Главные вкладки

    Консультация для родителей: "Значение мелкой моторики рук,в развитии ребенка".
    план-конспект занятия (младшая группа) на тему

    Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx937.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторики. Игры на развитие мелкой моторики используют в своей работе логопеды, психологи, педагоги. Руки ребенка – это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами – что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое – играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

    Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами.

    Почему же так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

    Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

    В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

     И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

    Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

    Итак, во что же играть? Рассмотрим несколько видов игровой деятельности, способствующей развитию моторики рук:

    Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия.

    В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.


    Пальчиковая гимнастика

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем пальчики считать,
    Все такие нужные,
    Крепкие и дружные.
    - Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
    Пальчиковые игры
    На моей руке пять пальцев,
    Пять хватальцев, пять держальцев.
    Чтоб строгать и чтоб пилить,
    Чтобы брать и чтоб дарить.
    Их не трудно сосчитать:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.
    Пальчиковая гимнастика

    Бабушка очки надела
    И внучонка разглядела.
    - Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

    Дидактический стол -  это удобное и комфортное место для развития различных навыков ребенка. Он представляет собой специальный стол, оборудованный для развивающих игр и наполненный набором игрушек.

    Занятия за дидактическим столом обучают малышей различать цвета, размер, количество и форму различных предметов, развивают навыки речи, творческие способности, логическое мышление, аккуратность, совершенствуют умение сравнивать и конструировать предметы. Возможности дидактического стола способствуют улучшению сенсорного и зрительного восприятия детей, разработке мелкой моторике рук, концентрации внимания и координации движений.

    Для работы с детьми 3-4 лет, можно самостоятельно сконструировать дидактический материал, для развития мелкой моторики рук.

    «Дидактический стол» - «Весёлая гусеница»


    http://74323s018.edusite.ru/images/izobrajenie002.jpg

    К столу приклеены горлышки с пробками от пластиковых бутылок, объединенные общим сюжетом. Ребенок, раскручивая и прикручивая пробки, не только создает общий сюжет, но и должен соотнести цвет пробки с цветом фона. Одновременно можно использовать для развития речи: придумываем сказки, разучиваем стихи по данному сюжету.

    http://74323s018.edusite.ru/images/izobrajenie003.jpg

    "Сухой дождь"

    "Сухой дождь" изготовлен из цветных атласных лент и цветных прищепок. Малыш берёт прищепку и прикрепляет её к к ленте того же цвета. Ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук, ловкость.

    http://74323s018.edusite.ru/images/-23.jpg

    Рисование пальчиками.

    С помощью ладошки и пальчиков можно научить ребенка создавать интересные рисунки. Этот процесс не только увлекательный и веселый, но и очень полезный. Осознанные движения пальцами стимулирует у детей развитие мелкой моторики рук, речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию.

    http://www.xxlbook.ru/imgh550852.png

    Коллаж из кусочков цветной бумаги.

    Предложите ребенку порвать бумагу на мелкие части, а затем наклеить внутри контура рисунка. Например, это будет волшебный цветок или сказочное дерево. Наклеивать кусочки можно произвольно друг на друга, используя клей карандаш.

    Так же развивать мелкую моторику рук можно и другими видами деятельности. Например, такими как: оригами, лепка и рисование пластилином. Пусть ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, учится шнуровать, катает каждым пальцем карандаш и фасоль, поднимает с поверхности стола фасоль или горох по одной штуки и т. д. – все и не перечислишь.

    Немного терпения и творчества, и ваш ребенок будет невероятно быстро развиваться и адаптироваться в окружающей его среде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение мелкой моторики в умственном развитие ребенка

    Об особом месте мелкой моторики в умственном развитие ребенка...

    Консультация для родителей "значение мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте"

    Цель: познакомить родителей со значением развития мелкой моторики у детей младего дошкольного возраста. Методическое руководство игр, направленных на развиие мелкой моторики...

    Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»

    В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона». Люди давно заметили, что движения рук и ...

    Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

    Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

    Консультация для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей»

    Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Разви...