Развитие речи у детей третьего года жизни.
консультация по теме

Суетина Елена Михайловна

 Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_u_detey_tretgo_goda_zhizni.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.

По отношению к трехлетнему возрасту можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей. Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове ушки, нос, глаза, рот. Затем спрашивает: «Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы». Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка мягкий, ворсистый, большой. Можно показать, как мишка неуклюже передвигается. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает  наглядно-действенное мышление.

Примеры описания предметов можно найти и в потешках, народных песенках. Обращается внимание на постоянные эпитеты, которые  даются   ребенку   в   качестве   речевого   образца.

Петушок, петушок,

 Золотой  гребешок,

Масляна  головушка

Шелкова бородушка

Ходит  Васька  серенький,

Хвост у  Васьки  беленький.

 Глазки  закрываются,

Когти  расправляются.

 Шерсть у Васьки  пышная,

 Поступь  еле  слышная,

 Зубы   —   как  игла

РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Произносительная сторона речи малышей 2—3 лет еще далека от совершенства. Начав пользоваться активной речью, дети тренируют свой артикуляционный аппарат. Можно применять специальные упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти. С их помощью укрепляются мышцы органов артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более четко. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, обязательно с показом движений.   Ребенок   должен   сидеть   перед   зеркалом.

                       УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«Пузырь лопнул» — надуть щеки, а затем прижать то одну, то   другую   пальцем.

«Зайку приняли за волка» — вытянуть губы трубочкой и быстро  улыбнуться,   показав  зубы.

«Остановите  лошадку»   —   произнести   «Тпру!»

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Покажите, как котенок молоко лакает» — выполнять быстрые  движения   языком:   высовывать   и   прятать  язык.

«Иголочка» — дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей  щек.

«Лошадка цокает копытом» — пощелкать языком, приподнимая   его   к  верхнему   нёбу.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

«Ворота   открыты»   —   широко   открывать   и   закрывать   рот.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Немаловажную роль для развития произносительной стороны речи играет правильная постановка дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологической большей длительности на выдохе, поэтому нужно детей обучать длинному плавному выдоху. Лучше это делать с использованием игрушек: легких вертушек, надувных шариков, губной гармошки. Можно играть с пушинкой: поставить игрушечные ворота и стараться задуть туда пушинку («Забей мяч в ворота»). Интересное упражнение «Фокус»: на нос кладется ватка, язык высовывается вверх и с силой выдыхается воздух.   Ватка должна  полететь  вверх.

Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения   гласных  звуков   применяются  такие   игровые   приемы:

Скажи, как:

девочка плачет —   а-а-а-а (длительное произнесение);

мышонок смеется   —   и-и-и-и;

волк зовет другого волка —  у-у-у-у;

лось трубит   в лесу   —   о-о-о-о;

ребенок маленький плачет —  уа-уа-уа-уа;

дети в лесу перекликаются   —   ау-ау-ау-ау.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ В ПРОИЗНОШЕНИИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ

На этапе появления звука очень важно закрепить его правильное произнесение, для чего ребенку можно предложить побыть комариком, пчелкой, лягушкой, мышонком и показать, как поет комарик (з-з-з-з),  пчелка (ж-ж-ж-ж)  и  т. д.

РЕКОМЕНДАЦИИ   РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО  ГОДА  ЖИЗНИ.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

НАКОПЛЕНИЕ СЛОВАРЯ В СВОБОДНОЙ ИГРЕ

Расширение словарного запаса дошкольников 3—4 лет происходит во время свободной игры с игрушками. Дети этого возраста очень любят играть с наборами игрушек «Доктор», «Парикмахер» и другими. Взяв на себя роль доктора, малыш лечит своих «пациентов» -кукол, употребляет слова — названия принадлежностей игрушечного набора, названия действий, которые он производит во время «лечения». При этом он копирует взрослых, подражает их интонациям. Желанная игрушка — телефон, с помощью которой можно развивать диалог. Разговаривать по телефону можно на разные темы, и взрослому стоит воспользоваться игровой ситуацией, чтобы развить у малыша умение отвечать на вопросы и поддерживать  разговор.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры. Изготовить их можно и самим. Для расширения словарного запаса применяются различные лото, одно из самых любимых — «Зоологическое лото». Каждая большая карта посвящена какой-либо одной группе животных, например: домашние животные, животные леса, зоопарк, животные Севера. В центре большой карты находится сюжетная картинка, изображающая зверей в природе, а по краям даны предметные картинки. Такие же картинки, но на отдельных карточках, нужны для демонстрации, они находятся у ведущего.

Примерный   материал   для   «Зоологического   лото»:

домашние животные: конь, корова, свинья, овца, собака, кошка,   курица,   петух,   гусь,  утка,   индюк;

дикие животные: волк, заяц, лиса, медведь, белка, еж, синица, дятел,   скворец,   сорока,   воробей,   кукушка;

зоопарк: слон, лев, тигр, жираф, антилопа, зебра, кенгуру, бегемот,   носорог,   попугай,   страус,   обезьяна;

животные Севера: морж, тюлень, чайка,  песец,  полярная сова,

Развитие речи, третий год жизни.

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА

        Восприятие цвета доступно детям раннего возраста. Ввести слова - названия основных цветов можно уже на третьем году жизни, если не забывать называть цвета одежды: «Сейчас наденем красные штанишки», «А где наша белая кофточка?» За столом можно спрашивать, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую; какое яблоко хочет: зеленое или красное и т. д. Рассматривая картинки в книжке, обратить внимание, какого цвета небо, деревья, цветы. Так, не проводя специальных игр, обеспечивают понимание названий цветов.

Для   закрепления   в   речи   прилагательных,   обозначающих   цвета, можно   поиграть   с   малышом   в   игру   «Парные   картинки».

ИГРА «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»

Для игры заготавливают картинки, обозначающие одинаковые предметы, но раскрашенные разным цветом: синий и желтый чайники, белая и черная собачки, красная и синяя бабочки и т. д. Один набор картинок у взрослого, второй — у ребенка. Начинает игру взрослый, он выкладывает любую свою картинку и просит ребенка найти и положить такую же. Затем взрослый говорит название цвета своей картинки и выясняет, какого цвета картинка малыша.

С этим же набором можно играть, подбирая картинки по цвету: сначала все красные, потом все желтые и так далее, пока не соберутся все группы по цветам. В такой игре должно ликвидироваться затруднение у тех детей, которые не умели различать цвета.

Собрав все картинки одного цвета, нужно еще раз их назвать, выделяя голосом окончания прилагательных. Таким образом, вместе с закреплением названий цветов будет идти различение родовых окончаний  прилагательных.

Развитие речи, третий год жизни

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ

        Кроме прилагательных, обозначающих цвета, трехлетние дети должны знать слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, квадратный, овальный. Естественно, сначала нужно позаботиться о том, чтобы дети знали слова «круг», «квадрат», «овал» и понимали, что эти слова обозначают. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, луна, — круглые, а кубики, коробка, табурет — квадратные; огурец, лимон, слива — овальные. Позже дети по вашей просьбе попробуют назвать, какой формы яблоко, книжка, окно и т. д. Можно сделать подборку картинок,   объединив   их   в   группы   по   форме. Рассматривая с ребенком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т. д. С данным набором можно заниматься в течение длительного времени. Не огорчайтесь, если сначала ваш малыш будет просто называть картинки. Первоначальная задача — ввести слова в пассивный словарь и только затем   постепенно  учить  пользоваться  данными   прилагательными.

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ

РАЗМЕР ПРЕДМЕТОВ

В речи детей уже есть слова «большой», «маленький», которыми они оперируют в любом случае, когда нужно обозначить размер предмета. Знакомим детей со словами «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», называя признаки окружающих вещей: широкая юбка, узкие брюки, длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст и т. д. Сравнивать предметы по величине можно везде: в лесу (высокая ель и низкий кустик); на даче (крупная клубника и мелкая смородина); в городе (длинная улица и короткий переулок). Так расширится для детей понятие размера, в каждом конкретном случае они будут употреблять нужное   слово.

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ

 РАЗЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕДМЕТОВ

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, холодная вода, холодный квас; горячий чай, горячая каша, горячее какао; теплый свитер, теплые носки, теплое пальто; сухое белье, сухие носки, сухая тряпка; мокрый пол, мокрая кисточка, мокрое полотенце; чистая посуда, чистые руки, чистое белье. Не забывайте почаще употреблять эти слова в своей речи, и тогда дети быстро усвоят  их  и   начнут  ими   пользоваться.

Игры для развития речи

Повторяй за мной

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора - ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик, не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай и т.п.

В игре формируются навыки правильного произношения, развивается артикуляционный аппарат.

Кто что умеет

Показывайте ребенку картинки с изображениями разных животных и просите рассказать: кто что умеет. Например, собака умеет лаять, бегать, кусаться, сторожить дом. Не умеет — лазать по деревьям, летать, разговаривать, читать книги, есть ложкой и т.п.

Кто что умеет

Показывайте ребенку картинки с изображениями разных животных и просите рассказать: кто что умеет. Например, собака умеет лаять, бегать, кусаться, сторожить дом. Не умеет — лазать по деревьям, летать, разговаривать, читать книги, есть ложкой и т.п.

Игры для развития речи

Какой? Какая?

В гости к малышу пришел зайчик. В коробке у него — игрушки. Показывая по одному предмету, зайчик задает ребенку вопросы: «У меня есть матрешка, какая она? (красивая, нарядная, маленькая). А вот кубик. Какой он? (зеленый, пластмассовый, квадратный)». Таким образом, рассмотрите все игрушки, интонируя окончания вопросительных слов: какой, какая, какое, какие.

                Веселое купание

Заниматься развитием речи можно и ванной комнате: намыливая малыша, читайте ему забавные стишки, потешки:

                             Хлюп-хлюп ручками,

        Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

 Мыльной ручкой глаз

 А водичка булькает,

А водичка пенится,

 Машенька помоется,

 Причешется, оденется.

Аккуратные зайчата

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

        И теперь мы чистые

Развитие речи, третий год жизни

ОБОГАЩЕНИЕ  ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ

С освоением различных видов деятельности, с формированием двигательных навыков растет и количество слов, обозначающих эти разнообразные действия. Чем больше малыш умеет делать, тем   больше он знает  и  слов-действий.

         Называть действие, выполняемое ребенком, нужно точно, с использованием приставок. Например, воду из чашки в стакан перелили, в чайник воды налили, потом еще подлили, из ведра воду   вылили.  Сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: мама платье шьет, бабушка чулки вяжет, сестра салфетку вышивает; собака бежит, птица летит, змея ползет, рыба    плывет.

Нужно показать разницу между продолжающимся действием и закончившимся: мама кашу    варит —   мама кашу    сварила.

При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот   или   иной   герой   сказки.

Очень много слов - действий имеется в потешках. Читайте детям потешки и добивайтесь запоминания текстов, тогда дети введут в свой   словарь   много   разных   глагольных форм.

Особенно хороши потешки в форме вопросов и ответов, так как имеется возможность показать детям особенности вопросительной интонации. В них представлены образцы диалогической речи, а, как известно, диалог воспринимается легче, так как приближен к обыденной   речи, диалогичной   по  своей  сути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"

Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

Доклад "Развитие речи ребенка четвертого года жизни (3-4 года)"

Возрастные показатели развития речи ребёнка 4 года жизни....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ (3-4 ГОДА)

Каковы возрастные показатели развития речи ребенка четвёртого года жизни?Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах ...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...