"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Иконникова Ксения Николаевна

     Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем.

Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком и главное - появляется самостоятельная речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_lyublyu_pogovorit.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

"Я люблю поговорить"

(развитие речи детей на 2-м году жизни)

     Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем.

Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком и главное - появляется самостоятельная речь.

Основные особенности и направления в развитии речи на втором году жизни

        На первом этапе (примерно до полутора лет) совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов. Связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, но она может оказаться непрочной. Поэтому надо чаще показывать предмет среди других и давать его точное название. О понимании ребенком речи взрослого говорит его так называемая двигательная реакция. К концу второго года жизни комплексные ответы (слова в сочетании с жестом и действием) у малыша приобретает большую четкость. Для того, чтобы ребенок, верно, понимал название предмета, действие с ним, он должен больше общаться с предметом. В этом возрасте важно учить ребенка выполнять поручения, для этого нужно активно использовать режимные моменты. В разговоре с ребенком второго года жизни надо называть предметы и живые объекты правильным, необлегченным словом: машина, собака и т.д.

        Очень многое в развитии речи и обогащении знаний дают прогулки, наблюдения за живыми объектами, транспортом. Гуляя с малышом на улице надо с ним говорить, показывая и называя  то, что видит ребенок. Такие наблюдения и разговоры направлены на развитие у ребенка слов-названий и слов-действий. Чуть позже он будет использовать их в самостоятельной речи.

На втором году жизни у ребенка появляются элементы обобщения - мысленного выделения общего в предметах и явлениях действительности.

        Дети могут узнавать увиденные ранее предметы на картинках, в книжках.

К концу 1 года 6 мес. ребенок может:

- выделять и обозначать себя, других людей, различать предметы;

- выделять и называть отдельные части своего тела, а также животных;

- понимает слова, обозначающие действия, совершаемые в быту, а также действия с игрушками и другими предметами;

- понимает элементарный сюжет;

        Возраст от 10 мес. до полутора лет является критическим периодом в развитии детской речи. Расширение сферы жизнедеятельности ребенка создает возможность стрессовых ситуаций. Необходимо помнить, что даже самый, казалось бы, незначительный стресс (например, малыш испугался лающей собаки) может стать причиной некоторой задержки развития детской речи.

        Очень важная задача на 2-м году жизни - развитие самостоятельной речи. Предпосылки ее закладываются на 1-м году. Если своевременно развивать (на 1-м году жизни) лепет и подражание, то на 2-м году жизни эта деятельность становится очень интенсивной. Звуковая игра, в которую включаются также и слова, начинает заполнять все время бодрствования ребенка.

        В фонетическом отношении слова, еще несовершенны, ребенок может пропускать звуки, заменять один звук другим. Эта особенность произношения на втором году жизни считается физиологической, поскольку в основе лежит несовершенство речевого аппарата и слуха. Если у детей нормальный слух и есть понимание чужой речи, то с формированием и созреванием речевых центров активная речь появляется в 1,5-2-м годам, реже в более поздние сроки.

        Во втором полугодии ребенок:

- совершенствуется в понимании речи. От 1 года 6 мес. до 2 лет он уже может различать возраст и пол окружающих его людей;

- знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры, цвета, знает названия предметов;

- начинает понимать слова "можно", "нельзя", "помоги";

- понимает и может выполнять несложные поручения из 2-3-х действий;

- может понимать вопросы взрослого и элементарно на них отвечать;

        В этот период быстро начинает формироваться самостоятельная речь ребенка. Малыш в общении со взрослым употребляет слова, подкрыляя их жестами и мимикой. Усиленно подражает старшим, поэтому надо чаще повторять правильное произношение слова.

        Речевое развитие не сводится только к формированию правильного произношения и обогащению словаря. С течением времени речь ребенка становится более связной, то есть начинается овладение грамматическим строем предложения. В его речи появляются двухсловные предложения. Хотя слов-вопросов в детской речи еще нет, вопрос выражается интонацией. Надо поощрять инициативные словесные обращения ребенка ко взрослому, они важны в становлении активной речи.

        Нужно развивать у ребенка потребность в речевом общении, проводить занятия и упражнения, способствующие развитию речевых центров мозга. Занятия необходимо проводить регулярно, и взрослые должны быть терпеливы и эмоциональны. Очень хорошо использовать в общении с ребенком образцы русского народного слова. Это замечательно средство развития речи, детей, о чем неоднократно писал великий русский педагог К.Д. Ушинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-занятия по развитию речи детей второго года жизни.

В этом материале представлена теория развития речи детей второго года жизни и несколько разработанных логопедических занятий....

Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи детей второго года жизни...

Особенности проведения зания по развитию речи детей второго года жизни.

Развитие речи детей второго года жизни важный этап в становлении ребенка....

Методическая разработка по теме « Развития речи детей второго года жизни в предметной деятельности».

В данной методической разроботке описаны особенности становления предметной деятельности у детей второго года жизни, взаимосвязь с развитием речи. Представлены варианты игр и упражнений используемых д...

"Задачи развития речи детей второго года жизни"

Речь ребенка раннего возраста возникает как необходимость взаимодействия со взрослыми. Важно создавать условия для развития пассивной и активной речи....

Консультация для родителей Игры и упражнения по развитию речи детей второго года жизни

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ...

Развитие речи детей второго года жизни.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Поэтому одним из стратегических направлений детской педагогики, психологии и логопедии на сегодняшний де...


 

Комментарии

Хрупова Татьяна Викторовна

Вопрос о развитии речи раннего возраста актуален.