Развитие речи ребёнка на третьем году жизни
консультация (младшая группа) на тему

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebyonka_na_tretem_godu_zhizni.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни

Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраивается его психические процессы – восприятие, мышление, память.

На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется внимание и память ребёнка. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребёнка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить информацию или помощь он может, только овладев речью. Это и является главным стимулом к её усвоению. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребёнка: к трём годам он достигает примерно 1000 – 1200 слов.

Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях. Малыш сможет рассказывать о предмете только тогда, когда будет иметь достаточно ясное представление о нём, знать о его назначении, способе применения.

Ребёнка в этом возрасте интересует всё, что он видит вокруг, и начинается пора бесконечных вопросов: «Что это? Почему? Зачем?». Родители не должны оставлять без внимания. Получив ответ на интересующий его вопрос, малыш чаще будет обращаться к взрослым, что, в свою очередь, развивает его речь. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребёнка объяснения, развивают пытливость его ума, стремление узнать, понять.

На третьем году жизни ребёнок уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда, посуда, продукты питания, мебель, то есть предметы, которые он ежедневно видит, которыми постоянно пользуется. Однако он не всегда знает, как некоторые из них называются, для какой цели служат, как ими пользоваться. Для того, чтобы расширить представления ребёнка об этих предметах, не только называйте их, но и указывайте их значение, некоторые свойства, качества: «Это сахарница. В ней лежит сахар». Ребёнок, конечно, не сразу начнёт использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить эти предметы среди других. И лишь при многократном повторении не только усвоит, как называются предметы, но и включит эти слова в свой активный словарь.

Чтобы проверить, как ребёнок усваивает новые слова, понятия, спустя некоторое время спросите его, что это за предмет, зачем он нужен. Например, зачем нужна тарелка, чашка, блюдце; зачем нужен стул, стол. Некоторые дети старшего возраста нередко понимают назначение предмета однозначно. Например, считают, что бумага нужна только для того, чтобы на ней рисовать. Поэтому уже на данном возрастном этапе расширяйте круг представлений о предметах, имеющих разнообразное значение.

На третьем году жизни ребёнок строит более сложные предложения, чем на ранних возрастных этапах. В его речи появляются прилагательные, союзы, предлоги, которыми он начинает пользоваться, но ещё не всегда верно. Для уточнения и закрепления правильного употребления предлогов задавайте такие вопросы, отвечая на которые он вынужден употребить их.

В общении с ребёнком необходимо учитывать уровень его речевого развития, использовать простые и короткие фразы, употреблять слова, доступные и понятные ребёнку. Но в тоже время старайтесь разнообразить свою речь, используйте слова, близкие по значению.

Дети с большим удовольствием слушают сказки, рассказы (небольшие по объёму и несложные по содержанию). Одни и те же произведения им можно читать и рассказывать по нескольку раз, интерес от этого к ним, как правило, не снижается. После того как книга прочитана, поговорите с ребёнком о её персонажах, об их характеристиках, об их характерах, задайте ему несколько вопросов, попросите рассказать содержание.

Ребёнок в этом возрасте с удовольствием договаривает в знакомом ему стихотворении целые слова, строчки. При чтении следует чаще делать паузы, чтобы дать возможность ребёнку вставить нужное слово (получается как бы совместное чтение).

Детские книги должны находиться  всегда в доступном месте, чтобы он мог самостоятельно пользоваться ими (рассматривать иллюстрации, рассказывать их содержание мишке, кукле). Приучайте ребёнка бережно относиться к книгам. Если они порваны, «полечите» их.

Способствовать ребёнка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи: ребёнок учится правильно произносить звуки, внятно и отчётливо воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, правильно пользоваться темпом, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения, в свою очередь, формируются на основе хорошо развитого слухового восприятия благодаря чёткой работе артикуляционного аппарата. Поэтому очень важно приучать ребёнка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звучания; укреплять артикуляционный аппарат, то есть развивать подвижность мышц, которые принимают участие в образовании звуков.

Ребёнок может только тогда правильно передавать интонации, когда он хорошо понимает то, о чём говорит. Поэтому сказки, рассказы надо подбирать с учётом возраста ребёнка.

Рассматривание и называние предметов, нарисованных в детских книгах, заучивание и воспроизведение небольших стихов и потешек будут способствовать обогащению словаря, развитию связной и интонационно выразительной речи, а также закреплению правильного произношения звуков, выработке внятного и отчётливого произнесения слов. Постоянные занятия с ребёнком помогут ему своевременно усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы, говорить ясно и понятно для окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности развития речи у детей третьего года жизни

статья об особенностях развития речи у детей третьего года жизни...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на третьем году жизни.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика)  у ребёнка к трём годам жизни и на что следует обратить о...

Развитие речи у детей третьего года жизни.

Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни....

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни...