательной потребности. Для реализации этих задач рекомендуем использовать следующие приёмы:

  1. приём инсценирования с помощью картинок игрушек, ширм;
  2. приём действенного соучастия детей;
  3. динамический акцент на фрагментах текста;
  4. приём усиления зрительной активности (изменять что-либо в самой игрушке или в её местоположении);
  5. поэтапности изложения (постепенность освоения), неоднократное повторение, цикличность занятий.

        Говоря о театрализованных занятиях, нельзя не упомянуть про сказки. Какое наслаждение рассказывать детям сказки, видеть, как на их лица отражается каждое слово, каждое чувство. Педагог может сделать эти лица серьезными печальными, радостными.

          Сказки нельзя читать, их надо рассказывать и видеть детские лица. Рассказывать так, словно сам был очевидцем событий. Именно рассказыванием достигается особенная непосредственность восприятия. А дети, затаив дыхание, слушают сказки, полные чудес и таинственности. Сказка помогает ребенку вглядываться, вдумываться  в увиденное, учит сочувствовать, сопереживать, осуждать, эмоционально воспринимать прекрасное, вызывает желание играть в сказки. Вот почему сказки широко используются на различных занятиях, а особенно – но театрализованной деятельности. В настоящее время развивающий потенциал театрализованной игры применяются главным образом в качестве «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе большого числа репетиций. Зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям, но освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную деятельность. Ещё бы! Ведь подготовка к спектаклю так далека от игры. А ведь игра и искусство имеют один корень – переживание социальной жизни.

      Взаимосвязь игры и искусства в разные возрастные периоды жизни человека различна. По мере того, как игра теряет свое первостепенное значение, на первый план в духовной жизни выступает искусство. В игре ребенок растит свое тело и душу. Только игра способна развить творческую природу ребенка. Его воображение, фантазию, веру.

        Основные направления развития театрализованной игры детей состоит в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослых к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и игры «рядом» к игре в группе сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с эмоциями героя.

         Необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей. В дальнейшем важно стимулировать желание включиться в спектакль (дополнять отдельные фразы героев, отвечать на вопросы, помогать действиями персонажем и т.д.) У детей происходит расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-имитации.

       Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр;

  1. 1. Игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись , потянулись). Воробышки машут крыльями). Имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались,     улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  2. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладоши стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и пригнул на дерево)
  3. Игра-имитация образов хорошо известных сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

4. Игра – имитация под музыку («Дождик», «Осенние листочки»). Игра - импровизация по текстам коротких сказок, стихов, которые рассказывает взрослый.

5. Ролевой диалог героев сказок или вопросно-ответная форма на примерах потешек («Курочка – рябушечка»)

6. Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

      У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Деятельность педагога должна быть направлена на стимулирование интереса к театрализованной деятельности.

Например, малыши обожают смотреть, а затем и самим участвовать в спектаклях кукольного театра. Он им понятен, близок и доступен, так как при его показе применяется игрушка. Что может быть естественнее и органичнее для ребенка? Куклы, мягкая игрушка, куклы-пальчики, куклы-перчатки, картонные плоскостные фигурки являются замечательными союзниками в воспитании детей.

Приёмы работы на театрализованных занятиях

        1 Игровой характер. Игра способна превращаться в художественную деятельность, и только игра способна развить творческую природу ребёнка, его воображение, волю и фантазию.

      2.   Стихотворный фольклорный материал (стихи, загадка, потешки).

Стихотворный ритм возбуждает нервную систему, приводит в активное состояние весь  организм ребенка. Потешки, присказки, песенки и другие малые фольклорные формы очень лаконичны и весьма динамичны, каждая рифма несёт смысловое содержание, ёмкая фраза рисует целую картину.

     3.   Использование руки. Доказано, что уровень развития речи зависит от развития движений пальце рук. Чем лучше развиты у ребёнка движения кисти и пальцев,  тем лучше развита речь. Движения помогают рождению этюдного звучания голоса, придают нужный характер звукам, словам и фразам. «Тренировка тонких движений пальцев с первых месяцев жизни являются мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи». (Кольцова М.М) Народная педагогика еще задолго до этих выводов дала прекрасный материал для развития речи детей – потешки с использованием пальчиков и рук.

      4.   Использование сказок. «Сказки нужны детям как воздух, поэтому что через сказки, умные, мудрые, с невероятными и обычными событиями, фантастическими и обычными героями, они постигнут правду жизни и честность. Сказки помогают нам воспитывать в детях доброту души и мужество. Радость жизни и честность. Надежду и целеустремленность. Сказки  предохраняют от тщеславия эгоизма, трусости» (Ш.А. Амонашвили). Сказки сконцентрировали в себе всю  совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Принцип работы с детьми один: никакого насилия над природой. Заинтересованность. Радость. Неожиданность. Многообразие.

Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей – это длительная работа, которая требует слаженной работы всего педагогического коллектива детского сада, а также – участие родителей. Только при совместном участии в данном процессе взрослых и детей возможны положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

"Основа профессиональной культуры педагога"

В статье освещен исторический аспект вопроса о нравственности педагога, намечены пути возобновления ценности воспитания и укрепления нравственных позиций, приведен перечень литературы по освещаемому в...

Основы театральной культуры

для воспиателей ДОУ...

Знакомство детей с основами театральной культуры”.

Консультация для родителей: Знакомство детей с основами театральнойкультуры”. "Значение актёрского мастерства вразвитии речи ребенка""Ребенок и театр"«Актуаль...

Консультация для родителей на тему «Знакомство детей с основами театральной культуры».

Для того чтобы дети полноценно участвовали в театрализованных играх и спектаклях, они должны быть готовы к этой деятельности, то естьдолжны познакомиться с театром как видом искусства и должны иметьоп...