Консультация "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей"
консультация на тему

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_melkoy_motorike.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей»

Подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад № 90 Воронцова Н.В.

Моторное развитие – это овладение новым движением, его усвоение, закрепление и применение, что происходит как в ходе онтогенеза, так и в процессе специального обучения.

Моторное развитие делится на три фазы, следующие одна за другой в необратимой последовательности:

1 фаза – овладение основным процессом движения в «грубой» форме при «грубой» координации;

2 фаза – коррекция, уточнение и дифференцирование, тонкая координация движения;

3 фаза – закрепление и приспособление к различным условиям, стабилизация навыка.

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движения тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребенок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании.

Для снятия силовых показателей развития динамометрической силы кистей рук существует специальных прибор динамометр. Он работает по аналогии с ручным эспандером: чем сильнее сжимаешь трубочку прибора, тем лучше показатель. Есть таблица показателей для разных возрастных групп, соответственно которой определяется степень развития силы кистей рук. Хотя и здесь можно применить нестандартные приемы исследования – игры «Рукопожатие», «Свистящая резиновая игрушка», «Держи крепко» (удерживать в руке бутылочки с водой) и другие.

Обнаружив нарушения у ребенка, стоит заняться развитием мелкой моторики. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше будет результат. И еще, занятия должны вызывать у самого ребенка благоприятный эмоциональный отклик. Иначе напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект – блокировку, т.е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем ребенку тренировать свои пальцы и руки, лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажерами, другим – с карандашами и т.д.).

Дополнительные занятия дома с родителями

Материал: набор игрушек из «Киндер-сюрприза» на устойчивой основе, колючие массажные резиновые мячики или пластмассовые шарики-массажеры, грецкие орехи, каштаны, цветные карандаши.

Игры с предметами

«Киндер – спортсмен»: манипуляции с мелкими игрушками – удерживать киндер на раскрытой ладони, поднимая ее вверх и вниз, либо совершая колебательные движения, как на качелях; удерживать киндер на каждом вытянутом пальчике (усложнение – поднимать и опускать руку выше – ниже; перекидывать киндер из ладони в ладонь).

«Жонглёры»: подбрасывание грецких орехов, каштанов в одной руке, из руки в руку, друг другу, жонглирование 2-3 предметами (как в цирке).

«Пиратские игры» - манипуляции с не подточенными цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами (все пальцы), совершать колебательные движения карандашом; удерживать равновесие карандаша, положенного на вытянутый палец (или на все пальцы); зажимать карандаш одним пальцем, сгибая палец крючком (или все пальцы); одна рука лежит на столе ладонью вниз, пальцы раздвинуты широко, карандаш во второй руке поставлен на тыльную сторону ладони; карандаш «прыгает» (как пираты тыкали ножом) между пальцами и возвращается назад. Движения идут от большого пальца к мизинцу. Разновидность – после каждого «прыжка» карандаш возвращается на тыльную сторону ладони (на исходное место). Вначале движения делаются медленно. С улучшением уровня координации движения убыстряются по желанию детей. У каждого ребенка скорость выполнения своя. То же с другой рукой.

Развитие мелкой моторики в быту

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела, где он может помогать взрослым.

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире; очищать крутые яйца; чистить мандарины.
  2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок); очищать фисташки.
  3. Помогать собирать рассыпавшиеся предметы (пуговицы, фасоль, бусины).
  4. Лепить из теста печенье и др.
  5. Открывать ключом почтовый ящик.
  6. Учиться самостоятельно обуваться, одеваться, разуваться, раздеваться (для этого обувь и одежда должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет); учиться самостоятельно надевать перчатки, пробовать зашнуровывать ботинки/кроссовки.
  7. Помогать сматывать нитки/веревку в клубок.
  8. Вешать белье, используя прищепки.
  9. Помогать отвинчивать различные крышки (от бутылок с водой, от шампуня, от зубной пасты и др.)
  10. Помогать перебирать крупу.
  11. Рвать, мять бумагу (можно выделить для этого черновик).
  12. Собирать вместе со взрослыми ягоды.
  13. Вытирать пыль вместе.
  14. Включать и выключать свет по необходимости.
  15. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  16. Перелистывать страницы книги.
  17. Учиться пользоваться точилкой, стирательной резинкой.
  18. Закручивать гайки, болты разного размера.

Рекомендации подготовлены с учётом опыта работы и с использованием материалов Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

как влияет развитая мелкая моторика на речь детей...

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детейПрактикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную нед...

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг...

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей.

Консультация для родителей: "Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей"....

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...