Развитие речи ребёнка на четвёртом году жизни
консультация по логопедии на тему

Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие речи ребёнка на четвёртом году жизни

За прошедшие три года ребёнок успел накопить значительный объём знаний и представлений об окружающем мире, приобрёл некую самостоятельность и имеет практический опыт действия с различными предметами. К четырём годам активный словарь малыша почти удваивается   и составляет примерно 2000 слов. Трёхлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов сходных по назначению. В его речи, кроме существительных и глаголов и всё чаще встречаются местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы ребёнок параллельно не овладел умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. На все вопросы ребёнок отвечает развёрнутыми фразами из 3-4 и более слов. Речь становится понятнее, отчётливее произнесение слов и звуков. И хотя достижения ребёнка в освоении родного языка значительны, тем не менее речь его ещё далека от совершенства. дети ещё не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на прогулке, пересказать содержание сказки. Не всегда верно ребёнок употребляет слова (у меня ручки засохли). Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями. Ребёнок этого возраста хотя правильно произносит свистящие звуки в открытых слогах (коза, лиса) но в то же время может опускать их в сочетаниях с другими согласными: нег (снег). В этом возрасте ребёнок ещё не всегда может верно произнести шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ, и часто заменяет их свистящими: С, З, Ц. Однако все эти несовершенства возрастные и в процессе общего и речевого развития постепенно исчезают. И роль взрослых в этом процессе необычно велика. Иногда ребёнок знает, как называется предмет, но не может назвать детали, элементы из которых он состоит. Знания ребёнка об окружающих его предметах складывается из знаний их свойств, качеств, способов их применения. Не так-то просто понять, что стул сделан из дерева, мячик из резины. С расширением и обогащением словаря ребёнка усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: « Дай яблоко»,  то  теперь эту фразу он может произнести: « Дай мне красное яблоко». Используя  более сложные по конструкции предложения, ребёнок, допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении предлогов, в предложных окончаниях. Рассматривая цветные иллюстрации, предложите ребёнку найти и назвать предметы красного или зелёного цвета. Допущенные ошибки обязательно исправляйте. В этом возрасте ребёнок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Играя с малышом, можно поупражнять его в правильности согласования имён существительных с разными частями речи, например:  с глаголами. Скажите: «Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Ребёнок должен дать полный ответ « К нам в гости приехала кукла». Формирование разговорной речи происходит прежде всего в повседневном общении с ребёнком, в реальных жизненных ситуациях. Темы для разговора с ребёнком могут быть самыми разнообразными- это и покупка новых игрушек, посещение магазина, прогулка в парк. Взрослый задаёт вопросы, направляет разговор, стремится заинтересовать малыша. Учите малыша самостоятельно описывать предметы.  Через некоторое время ребёнок с большим интересом сможет рассказать о какой-либо из своих игрушек: мишке, кукле. Дети с большим удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту малыша, быть понятными ему. Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребёнка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых. Литературный материал воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, оказывает огромное влияние на его речевое развитие. Поэтому очень важно уметь правильно подобрать книги для чтения. Для малышей четвёртого года жизни стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания. Нередко дети этого возраста, рассматривая иллюстрации довольно подробно передают содержание сказки. Считалки, потешки, загадки дети легко запоминают. А это, в свою очередь способствует развитию памяти, расширению активного и пассивного словаря ребёнка.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт  ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной  группы....

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 5-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей старшей возрастной группы ДОУ,...

"Развитие речи ребёнка 4-го года жизни"

На  четвертом  году  дети  обычно  свободно  вступают  в  контакт  не  только  с  близкими,...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на пятом году жизни.

В данной консультации содержится материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика) у ребёнка к пяти годам жизни и на что следет обратить особо...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на четвёртом году жизни.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика )у четырёхлетнего ребёнка и на что следует обратить особое вним...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на третьем году жизни.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика)  у ребёнка к трём годам жизни и на что следует обратить о...

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни...