Консультация для родителей "Рекомендации родителям по развитию речи речи детей второго года жизни"
консультация по логопедии по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_gruppa_rannego_vozrasta.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

группа раннего возраста

Рекомендации родителям по развитию речи детей второго года жизни

Развитие речи от 1 до 2 лет.

Второй год характеризуется активным пополнением пассивного словаря. Ребенок понимает практически всю обращенную к нему речь. А вот активный словарный запас пока запаздывает, что часто вызывает волнение родителей. Они находят усредненные данные, что в год ребенок должен произносить порядка 10 слов. Некоторые ровесники имеют в арсенале уже около 15 слов, а у их малыша еле-еле можно наскрести 5.

На протяжении всего второго года жизни такая разница в количественном накоплении активного словаря разными детьми может быть очень велика. К концу второго года жизни норме соответствует, как использование 100 слов, так и 300. В это же время малыш, как правило, овладевает новой речевой структурой - фразой. Она пока короткая и грамматически не оформленная, состоит из 2-х , 3-х слов: Хочу есть, Идем гулять, Мама дай мяч...

На этом этапе освоения речи не стоит обращать внимание на неправильное звукопроизношение. Ребенок еще не в состоянии в полной мере управлять движениями языка и губ. Смазанное звуковое оформление слов в этом возрасте обусловлено недостаточным уровнем физиологического развития, что можно наблюдать и в неточной координации движений общей и мелкой моторики. В течение второго года жизни в речи детей появляется в правильном произнесении примерно половина звуков русского языка. Так к 1,5 годам ребенок четко произносит гласные звуки А, О, У, И, Э и согласные Б, П, М, Й, К, Г. Из гласных отсутствует Ы.

В 2 года в речи детей преобладают мягкие звуки, они произносятся на своих местах и служат заменителями твердых согласных звуков. Например: «сянки» («санки»), «сяпка» («шапка»), «ясик» («ящик»), «зяйка» («зайка»), «зюк» («жук»), «тяпки» («тапки»), «тяй» («чай»), «люк» («лук»), «ляк» («рак»), «лепка» («репка»). Возрастной нормой является опускание сонорных звуков: «ыба» («рыба»), «пахая» («плохая»), «тамвай» («трамвай»). Из твердых начинают произноситься  звуки: В, Ф, Х, а у части детей и звуки: Т, Д, Н. Но произношение даже имеющихся в речи звуков неустойчивое, ребенок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.

Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры слова путем опускания слогов из середины слова, пропуска окончаний). Поэтому в речи детей появляются слова: «клудась» («карандаш»), «пимаю» («понимаю»). У части детей тихий, слабый голос.

Таким образом, к двум годам ваш ребенок:

•        обладает запасом в 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия

  • пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями, но речь аграмматична
  • любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации
  • называет предметы, изображённые на картинках
  • пользуется словами "да", "нет", "еще"
  • выражает просьбу словами, а не только жестами
  • использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями)
  • согласует предмет и действие ("машина едет", "я хочу")
  • характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка

(этап физиологического косноязычия).

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо:

  1. Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
  2. Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет.
  3. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
  4. Использовать прием дополнения детского высказывания.
  5. Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
  6. Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.
  7. Петь песенки.
  8. Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
  9. Нужно ли «сюсюкать»? Всему свое время. В раннем возрасте такой язык просто необходим ребенку, обучает его формам слов, которые ему доступны.

10. Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.

11. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».

В каких случаях стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка:

•        У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.

•        К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.

•        Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.

•        Ребенок не использует в общении мимику и жесты.

•        Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.

•        У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для

общения даже с самыми близкими людьми.

•        В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки. Запинки, повторы

слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.

•        Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

                Необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были

- тяжелые роды,

- асфиксия,

- родовспоможение,

- тяжелое протекание беременности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-занятия по развитию речи с детьми второго года жизни

Период от 1 года до 3 лет считается сензитивным для развития речи. Поэтому для успешного овладения детьми полноценной речью большое значение придается целенаправленной работе с детьми раннего возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи у детей второго года жизни"

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Поэтому одним из стратегических направлений детской педагогики, психологии и логопедии на сегодняшний де...

Игры для развития понимания речи ребёнка второго года жизни (с 1 года до 2 лет)

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Особенности развития речи детей 3-4 года жизни»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. От уровня...

Консультация для родителей "Предметы и игрушки для детей второго года жизни"

Консультация для родителей. Предметы и игрушки для детей второго года жизни....

Консультация для родителей Предметы и игрушки для детей второго года жизни

Предметы и игрушки для детей второго года жизниНа втором году жизни ребенок активно овладевает действиями с бытовыми предметами и учится обращаться с ними, копируя поведение взрослых. Такими предметам...