Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии речи детей"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Козлович Александра Андреевна

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Развитию мелких движений  пальцев дошкольников в научной литературе уделяется особое внимание. Все чаще появляются статьи о пользе этой работы. Различными исследованиями установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Значение мелкой моторики рук в развитии речи ребенка»

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Развитию мелких движений  пальцев дошкольников в научной литературе уделяется особое внимание. Все чаще появляются статьи о пользе этой работы. Различными исследованиями установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрастному  уровню, то и развитие речи часто бывает в пределах нормы, если же развитие моторики пальце отстает, то отстает соответственно и речь. Познание окружающей действительности  у малышей проходит  в процессе манипулирования с предметами. Опыт показывает, что дети с задержкой речевого и особенно умственного развития, нередко имеют отклонения в развитии и общей моторики, недостаточно четко координируют движения, с большими трудностями овладевают сложными двигательными навыками.

 Специальные исследования сотрудников в мыслительной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АНН  России установлено, что уровень развития речи находиться в прямой зависимости от тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов  и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое  развитие находиться в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя  общая моторика при этом может и в норме. Правомерность выводов  о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается  исследованиями Исениной Е.И.

Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функций руки и речи, пришли к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от руки. Кольцова  М.М. особо подчеркивает, что, «влияние проприоцептивной  импульсации с мышц руки так значительно  только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми в случаях, где развитие речи задерживается. Рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду  со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению Кольцовой, «мощным средством» повышения работоспособности коры головного мозга». Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, представляет исключительный интерес в педагогическом отношении.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушениями в развитии необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений руки, как известно, весьма полезна и для подготовки руки  к письму. Особенно велика ее роль в группах детей с речевыми и умственными отклонениями, у которых  обнаруживаются двигательные нарушения, как следствие раннего органического поражения мозга.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.