Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на четвёртом году жизни.
консультация на тему

Сергевнина Елена Игоревна

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика )у четырёхлетнего ребёнка и на что следует обратить особое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_na_chetvertom_godu_zhizni.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей на четвертом году жизни.

Словарь.

На четвертом году жизни у детей непрерывно идёт процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Если в два года ребёнок владеет словарём из 250 -300 слов, то к трём годам запас слов, как правило, увеличивается до 800 – 1000, слова приобретают более точные значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.

У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед, «атобиль» - автомобиль); перестановки звуков в слове ( «певрый» - первый); пропуски согласных звуков при их стечении ( «босой мальчик» - большой мальчик). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель» - корабль).

В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребёнка к языку, он интересуется значениями слов ( «Кто жирафа назвал жирафом, волка - волком?»), пытается создавать новые слова, рифмует их ( карам, барам, тарам, сарам, у рам,).

Роль взрослых в овладении словарным запасом очень велика. Ответы на вопросы малышей, разговоры с ними, знакомство с новыми явлениями  и предметами не только совершенствуют речь, но и способствуют умственному развитию.

 Иногда ребёнок знает, как называется предмет, но не может назвать детали, из которых он состоит, то есть не вычленяет часть из целого. Гуляя, например в лесу, объясните ему, «из чего состоит дерево» ( ствол, корни, ветки, листья), научите его узнавать наиболее распространенные породы деревьев – берёзу, липу, тополь, сосну, ель.

 Знания ребёнка об окружающих предметах складываются из знаний и свойств, качеств, способов их применения. То, что для взрослых является очевидным, ребёнку надо « открыть», натолкнуть его на «открытие». Не так – то просто понять, например, что стул сделан из дерева, ручка двери – из пластмассы, банка – из стекла, мячик – из резины. Когда ребёнок усвоит некоторые качества и свойства предметов, пусть назовёт те предметы в комнате, которые сделаны из дерева, пластмассы.

Грамматический строй.

 Трёхлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребёнка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении (« я хочу нет»), ошибки в согласовании слов (« один колесо», « у меня много подругов»).

 В этом возрасте ребёнок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Играя с малышом, можно поупражнять его в правильном согласовании имён существительных  с разными частями речи, например, с глаголами .Скажите: « Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?». Ребёнок должен дать полный ответ: «К нам в гости приехала кукла,(собака, кошка)», но приехал медвежонок, слон. Называя количество предметов, ребёнок употребляет слова один, много. Если малыш неверно согласовывает существительные с этими словами, то надо поправить его выделяя голосом существительное, дать образец правильной речи: много стульев ( а не стулов).

 Научить ребёнка правильно употреблять предлоги и слова в нужном падеже можно следующим образом. Возьмите любую игрушку и, помещая её в разные места, спросите, где кукла (мишка, зайка). Положите куклу на стол (в коробку, под стол, на шкаф), поинтересуйтесь, откуда вы берёте куклу ( из шкафа, из- под стола, со шкафа, из коробки).

Звукопроизношение.

Произношение детей четвертого года жизни характеризуется рядом особенностей:

1. Согласные произносятся смягчённо ( «лёзецька» - ложечка).

2. Свистящие звуки с,з,ц произносятся недостаточно чётко, пропускаются ( «абака» - собака);заменяются: с – ф( «фобака»  собака), з – в ( «вамок» – замок), ц –ф ( «фыплёнок» - цыплёнок), с – т ( «тобака» - собака), з – д ( «дамок» - замок), ц -т ( « тветок»- цветок).

3. Шипящие звуки ш,ж,ч,щ произносятся недостаточно чётко, пропускаются ( «апка» - шапка); заменяются: ш –с,ф ( «сапка»,  «фапка»- шапка), ж – з,в  («зук», «вук» - жук), ч – ц,ть («оцки», «отьки» - очки), щ – сь,ть ( «сётка»,  «тётка» - щётка).

4. Звуки л и р пропускаются ( «ампа» - лампа); заменяются звуками ль ( «лямпа» - лампа,»люка» - рука), й («ямпа» - лампа).

Основная задача – проводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата.

 Для укрепления мышц языка детям предлагают следующие упражнения: высунуть язык изо рта и быстро убрать его внутрь; высунуть язык и проводить  им из стороны в сторону( как ходит маятник у часов); высунуть язык и придать ему форму лопаточки, а затем – огуречка; поднять кончик языка кверху и поцокать им ( взрослый показывает как  цокают копыта лошадки, и предлагает ребёнку воспроизвести это звукоподражание).

  Губы также активно участвуют в процессе произнесения звуков. Для улучшения  их подвижности надо втягивать губы вперёд, то растягивать их в улыбке, произносить на одном выдохе  то звук а, то звук у ( как кричит мальчик, который заблудился в лесу: «Ау!»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.Развитие речи детей 4-5 года жизни

Особенности речи детей  данного возраста, некоторые практические рекомендации....

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка на пятом году жизни"

Для развития звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усв...

Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Консультация для родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на пятом году жизни.

В данной консультации содержится материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика) у ребёнка к пяти годам жизни и на что следет обратить особо...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на третьем году жизни.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика)  у ребёнка к трём годам жизни и на что следует обратить о...

Развитие речи ребёнка на четвёртом году жизни

Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания....